Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель: определить условия психолого-педагогического сопровождения подростков во время проживания ими кризиса.
Задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме подросткового кризиса;
2. выделить условия психолого-педагогического сопровождения;
3. рассмотреть понятия психолого-педагогического сопровождения с позиции разных авторов;
4. составить рекомендации по созданию условий психолого-педагогического сопровождения;

Оглавление

Введение...............................................................................................................3

Глава 1. Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса
1.1. Понятие «сопровождение» с позиций разных авторов…………………6
1.2. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте…………...1
1.3. Специфика подросткового кризиса……………………………………..
1.4. Специфика психолого-педагогического сопровождения подростков в условиях школы……………………………………………………………….

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка влияния психолого-педагогической поддержки подростков во время проживания кризиса.
2.1. Организация и методика проведения исследования…………………...
2.2. Анализ результатов проведенных диагностик, направленных на повышение самооценки и снижение агрессивности детей………………...

Заключение…………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная 2вариант.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

Возрастной кризис состоит  в преобразовании социальной ситуации  развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая; психологическое содержание возрастного кризиса состоит в том, что происходит субъективация новообразования предшествующего стабильного периода, т.е. превращение новообразования  стабильного периода в субъектную способность индивида. Возрастной кризис проходит ряд фаз и этапов: предкритическая фаза – открытие идеальной формы следующего возраста; собственно критическая фаза – мифологизация новой идеальной формы, конфликт между желаемым и возможным, рефлексия внутренних ограничителей искомой взрослости; посткритическая  фаза – дифференциация отношения к себе, формирование мотивации дальнейшего возрастного развития. Возрастной кризис может сопровождаться особым синдромом – трудновоспитуемостью.

Таким образом, «возрастной  кризис» возникает как следствие  развития основных положений культурно-исторической теории.

Сложность определения  понятия «возрастной кризис»  связана с особенностями психологического знания, которое никогда не может быть простым описанием реально существующих явлений. Чем более  тонкие, собственно человеческие аспекты мы изучаем, тем важнее обнаружить одновременно и исследовательскую позицию, и само исследуемое явление. [25.178].

В подростковом возрасте ребенок переживает важнейший для  человека кризис. Данный кризис нередко  знаменуется, как второе психологическое  рождение ребенка. Подростком этот конфликт переживается как страх потери «Я», как дилемма: быть собой со своим  особым и отдельным душевным миром и индивидуальными особенностями или быть вместе с теми, кто дорог и ценим?

 А. Гезель, американский  психолог, описал особенности биологического  созревания, интересов и поведения  детей в возрасте от 10 до 21:

10 лет – ребенок.  Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь.

11 лет – ребенок.  Импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры  со  сверстниками.

12 лет – ребенок.  Вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, растет влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу.

13 лет – подросток.  Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к  критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе.

14 лет – подросток.  Экстраверсия, энергичен, общителен,  уверенность в себе, интерес к  другим людям, обсуждает себя  и сравнивает с героями.

15 лет – подросток.  «Приобретаются» индивидуальные  различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям.

16 лет – подросток.  Равновесие. Мятежность уступает  место жизнерадостности, увеличивается  внутренняя самостоятельность, эмоциональная  уравновешенность.

   Но календарный  возраст сам по себе не может  быть основой содержательной  возрастной периодизации, так как  смазывает индивидуальные различия  и социальные условия восприятия.

   Э. Шпрангер  выделил кризис 14 – 17 лет, он  характеризуется стремлением к освобождению от детской зависимости.

   Особенности данного  кризиса:

- подросток неуправляем,  «не желает подчиняться»;

- «на первом месте  удовольствия»;

- смешанная самооценка;

- подросток ведет борьбу  против родителей, но при этом  оценивает себя в рамках той же системы ценностей;

- подросток не замечает  негативной оценки родителей.

  Таким образом, согласно теории Левина, важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга его общения, групповой принадлежности, типа людей, на которых он ориентируется.  Поведение подростка определяется промежуточностью его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровней притязаний, внутренне противоречие, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения, позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.[25.123.]

Подростковый  возраст (отрочество) - период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответственный переходу от детства к юности. Это время необычайно важно для каждого человека, наполнено событиями и переменами, противоречиями и бурями. Не менее сложное оно и для тех, кто его изучает, старается выделить и проследить основные закономерности. Говоря о переходном возрасте, мы - психологи часто используем слово «кризис», подчёркивая, что сложности и проблемы, присущие, этому периоду, закономерны и встречаются в жизни практически каждого. Источники кризиса - в сложности триединой задачи, которая стоит перед тем, кто вступает в переходный возраст, - задачи перехода от детства к взрослости, включающей три аспекта - биологический, социальный, психологический.    Ряд проблем переходного возраста связан с неравномерностью трёх аспектов развития в этот период и со сложностью их взаимодействия. Часто неравномерность возникает из-за того, что достижение социальной зрелости в нашем обществе занимает слишком много времени. Но случается и обратная ситуация: жизненные обстоятельства складываются так, что требуют раннего вступления во взрослую жизнь, тогда как психологически человек ещё не расстался с детством, то есть социальный аспект взросления опережает психологический. Неравномерность развития в переходном возрасте ярко проявляется и на индивидуальном уровне. В одном классе можно встретить и почти взрослую девушку, и мальчишку на голову её ниже. Не меньше, и хотя не так легко заметные различия между сверстниками существуют и в психологическом и социальном плане. При этом физически менее развитый подросток может опережать своих сверстников в умственном развитии или быть психологически гораздо более зрелым сформировавшимся как личность. Поэтому в переходном возрасте, как ни в каком другом велико разнообразие вариантов развития, а общие закономерности могут плохо соответствовать, тому, что происходит с каждым в отдельности. Главные психологические изменения переходного возраста связаны с открытием собственного внутреннего мира, его богатства и сложности. Интересы взрослеющего человека смещаются от событий и явлений вокруг него к собственному «Я», уникальному и неповторимому. Формирование «Я – образа» является центральным психологическим процессом переходного возраста и одновременно основным его достижением. Важным моментом при этом является становление самооценки. Самооценка — компонент самосознания, включающий наравне со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. На первой стадии подросткового периода, в 12—13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождаются возрастанием потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности. У ребёнка такого возраста складывается отношение к самому себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка в этом возрасте выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному «Я». На второй стадии этого возраста, в 14—15 лет, возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности. Подростка волнует то, что красиво и некрасиво во внешнем облике окружающих. В том, что касается его собственного тела, можно отметить, что степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой у подростка во многом зависит того, как он выглядит, и в значительной мере влияет на его самооценку.

Результаты  многочисленных исследований подросткового  периода, представленные как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышение влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.

Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии  родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на «себя».

В исследованиях также отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессивность и грубость, а также высокий уровень тревожности.

Социально-психологический  статус понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы. Известная тенденция подростков к группированию и своеобразная, зачастую жесткая, внутригрупповая статусная дифференциация, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, вызывают необходимость выявления взаимосвязи самооценки подростка с его социально-психологическим статусом.

Я. Л. Коломинский (1976) установил  ряд интересных закономерностей  социальной перцепции у подростков, таких как:

- тенденция к завышенной  самооценке социометрического статуса  у

низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;

- эгоцентрическая нивелировка  - тенденция приписывать другим  членам группы статус либо  равный своему, либо более низкий;

- ретроспективная  оптимизация - тенденция более  благоприятно

оценивать свой статус в прежних группах.

В исследовании в этой области не выявлено статистически  значимой связи самооценки с социально-психологическим  статусом. Кроме того, выявили факт того, что дети с низкой самооценкой также могут быть лидерами.

   В целом мы согласны с мнением о том, что отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе, как в сторону переоценки, так и в сторону недооценки может привести к нежелательным результатам. Например, если ученик переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам, проявляя пренебрежение, недооценка же приводит к возникновению у подростка неуверенности, отчужденности.

Подростковая  фаза первичной социализации - все  подростки этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей  или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст  очень противоречив, для него характерно диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое "чувство взрослости" главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма не лицеприятно, отсюда и типичные возрастные  конфликты. Этот возраст  также представляет собой  особый интерес  в связи  с  тем,  что  для большинства ребят  еще не  наступил момент самоопределения; не встала еще  остро проблема  дальнейшего выбора - либо получать среднее  образование  в школе и ориентироваться в далеком будущем на   высшее   учебное   заведение,   либо   совмещать образование с получением  профессии в средних специальных учреждениях, таких как колледжи, техникумы и пр. Таким образом, большая группа детей находится как бы в состоянии "социального покоя": взрослые  по отношении  к подростку  ведут себя  как с ребенком, еще  слабо предъявляются  требования ответственности за  совершаемые   поступки  и  принимаемые  решения.  При  уже достаточно  сформированном  характере  еще  в  слабой  степени выражены   социальные    наслоения.   Проекция   же   семейных взаимоотношений и  установок  служат  подростку  ориентиром  в повседневной   жизни    и   межличностных   контактах.   Можно предположить, что  в семьях,  где подросток  обделен вниманием взрослых, где  нет доверительных взаимоотношений – формируется чувство  враждебности  ко  всему  окружающему  миру.  Учитывая непростую социально-экономическую  обстановку в  обществе,  ее нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне у подавляющего большинства взрослого  населения - повышенный фон тревожности, к сожалению,  становится нормой. Дети, более тонко чувствующие атмосферу окружения,  не могут не принять это как естественное состояние.

  В настоящее время агрессивное поведение подростков является проблемой, которая волнует и родителей и учителей. Психологическая атмосфера в детском коллективе зачастую зависит от детей, более агрессивных по отношению к окружающим.

   Различные авторы в своих исследованиях по-разному трактуют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию.

   Однако нельзя рассматривать агрессивность только как негативное явление. Следует помнить о том, что они могут закономерно возрастать на фоне повышения активности подростка в процессе его аффективного развития. [17.]

   В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем случае он взывает о помощи, обращаясь к близким взрослым. Нельзя отказывать подростку в помощи и поддержке,  если он в этом нуждается или сам просит об этом. Новые формы поведения требуют от ребенка огромного эиоционального напряжения, поэтому он нуждается в защите и помощи. Негативное, протестное поведение ни в коем случае не должно быть поводом для отказа в помощи. Взрослый должен приложить все усилия для того, чтобы подросток смог дифференцировать собственное отношение к разным жизненным ситуациям, обнаружить их разный смысл и различную эмоциональную окраску.

   Многие подростки,  попадая под зависимость от  физического состояния, начинают  сильно нервничать и обвинять  себя в несостоятельности. Эти  ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность,  с которой подростку трудно  справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.

   Отдельно следует  отметить в подростковом кризисе,  связь с духовным  ростом изменение  социального положения подростка  (возникают новые отношения с  близкими, сверстниками, учителями;  расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом – вот основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляется навязчивые состояния: неопределимые угнетающие мысли  о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка. Так как подростки стремятся к общению со сверстниками, положительный результат в период кризиса могут дать разнообразные формы внешкольных занятий. Ребенок может посещать студии, кружки, секции. Частая смена видов внешкольной деятельности не только не вредна, но и может принести пользу. Ребенок при этом меняет коллективы сверстников, в зависимости от собственной успешности в разных видах деятельности может занимать различные социальные места в этих коллективах, следовательно, у него появляется новый опыт, новые знания о себе. Чем больше у взрослеющего человека сфер (мест) общения и продуктивной деятельности, тем благополучнее прогноз разрешения подростковых возрастных кризисов.

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса