Психология преступника

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 10:25, реферат

Краткое описание

Что же такое личность преступника? В данной работе я постараюсь ответить на этот вопрос, исследуя личность преступников совершивших преступление с особой жестокостью таких как убийцы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ О ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА 5
2. РОЛЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА 9
2.1 РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ 11
2.2 ДВА ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА: СОЦИАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОЙ. 12
3. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНИКА – УБИЙЦЫ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 26

Файлы: 1 файл

юрид.психология.docx

— 56.22 Кб (Скачать)
 
 

 

     

     Cодержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ О ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА 5

2. РОЛЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА 9

2.1 Роль социальной среды 11

2.2 Два подхода при изучении личности преступника: социально-типологический и социально-ролевой. 12

3. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНИКА – УБИЙЦЫ 15

заключение 25

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ. 26

 

     ВВЕДЕНИЕ

     Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных криминологических проблем является вопрос о личности преступника.

     Криминологи, разрабатывая другие проблемы (преступности, ее причин и профилактики), т.е. глобальные, не смогут не признать того, что действия, осуждаемые как преступные, всегда и везде совершаются людьми. Наказуемые деяния совершают мужчины и женщины, молодые и пожилые люди, гражданские и военные, умные и не очень, за что они в качестве правонарушителей подозреваются, становятся объектами оперативно-розыскной деятельности, разрабатываются, наказываются и ресоциализируются. С ними имеет дело жертва и негласный сотрудник, сотрудники правоохранительных органов государства, представители общественных объединений и религиозных организаций

     Ученые, при разработке нашей проблемы пользуются всем комплексом криминологической методологии, в т.ч. и специальной (типологии или изучение отдельного преступника). “Лозунгом” ученых до середины ХХ века было выражение Листа: “Не преступление, а преступник, не понятие, а человек”. И хотя с тех пор прошло много лет, вопрос о том, кто является преступником остался. И что лукавить, чем “дальше” и “глубже”исследования, тем этот вопрос больше.

     Каково наше представление о преступнике ? Конечно могут быть несколько противоположных образов, но у большинства из нас обязательно это будет мужчина, 20-40 лет, со специфическими чертами лица и фигурой, короткой стрижкой, наколками, своеобразным поведением, жаргоном, одеждой, с общественным статусом “одинокого загнанного волка” и т.д. А теперь давайте ответим себе на вопрос, почему: не женщина; не образ заботливого “мужа-отца”; не в костюме с белой рубашкой и галстуком ?

     Единого мнения нет и его не будет никогда, однако основное положение, согласно которому преступники отличаются от не преступников свойствами личности, несмотря на критику, является наиболее устойчивым. Это и будем считать точкой отсчета.

     Что же такое личность преступника? В данной работе я постараюсь ответить на этот вопрос, исследуя личность преступников совершивших преступление с особой жестокостью таких как убийцы.

 

  1. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ О ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

     Недостатки  процесса социализации не могут быть понятны вне психофизиологической основы социализации, без анализа его рефлекторно-эмоциональной стороны. «Причем всякий раз надо иметь в поле зрения обе смыкающиеся в психологии стороны дела: социальную и физиологическую, ибо, дойдя до индивида и его эмоций, мы всегда доходим и до их материальной основы, т. е. физиологии индивидуального организма».

     Успешная  социализация в процессе развития и  становления личности предопределяется наличием достаточно прочных социальных тормозов и внутреннего контроля.

     Умысел  возникает в процессе мышления. На его формирование оказывают воздействие  понятия и представления, не соответствующие  общественному правосознанию.

     Насколько личность заражена антиобщественными  взглядами, какую имеет социальную направленность, удается выяснить, лишь рассмотрев комплекс ее потребностей, интересов, мотивов действия. Извращенные потребности и те, удовлетворения которых субъект не заслуживает или которые общество по уровню своего развития не в состоянии удовлетворить, субъективные интересы, противоречащие общественным, способствуют возникновению антиобщественных свойств личности.

     На  образование противоправного умысла влияет и тип нервной системы, темперамент, характер. Но этот вопрос неясен и остается спорным из-за отсутствия серьезных научных исследований в этой области.

     Постулирование  факта, что преступность обусловлена, прежде всего, социально, вовсе не означает, что игнорируются индивидуальные свойства личности при изучении преступного поведения. Различные стороны личности, от природы способностей и до природы отклоняющегося поведения, составляют предмет весьма острой, многолетней дискуссии ученых, таких как Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов и др.

     Б. Г. Ананьев пишет: «Не отделение  человека как субъекта и объекта  истории от природы, не игнорирование  человеческой природы как биологического начала в человеческой организации, а диалектическое единство истории  и природы, преобразование природы историческим путем — такова традиция марксизма».

     Но  общие сведения о биологическом  и социальном в личности не дают прямого ответа на многие важные вопросы: какие индивидуальные особенности, начиная с какого периода, в каком сочетании с другими условиями жизнедеятельности, воспитания и обучения способны дать те или иные отклонения в сознании и поведении ребенка, взрослого. Из-за сложности, многомерности, взаимообусловленности связей социального и природного в личности эти вопросы представляют для исследователя весьма сложно разрешаемую проблему. На это указывает, в частности, Б. Ф. Ломов: «Относительно связей биологического и психического вряд ли целесообразно пытаться сформулировать некоторый универсальный принцип, справедливый для всех случаев. Эти связи многоплановы и многогранны. В одних измерениях и при одних определенных обстоятельствах биологическое выступает по отношению к психическому как его механизм (физиологическое обеспечение психических процессов), в других — как предпосылка, в третьих — как содержание психического отражения (например, ощущения состояний организма), в четвертых— как фактор, влияющий на психические явления, в пятых — как причина отдельных актов поведения, в шестых — как условие возникновения психических явлений и т. д.».

     Анализ  социального и биологического в  личности предполагает прежде всего рассмотрение соотношения этих факторов в процессе социального развития, формирования личности. Попытку сопоставить соотношение биологического и социального на разных иерархических уровнях структуры личности в процессе ее онтогенеза в свое время предпринял К. К. Платонов, показав, что соотношение этих факторов неодинаково в различных подструктурах.

     Косвенное, опосредованное влияние социального  фактора на особенности биологической  подструктуры не менее очевидно, как  и влияние биологического на подструктуру направленности, хотя пол, тип и структуру  нервной системы, патологии и задатки человек получает при рождении. Известны такие явления, как «воскресные дети», «дети карнавала», дети, зачатые пьяными родителями и появляющиеся на свет с различными патологиями нервной системы, затрудняющими их социальную адаптацию. Так, по данным, приведенным Ф. Г. Угловым, наблюдения за 1500 роженицами показали, что различные отклонения в организме детей наблюдаются у 2% непьющих матерей, у 9% умеренно пьющих и у 74% матерей, злоупотребляющих спиртным.

     Эти факты свидетельствуют о том, что даже биологическая подструктура, где речь идет о сугубо врожденных и наследственных свойствах индивида, не свободна полностью от влияния среды, воздействующей на него опосредованно, через организм матери.

     Достаточно  сложным оказывается также взаимодействие биологического и социального фактора  на высшей подструктуре направленности, проявляющейся, прежде всего, в личностных качествах и поведении человека, в характере его социальной активности. Как известно, героями и преступниками не рождаются, а становятся, и, следовательно, в формировании этих качеств ведущее место отводится социальным, прижизненным факторам: воспитанию, обучению, влиянию среды.

     Однако  было бы неправильно вообще игнорировать роль биологических факторов в формировании социальных качеств личности.

     Как справедливо отмечал А. Н. Леонтьев: «Парадокс в том, что предпосылки  развития личности по самому существу своему безличны. Личность, как и  индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем личностью. Оно определяется природой самих поражающихся его отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности».

     Таким образом, выявление так называемых психобиологических предпосылок асоциального поведения как неблагоприятных свойств психики и организма, которые затрудняют социальную адаптацию индивида, является отнюдь не самоцелью, а имеет свой смысл прежде всего в связи с превентивной практикой, так как позволяет проводить воспитательно-профилактическую деятельность с учетом всех, в том числе и индивидуальных факторов, обусловливающих отклонения в поведении и сознании личности. Неблагоприятные психобиологические предпосылки требуют, как правило, дополнительных как психолого-педагогических, так и медицинских корректирующих мер и воздействий.

     Общество  может и должно предупреждать  преступное поведение индивидов, которые  имеют неблагоприятную органическую отягощенность, но при этом социально-воспитательные профилактические программы должны строиться с учетом этих имеющих неблагоприятный характер психобиологических особенностей части правонарушителей. Отсюда понятен тот интерес, который проявляют к данному вопросу представители различных отраслей психологии, криминологии, медицины, исследующие проблему отклоняющегося поведения и преступности.

     Г. А. Аванесов выделяет следующие биологические предпосылки, играющие отрицательную роль в поведении человека:

    • патология биологических потребностей, нередко становящаяся причиной сексуальных извращений и половых преступлений;
    • нервно-психические заболевания (психопатии, неврастении, пограничные состояния), которые повышают возбудимость нервной системы, обусловливают неадекватную реакцию и затрудняют социальный контроль за действиями;
    • наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом, которыми страдают 40% умственно отсталых детей;
    • психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, которые приводят к различным психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям и служат дополнительным криминальным фактором.

 

     

  1. РОЛЬ  ПОТРЕБНОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

     Один  из существенных компонентов причинного комплекса преступности — неудовлетворенность запросов людей в сфере потребления, разрыв между потребностями в материально-товарных ценностях или услугах и возможностями их реализации.

     Потребности складываются под воздействием прошлого. Стандарты прошлого уклада жизни действуют на актуальные потребности людей благодаря их личному опыту и опыту предыдущих поколений (через непосредственный контакт и с помощью массовых коммуникаций). Установка «жить не хуже, чем раньше», охватывающая как уровень жизни в целом, так и его отдельные показатели, касается и более отдаленного прошлого. Знания о нем, однако, всегда весьма приблизительны, а представления в значительной степени искажены. Причем одни стороны прошлой социальной жизни, как правило, преувеличиваются, в то время как другие — существенно преуменьшаются, вследствие чего прошлое идеализируется и способствует неоправданному росту потребностей.

     Во-вторых, потребности диктуются прогнозируемым будущим. Население в своих представлениях о возможных изменениях в укладе жизни обычно следует официальным  прогнозам, а также руководствуется  формулой «завтра жить не хуже, чем сегодня». Дополнительный рост потребностей может быть вызван неправильным планированием, занижающим сроки выполнения тех или иных народнохозяйственных задач, поспешными обещаниями ответственных организаций и ведомств.

Информация о работе Психология преступника