Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель: определить условия психолого-педагогического сопровождения подростков во время проживания ими кризиса.
Задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме подросткового кризиса;
2. выделить условия психолого-педагогического сопровождения;
3. рассмотреть понятия психолого-педагогического сопровождения с позиции разных авторов;
4. составить рекомендации по созданию условий психолого-педагогического сопровождения;

Оглавление

Введение...............................................................................................................3

Глава 1. Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса
1.1. Понятие «сопровождение» с позиций разных авторов…………………6
1.2. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте…………...1
1.3. Специфика подросткового кризиса……………………………………..
1.4. Специфика психолого-педагогического сопровождения подростков в условиях школы……………………………………………………………….

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка влияния психолого-педагогической поддержки подростков во время проживания кризиса.
2.1. Организация и методика проведения исследования…………………...
2.2. Анализ результатов проведенных диагностик, направленных на повышение самооценки и снижение агрессивности детей………………...

Заключение…………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная 2вариант.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

   Многие подростки  переживают кризис во  внешних проявлениях негативизма – бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии (часто родителям). Задача близких взрослых и психологов здесь однозначна – необходимо включаться в проблемы подростка и постараться облегчить его жизнь в этот период.

   Не всякий подросток,  однако, проходит столь тяжелое  испытание душевным кризисом. А  те, кто проходят,  по большей  части выбираются из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются  о душевных бурях своих дорогих  чад.

 

1.4. Специфика психолого-педагогического сопровождения в условиях школы.

     Отсутствие  твердых образцов поведения и  моральных границ, ослабление социального  контроля способствуют росту  отклоняющегося и девиантного   поведения детей и подростков. В свою очередь, воспитание учащегося в современном образовательном учреждении приобретает чрезвычайную значимость, в то же время, является наиболее проблемным и сложным процессом. Оно требует особого внимания со стороны педагогического коллектива и нередко принципиального изменения педагогической позиции. При существующей тенденции увеличения количества новых общетеоретических концепций, авторских технологий и подходов в области воспитания, каждое образовательное учреждение сталкивается с необходимостью обоснованного выбора той или иной модели воспитательного процесса. Главным ориентиром для образовательного учреждения является основное требование Законом РФ об образовании к содержанию образования: «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации» (ст. 14, п. 1 ФЗ об образовании). Создание таких условий для каждого субъекта образовательного процесса возможно через психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение как особый вид помощи личности обеспечивает её развитие в условиях образовательного учреждения.       Однако, независимо от того, какие (и сколько) подходы к содержанию воспитательного процесса реализуются в образовательном учреждении, важно понимать, что процесс воспитания, независимо от конкретных целей, в своей основе имеет единые базовые психологические и психотехнические средства. Психолого-педагогическое сопровождение позволяет использовать эти средства в виде определенной системы профессиональной деятельности педагога-психолога  и педагогического коллектива школы, направленной на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития личности, раскрытия индивидуальности каждого субъекта образовательного процесса. В процессе сопровождения в ситуациях выборов интеллектуальных, этических, эстетических происходит побуждение подростков к нахождению самостоятельных решений. При этом оказывается помощь ему в принятии на себя ответственности за собственную жизнь.

 Многие исследователи  отмечают, что главная задача психолого-педагогического сопровождения – психологически-грамотное и логически последовательное построение того или иного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса характеризуется, прежде всего, такими качествами, как пролонгированность и непрерывность, предусматривает следование за естественным ходом развития личности. Идея непрерывности психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса  обусловлена как закономерностями развития детей, педагогического коллектива, детско-родительских отношений, так и ситуативными кризисами отношений в системе «ученик – педагог – родитель». В современных условиях данная работа, где участвуют дети и взрослые, может проводиться школьным психологом. В настоящее время перед психологической службой школы стоят следующие задачи:

  • психологическое изучение личности учащихся с целью осуществления индивидуального плана обучения и воспитания;
  • профилактика и коррекция отклонений в психическом и личностном развитии учащихся;
  • сохранение психического здоровья учащихся на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самопознанию и самовоспитанию;
  • создание условий для формирования системы психологических знаний родителей и учителей, оказание им своевременной психологической поддержки.

    Обоснованным  представляется обучение психолого-педагогическому  сопровождению воспитательного  процесса руководителей образовательных  учреждений, классных руководителей,  социальных педагогов. Первой  ступенью такой подготовки является  повышение квалификации руководителей общеобразовательных учреждений и педагогов в области психолого-педагогического сопровождения, в результате чего может происходить изменение в традиционном соотношении между дидактикой, методикой и психологией в реальной педагогической практике.

 Методом и идеологией  педагога-психолога является именно  сопровождение.

Почему?

  1. В качестве важнейшего аксиологического принципа авторской модели школьной психологической службы выступает «безусловная ценность внутреннего мира каждого подростка, приоритетность потребностей, целей, ценностей его развития».
  2. В процессе сопровождения в ситуациях выборов интеллектуальных, этических, эстетических происходит побуждение подростков к нахождению самостоятельных решений. При этом оказывается помощь в принятии на себя ответственности за собственную жизнь.
  3. Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной подростку социально-педагогической среды  условия его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.  [10.24.]                                      

В настоящее  время разработаны три линии  работы с подростками:

- первая линия –  помощь в проявлении и осознании  своих чувств (т.к. у большинства  подростков отсутствует опыт  выражения чувств, поэтому необходимо  создавать такую работу на проявление и раскрытие чувств. Затруднения выражения чувств – это специфика нашей культуры, которая построена на их отрицании. В семьях это нередко считается признаком слабости);

- вторая линия –  повышение ресурсных возможностей  подростков (подростки имеют возможность получить важнейший ресурс для прохождения кризиса – абсолютное принятие их взрослыми. Поскольку подросток сам себе кажется «гадким утенком», а окружающие его взрослые часто боятся и отрицают изменения в нем, подростку просто необходимо, чтобы кто-то принимал его и показывал ему это);

  - третья линия  – помощь  в понимании подростками  того, что с ними происходит (им  важно знать, что происходящие  с ними изменения нормальны,  что они встречаются почти   у всех сверстников, но в  разное время, понимать перспективы своего развития).

    Такая помощь  может предоставляться либо на  индивидуальных встречах, либо через  обсуждение наиболее типичных  вопросов на групповых занятиях.

    Психолого-педагогическое  сопровождение участников образовательного  процесса будет эффективнее, если проводить целенаправленную работу по повышению психологической  культуры учащихся, их родителей, педагогов, администрации. Сопровождение учеников, как правило, прекращается с момента окончания учебного заведения, а поэтому приобщение учащихся к психологической культуру будет способствовать успешности в профессиональной жизни и решении проблем, связанных с социальной адаптацией, самореализацией, психологическим здоровьем и т.д. [26.21.]

    Таким образом,  можно сделать вывод о том, что психолого-педагогическое сопровождение необходимо в образовательном учреждении, как помощь учащимся в их самореализации, самовоспитании, в их личностном росте и развитии.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Опытно-экспериментальная проверка влияния психолого-педагогической поддержки подростков во время проживания кризиса.

 

2.1. Организация  и методика проведения исследования.

           Сегодня страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – все это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослого человека, При деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, резко меняющихся условиях среды возникает психическое состояние общего возбуждения психического напряжения, называемое стрессом – (от английского. stress – давление, нажим, напряжение). Все это безусловно влияет и на подростков.

   Подростковый  возраст – период отчаянных  попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой подход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что подросток  живет в настоящем времени, но для него большое значение имеют  его прошлое и будущее – область предполагаемого. Мир его понятий и представлений переполнен о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общества.

Чтобы помочь подростку  в настоящее время, разработан курс психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение позволяет использовать различные средства в виде определенной системы профессиональной деятельности педагога-психолога  и педагогического коллектива школы, направленной на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития личности, раскрытия индивидуальности каждого субъекта образовательного процесса. В процессе сопровождения в ситуациях выборов интеллектуальных, этических, эстетических происходит побуждение подростков к нахождению самостоятельных решений. При этом оказывается помощь ему в принятии на себя ответственности за собственную жизнь. В работе было использовано понятия «психолого-педагогическое сопровождение», как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности. ( Г. Бардиер, М. Р. Битяева) Следовательно, психологическое сопровождение предусматривает следование за естественным ходом развития личности, и поэтому существует необходимость в разработке практических рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения, а также курс психологических занятий.

  В ходе эксперимента  проверялась следующая гипотеза – создание условий психологической поддержки способствует повышению самооценки у подростков и снижению у них агрессивности.

Таким образом, цель эксперимента: выявление уровня самооценки и агрессивности подростков, корректирование в тренинговой программе.

Для реализации обозначенной цели были определены следующие задачи:

  1. Подобрать методы психодиагностики для выявления уровня самооценки и агрессивности.
  2. Провести констатирующий эксперимент с опытной проверкой.
  3. С помощью методов диагностики сформировать экспериментальную группу.
  4. Включить детей с низкой самооценкой и высокой агрессивностью в систему коррекционных занятий тренингового характера.
  5. Обработать и проанализировать результаты.
  6. Сформулировать выводы и рекомендации учителю по организации и проведению коррекционно – развивающей работы, влияющей на формирование мыслительных операций младших школьников.

Для проведения эксперимента были подобраны и проведены следующие диагностики: «Социометрия», «Определение самооценки», «Опросник Басса-Дарки» на выявление уровня агрессивности. С учетом результатов диагностик были составлен комплекс занятий с подростками в форме тренинга, направленный на повышение самооценки и выявление уровня агрессивности. (см. Приложение)

В исследовании приняли  участие учащиеся  7 класса МОУ  СОШ №3 г. Камень-на-Оби. Количество участников эксперимента – 20 человек. В ходе исследования осуществлялся констатирующий эксперимент, в котором устанавливалась контрольная и экспериментальная группы. Проводилась социометрия, на основании ее выделилась экспериментальная группа, состоящая из 5 человек. (см. Приложение1).

После проведения социометрии  было выделено следующее:

  • Дети в контрольную и экспериментальную группы отбирались по наименьшему положительному выбору одноклассников.
  • В экспериментальную группу вошли двое детей, имеющие статус «отверженные».
  • Количество детей в выборке обеих групп составило 5 человек.

Также на основе методов  пилотажного исследования (теста, опросника) определялась экспериментальная группа. В данную группу вошли дети с низкой самооценкой и повышенной агрессивностью. Анализируя результаты, было выявлено, что из 20 человек – 5 имеют завышенную самооценку, 11 человек – адекватную самооценку, 4 –заниженную самооценку. Результаты диагностики представлены в виде  столбчатой диаграммы.


      - 55%  - адекватная самооценка

        - 20%  - низкая  самооценка


       - 25% - высокая самооценка


 

Анализируя результаты проведенного опросника Баса-Дарки, где были взяты 4 критерия,  было установлено: 16 человек имеют физическую агрессивность (80%), 13 человек – раздражительность (65%), 8 человек – чувство вины (40%), 9 человек – негативизм (45%). Данные результаты представлены в виде столбчатой диаграммы.

 

\

Таким образом, рассматривая и исследуя результаты проведенных  методик, в экспериментальную группу были включены 5 человек.

На основе полученных результатов был разработан комплекс занятий, где основным направлением стал подбор упражнений на повышение самооценки и снижение уровня агрессивности.

 

2.2. Анализ результатов  проведенных диагностик, направленных  на повышение самооценки и  снижение агрессивности детей

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса