Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:14, дипломная работа
Цель: определить условия психолого-педагогического сопровождения подростков во время проживания ими кризиса.
Задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме подросткового кризиса;
2. выделить условия психолого-педагогического сопровождения;
3. рассмотреть понятия психолого-педагогического сопровождения с позиции разных авторов;
4. составить рекомендации по созданию условий психолого-педагогического сопровождения;
Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса
1.1. Понятие «сопровождение» с позиций разных авторов…………………6
1.2. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте…………...1
1.3. Специфика подросткового кризиса……………………………………..
1.4. Специфика психолого-педагогического сопровождения подростков в условиях школы……………………………………………………………….
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка влияния психолого-педагогической поддержки подростков во время проживания кризиса.
2.1. Организация и методика проведения исследования…………………...
2.2. Анализ результатов проведенных диагностик, направленных на повышение самооценки и снижение агрессивности детей………………...
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма – бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии (часто родителям). Задача близких взрослых и психологов здесь однозначна – необходимо включаться в проблемы подростка и постараться облегчить его жизнь в этот период.
Не всякий подросток,
однако, проходит столь тяжелое
испытание душевным кризисом. А
те, кто проходят, по большей
части выбираются из него
1.4. Специфика психолого-педагогического сопровождения в условиях школы.
Отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и девиантного поведения детей и подростков. В свою очередь, воспитание учащегося в современном образовательном учреждении приобретает чрезвычайную значимость, в то же время, является наиболее проблемным и сложным процессом. Оно требует особого внимания со стороны педагогического коллектива и нередко принципиального изменения педагогической позиции. При существующей тенденции увеличения количества новых общетеоретических концепций, авторских технологий и подходов в области воспитания, каждое образовательное учреждение сталкивается с необходимостью обоснованного выбора той или иной модели воспитательного процесса. Главным ориентиром для образовательного учреждения является основное требование Законом РФ об образовании к содержанию образования: «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации» (ст. 14, п. 1 ФЗ об образовании). Создание таких условий для каждого субъекта образовательного процесса возможно через психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение как особый вид помощи личности обеспечивает её развитие в условиях образовательного учреждения. Однако, независимо от того, какие (и сколько) подходы к содержанию воспитательного процесса реализуются в образовательном учреждении, важно понимать, что процесс воспитания, независимо от конкретных целей, в своей основе имеет единые базовые психологические и психотехнические средства. Психолого-педагогическое сопровождение позволяет использовать эти средства в виде определенной системы профессиональной деятельности педагога-психолога и педагогического коллектива школы, направленной на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития личности, раскрытия индивидуальности каждого субъекта образовательного процесса. В процессе сопровождения в ситуациях выборов интеллектуальных, этических, эстетических происходит побуждение подростков к нахождению самостоятельных решений. При этом оказывается помощь ему в принятии на себя ответственности за собственную жизнь.
Многие исследователи отмечают, что главная задача психолого-педагогического сопровождения – психологически-грамотное и логически последовательное построение того или иного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса характеризуется, прежде всего, такими качествами, как пролонгированность и непрерывность, предусматривает следование за естественным ходом развития личности. Идея непрерывности психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса обусловлена как закономерностями развития детей, педагогического коллектива, детско-родительских отношений, так и ситуативными кризисами отношений в системе «ученик – педагог – родитель». В современных условиях данная работа, где участвуют дети и взрослые, может проводиться школьным психологом. В настоящее время перед психологической службой школы стоят следующие задачи:
Обоснованным
представляется обучение
Методом и идеологией
педагога-психолога является
Почему?
В настоящее время разработаны три линии работы с подростками:
- первая линия –
помощь в проявлении и
- вторая линия –
повышение ресурсных
- третья линия – помощь в понимании подростками того, что с ними происходит (им важно знать, что происходящие с ними изменения нормальны, что они встречаются почти у всех сверстников, но в разное время, понимать перспективы своего развития).
Такая помощь
может предоставляться либо на
индивидуальных встречах, либо через
обсуждение наиболее типичных
вопросов на групповых
Психолого-педагогическое
сопровождение участников
Таким образом, можно сделать вывод о том, что психолого-педагогическое сопровождение необходимо в образовательном учреждении, как помощь учащимся в их самореализации, самовоспитании, в их личностном росте и развитии.
Глава 2 Опытно-экспериментальная проверка влияния психолого-педагогической поддержки подростков во время проживания кризиса.
2.1. Организация
и методика проведения
Сегодня страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – все это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослого человека, При деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, резко меняющихся условиях среды возникает психическое состояние общего возбуждения психического напряжения, называемое стрессом – (от английского. stress – давление, нажим, напряжение). Все это безусловно влияет и на подростков.
Подростковый возраст – период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой подход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что подросток живет в настоящем времени, но для него большое значение имеют его прошлое и будущее – область предполагаемого. Мир его понятий и представлений переполнен о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общества.
Чтобы помочь подростку
в настоящее время, разработан курс
психолого-педагогического
В ходе эксперимента проверялась следующая гипотеза – создание условий психологической поддержки способствует повышению самооценки у подростков и снижению у них агрессивности.
Таким образом, цель эксперимента: выявление уровня самооценки и агрессивности подростков, корректирование в тренинговой программе.
Для реализации обозначенной цели были определены следующие задачи:
Для проведения эксперимента были подобраны и проведены следующие диагностики: «Социометрия», «Определение самооценки», «Опросник Басса-Дарки» на выявление уровня агрессивности. С учетом результатов диагностик были составлен комплекс занятий с подростками в форме тренинга, направленный на повышение самооценки и выявление уровня агрессивности. (см. Приложение)
В исследовании приняли участие учащиеся 7 класса МОУ СОШ №3 г. Камень-на-Оби. Количество участников эксперимента – 20 человек. В ходе исследования осуществлялся констатирующий эксперимент, в котором устанавливалась контрольная и экспериментальная группы. Проводилась социометрия, на основании ее выделилась экспериментальная группа, состоящая из 5 человек. (см. Приложение1).
После проведения социометрии было выделено следующее:
Также на основе методов пилотажного исследования (теста, опросника) определялась экспериментальная группа. В данную группу вошли дети с низкой самооценкой и повышенной агрессивностью. Анализируя результаты, было выявлено, что из 20 человек – 5 имеют завышенную самооценку, 11 человек – адекватную самооценку, 4 –заниженную самооценку. Результаты диагностики представлены в виде столбчатой диаграммы.
- 55% - адекватная самооценка
- 20% - низкая самооценка
- 25% - высокая самооценка
Анализируя результаты проведенного опросника Баса-Дарки, где были взяты 4 критерия, было установлено: 16 человек имеют физическую агрессивность (80%), 13 человек – раздражительность (65%), 8 человек – чувство вины (40%), 9 человек – негативизм (45%). Данные результаты представлены в виде столбчатой диаграммы.
\
Таким образом, рассматривая и исследуя результаты проведенных методик, в экспериментальную группу были включены 5 человек.
На основе полученных результатов был разработан комплекс занятий, где основным направлением стал подбор упражнений на повышение самооценки и снижение уровня агрессивности.
2.2. Анализ результатов проведенных диагностик, направленных на повышение самооценки и снижение агрессивности детей
Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса