Психология преступного деяния

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать психологию преступного деяния.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть приемлемость совершения преступного деяния;
- исследовать психологическую приемлемость различных способов преступных действий;
- раскрыть психологические аспекты вины и юридической ответственности;
- проанализировать психологию предумышленного преступного деяния;
- исследовать психологию совершения преступлений в составе преступных групп;
- исследовать психолого-правовую оценку организованных преступных формирований, их противоправной деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы психологии приемлемости преступного деяния…….5
1.1. Приемлемость совершения преступного деяния……………….…….5
1.2. Психологическая приемлемость различных способов
преступных действий…………………………………………………….…8
1.3. Психологические аспекты вины и юридической
ответственности…………………………………………………………….10
2.Психология преступного деяния в зависимости от вида преступления…..…14
2.1. Психология предумышленного преступного деяния ……….………14
2.2. Психология совершения преступлений
в составе преступных групп………………………………………….……18
2.3. Психолого-правовая оценка организованных преступных
формирований, их противоправной деятельности………………………28
Заключение………………………………………………………………………..37
Список использованных источников……………………………………………38

Файлы: 1 файл

Психология преступного деяния.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

     При этом с позиций изучения причин отдельного преступления и практических задач профилактики личностные особенности интересуют криминологию не только в статике, как уже сложившиеся, но главным образом в их динамике - зарождении и развитии, т.е. в связи с условиями нравственного формирования личности.

     Суммируя  сказанное, можно сделать вывод, что совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия негативных нравственно-психологических  свойств личности, сложившихся под  влиянием неблагоприятных условий  нравственного формирования индивида, и внешних негативных обстоятельств, образующих ситуацию преступления (криминогенную ситуацию). Данный вывод указывает на два уровня взаимодействия личности с социальной действительностью при совершении конкретного преступления: уровень условий нравственного формирования индивида и уровень конкретной ситуации совершения преступления.

     На  уровне неблагоприятных условий  нравственного формиования личности создаются психологические. предпосылки, возможность совершения преступления данным лицом. На уровне конкретной ситуации подобная возможность реализуется в действительность. На этих двух уровнях проявляется и связь причин и условий преступности с причинами и условиями отдельного преступления. Причины и условия преступности различными своими сторонами «входят» в индивидуальные условия нравственного формирования личности, проявляются в их содержании, и в то же время они определяют конкретные ситуации, в которых оказывается и действует индивид. В свою очередь причины отдельных преступлений отражают на индивидуальном уровне причины преступности и конкретные ситуации, возникающие в реальной действительности.

     Социально-психологический  механизм конкретного преступления. Социально-психологический механизм конкретного преступления, как и  любого иного человеческого поступка, складывается из определенных элементов (звеньев) и этапов функционирования. Элементами психологического механизма конкретного поступка являются: нравственные свойства личности, среди которых с этим поступком непосредственно связаны потребности, интересы, мотивы, цели.

     А этапами функционирования механизма  являются: формирование нравственных свойств, их актуализация, принятие поведенческого решения и его реализация [22,c.188].

     Преступная  направленность поступка обусловлена  не особым характером психологического механизма его совершения, отличного от механизма правомерного поведения, а дефектами отдельных звеньев общего механизма и искажениями на различных этапах его формирования.

     Подобные  дефекты и искажения, превращающие поступок в преступление, могут, относиться к любому названному звену психологического механизма, к одному или нескольким этапам его функционирования, иметь различный «удельный вес», различную продолжительность действия. При этом следует иметь в виду, что дефекты и искажения в условиях нравственного формирования обычно отдалены по времени от самого преступления и в момент его совершения, особенно взрослыми лицами, уже отсутствуют. Не столь часто и в меньшем масштабе «сдвиг во времени» в действии причин и условий индивидуального преступного поведения имеет место и применительно к этапам актуализации потребности и принятия решения: они тоже порой отстоят от преступления на определенный промежуток времени, в течение которого происходят обдумывание, подготовка, приискание средств, выжидание удобного момента и т.д. Для этапа осуществления преступного решения, который обычно совпадает с самим преступлением, подобный разрыв во времени не характерен.

     Исследуя  звенья и этапы психологического механизма преступного поведения, можно выявить его дефекты и искажения, приводящие к преступлению, определить, в чем кроются причины и условия подобного искажения, и на этой основе осуществить необходимые профилактические меры [5,c.190].

     Психологический механизм совершения конкретного преступления отчетливо обнаруживает социальную природу подобного поведения.

     Как всякий поступок, преступление представляет собой акт сознательной волевой  человеческой деятельности. Каждый такой  акт связан с удовлетворением  какой-либо испытываемой лицом потребности. Потребности людей многочисленны и разнообразны - от элементарных, жизненно необходимых биологических и физиологических потребностей в самосохранении (пища, тепло, одежда) и размножения (любовь, материнство, дети) до сложного переплетения социальных потребностей материального и духовного характера (информация, знания, труд, творчество, общение, самовыражение и самоутверждение, общественная деятельность и др.).

     Осознанная  и осмысленная человеком потребность, признанная им существенной, лично  значимой и подлежащей удовлетворению, обретает значение интереса. Интерес - это непосредственная субъективная причина конкретного поступка или определенной линии поведения.

     Несовпадение  индивидуального и общественного  интересов, противопоставление и предпочтение индивидуального интереса общественному, закрепленному и охраняемому правом, создают конфликт, который может привести к преступлению. Наиболее опасные случаи удовлетворения личного интереса в ущерб общественному образуют по закону преступление.

     Таким образом, непосредственной психологической причиной отдельного преступления является стремление лица удовлетворить свою потребность вопреки и в ущерб общественным интересам.

     С точки зрения социального содержания и значения потребности можно  разделить на [15,c.42]:

     - жизненно необходимые, обеспечивающие условия существования человека (еда, тепло, самозащита и т.д.);

     - нормальные, социально одобряемые (приобретение знаний, общение, самовыражение, стандартные бытовые условия);

     - деформированные - искаженные за счет гипертрофирования жизненно необходимых нормальных потребностей;

     - извращенные, антисоциальные потребности, удовлетворение которых объективно противоречит как общественным интересам, так и подлинным интересам личности (пьянство, сексуальный разврат, наркомания, проституция и пр.).

     Сами по себе общественно опасны и наиболее чреваты совершением преступления антисоциальные, извращенные потребности. Но их удовлетворение в общем массиве всех преступлений составляет 10-12% . В большинстве же случаев преступность деяния связана не с содержанием потребности, а с характером, способом ее удовлетворения.

     Чтобы удовлетворить осознанную как интерес  потребность, индивид осмысливает  имеющиеся для этого объективные  возможности, оценивает все, что  способствует и препятствует этому, и ставит перед собой конкретную цель, для достижения которой избирает определенные пути и средства. Важной особенностью указанного психологического процесса, ведущего человека от ощущения потребности и осознания интереса к конкретному поступку, является то, что на всем протяжении индивид неоднократно осуществляет выбор соответствующего решения: удовлетворить потребность или воздержаться, каким путем ее удовлетворить, какие средства для этого избрать и т.д. Возможность такого выбора определена наличием различных вариантов решения. Если их нет - поступок вынужден в некоторых случаях не являться преступным. Необходимость выбора связана с различной социальной значимостью этих решений, а сам выбор зависит от нравственной сущности человека [15,c.42].

     Например, всякий человек в большей или меньшей мере испытывает потребность в самовыражении и самоутверждении. На основе этой потребности у него формируется интерес как-то проявить себя, привлечь к себе внимание, заставить считаться с собой. Руководствуясь подобными стремлениями, один поставит перед собой цель занять престижное служебное или общественное положение; другой пойдет иным путем - попытается выделить себя озорными действиями, хулиганством и пр. Но и тот, кто решит занять престижное положение, может избрать для этого социально одобряемые, легальные средства - овладение знаниями, профессиональное совершенствование, активную общественную деятельность и т.д., а может добиваться этого путем обмана, взяток, различных злоупотреблений. Подобный выбор зависит, разумеется, от ряда объективных обстоятельств, в которых находится человек, в частности от наличных возможностей для удовлетворения испытываемой потребности. Но в еще большей степени подобный выбор обусловлен нравственными свойствами индивида. При этом преступность совершаемого деяния определяет преимущественно не сам по себе характер испытываемой потребности, а то, что она удовлетворяется недозволенными способами или средствами, ценой существенного нарушения общественных интересов. Так, в основе хищений лежит стремление к приобретению материальных благ, которое само по себе не является антисоциальным. Но удовлетворение данной потребности должно согласовываться и с общественными возможностями. Даже жизненно необходимая потребность, если она удовлетворяется ценой существенного нарушения общественных интересов (например, приобретение средств на существование путем разбоя, спасение собственной жизни за счет причинения смерти другому и т.п.), как правило, не исключает преступности содеянного. В еще большей степени это относится к случаям удовлетворения гипертрофированных потребностей, потребностей социально-приемлемых, но не соответствующих общественным возможностям, и тем более потребностей антисоциальных.

     Из  сказанного следует, что важным направлением профилактики преступлений являются надлежащее нравственное формирование личности, выработка у каждого индивида социально оправданных потребностей, умения регулировать и согласовывать их с общественными интересами, подчинять требованиям социальной необходимости.

     Таким образом, нравственные свойства человека, влияющие на совершение им конкретного поступка, не даны ему от рождения и не возникают неожиданно, а складываются на протяжении всей предшествующей жизни индивида, под влиянием совокупности условий, в которых эта жизнь протекает. От того, какими окажутся эти условия, с чем и с кем сталкивается индивид на своем жизненном пути, зависит формирование его как личности. Здесь, конечно, много случайного, но в этой случайности проявляется определенная закономерность, состоящая в том, что пока в социальной действительности сохраняются условия, способные питать и поддерживать индивидуалистическое сознание и различные нравственные пороки, лежащие в основе преступного поведения, некоторые лица становятся их носителями. Задача состоит в том, чтобы устранить подобные условия или максимально ограничить их отрицательное воздействие, обеспечив тем самым формирование высоконравственной личности, неспособной совершить преступление.

     На  нравственное формирование личности влияют различные типы (виды) социальной микросреды: семейно-бытовая; учебно-воспитательная; воинская; спортивная; религиозная и т.д. На конкретном их рассмотрении мы останавливаться не будем, так как их подробное изучение должно быть вам предложено другими учебными дисциплинами (социологией, педагогикой, психологией и пр.). Отметим лишь то, что влияние всех этих типов социальной микросреды на личность осуществляется по различным направлениям и каналам, ибо личность взаимодействует с различными типами социальной микросреды, а они взаимодействуют между собой. Это взаимодействие может характеризоваться разными отношениями [15,c.43]:

     - положительное влияние одного типа может дополняться и приумножаться таким же влиянием другого типа микросреды; отрицательное влияние одного типа усугубляется отрицательным влиянием другого;

     - отрицательное влияние одного типа может нейтрализоваться или компенсироваться положительным влиянием другого типа микросреды;

     - положительное влияние одного типа может нейтрализоваться или даже сводиться на нет отрицательным влиянием другого типа.

     В целом как определенную закономерность можно отметить своеобразную «цепную  реакцию», взаимное дополнение различных  отрицательных влияний, исходящих  из различных типов микросреды. 
 
 
 
 
 

      Заключение 
 

     Составными  частями социальной среды являются индивиды, группы, коллективы, социальные слои, классы. Социальную среду личности детерминируют социально-психологические факторы: система отношений (материальных, идеологических, межличностных и т.д.), ролевое поведение и ожидания, статус, психологический климат и т.д. Криминальная среда обусловливается теми же факторами, однако ей присущи некоторые особенности.

     Микросреды  разных людей не могут быть идентичными, поэтому неизбежно появляются различия в их развитии и функционировании. Именно эти различия влияют на формирование криминального типа личности, совершение ей преступлений.

     На  криминальное поведение корыстных  и насильственных преступников влияют индивидуально-личностная сфера (характер, темперамент, эмоции, воля) и конкретная ситуация. По степени влияния на личность микросреда может быть благоприятной, неблагоприятной и нейтральной.

      В основе преступного поведения лежат  те или иные мотивы. Отдельные поступки, а тем более поведение человека в целом, том числе и преступное, в основном направляется не одним, а несколькими мотивами, находящимися друг с другом в сложных иерархических отношениях. Среди них имеются ведущие, которые стимулируют поведение, придают ему личностный смысл.

      В юридической психологии выделить следующие  наиболее распространенные мотивы антисоциальной деятельности: мотивы самоутверждения (статусные), защитные, замещающие, игровые мотивы, мотивы самооправдания.

      Несоблюдение  правил психологического анализа преступного  поведения, установления мотивов совершения преступления нередко приводит к  серьезным ошибкам.  

Список  использованных источников 

     
  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета, 25.12.1993.- № 237.
  2. Гражданский кодекс РФ, часть первая, от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (ред. от 30.07.2008 N 161-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994.- № 32. -Ст.3301.
  3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2010г.) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996. - № 25. - ст. 2954.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.06.2010г.) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001. -  N 52 (ч. I)
  5. Актуальные проблемы юридической психологии: Учебное пособие / Бланков А.С., Бурмистров И.А., Крюкова Н.И., Плешаков В.А., Фокин В.М.-М., ВНИИ МВД РФ, 2007.-231 с.
  6. Базаров Р.А. Юридическая психология. - Екатеринбург, 2008.-318с.
  7. Барило Т.С., Демина И.С. и др. Юридическая психология для следователей. - Киев, 2008.-289с.
  8. Бойко А. И. Комментарии к УК РФ. – М.: 2009.- 280с.
  9. Ветров Н. И. Уголовное право. Общая и Особенная части: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2008.- 322с.
  10. Ведерникова О.Н. Теория и практика юридической психологии. - М., 2007.-280с.
  11. Двойменный И.А., Лелеков В.А. Психология преступного поведения // Социс. –2009. -№ 10. –С. 54-59.
  12. Каневский Л.Л. Актуальные проблемы юридической психологии // Известия вузов. Правоведение. –2009. -№ 1. –С. 51-59.
  13. Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века / Под общ. ред. А.И. Гурова. - М.: ВНИИ МВД России, 2008.-366с.
  14. Мельникова Э.Б. Юридическая психология для следователей. Советы юриста. - М., 2008.-279с.
  15. Миньковский Г.М. Психология преступного деяния // Государство и право. –2009. -№5. –С. 34-43.
  16. Юридическая психология. Материалы межведомственной научно-практической конференции. - М., 2008.-295с.
  17. Проблема предупреждений правонарушений. / Под ред. Панкратова В. - М., 2007.-464с.
  18. Проблемы профилактики правонарушений / Под ред. Миньковского Г.М. - М., 2007.-251с.
  19. Прозументов Л.М. Юридическая психология. - Томск, 2008.-279с.
  20. Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. - М.: Юристъ, 2009.- 354с.
  21. Современное уголовное право: Особенная часть. / Под ред. М.И. Ковалева. - М.: Юридическая литература, 2008.- 290с.
  22. Семенюк Л.М. Психологические особенности преступного поведения. - М., Воронеж, 2006.-326с.
  23. Уголовное право России. Практический курс: учеб.- прак. пособие: 3-изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2007. – 315 с.

Информация о работе Психология преступного деяния