Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:22, реферат
Понятие личности преступника многогранное, с ярко выраженным междисциплинарным характером, поскольку изучается не только психологами, но и юристами, занятыми разработкой вопросов, относящихся к уголовному праву и процессу, криминологии и криминалистике. В юридической психологии данная проблема одна из центральных.
Содержание. 2
Введение. 3
1. Понятие, содержание личности преступника и цели ее изучения в психологии. 4
2. Структура личности преступника. 8
3. Психологическое отличие личности преступника от личности законопослушного человека. 14
Заключение. 18
Список литературы. 19
Министерство Образования Российской Федерации
Алтайская
Академия экономики и права
Реферат по дисциплине: Юридическая психология
Тема:
«Цели изучения личности
преступника в
психологии. Личность
преступника, ее структура
и содержание. Психологическое
отличие личности преступника
от личности законопослушного
человека».
Выполнила
студентка гр. ЮС-60
заочного отделения
юридического факультета
Васильева
Анна
Проверил:
______________________________
Оценка:________________
Барнаул 2008 г.
Понятие личности преступника многогранное, с ярко выраженным междисциплинарным характером, поскольку изучается не только психологами, но и юристами, занятыми разработкой вопросов, относящихся к уголовному праву и процессу, криминологии и криминалистике. В юридической психологии данная проблема одна из центральных.
В одинаковых условиях разные люди ведут себя по-разному – одни придерживаются закона, другие его нарушают. Это даёт основания считать, что лица, которые выбрали антиобщественных вариант поведения, делают так вследствие определённых их особенностей, которые обусловили именно этот выбор. Поэтому очень важным направлением юридической психологии является изучение лиц, которые совершили преступление. Задача его — познание той совокупности психологических свойств, которые определили субъективную необходимость и возможность совершения человеком уголовно наказуемых деяний.
Изучение проблемы
личности правонарушителя — существенная
предпосылка успешной разработки теории
предупреждения преступлений, поскольку
именно личность является носителем причин
их совершения.
Одним из фундаментальных понятий в психологии является личность. Есть множество определений данного понятия, многие из которых, безусловно, имеют право на существование. Мы приводим одно из наиболее объективных, на наш взгляд, определений: личность- это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, единство социально-психологических качеств в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими. 1
Опираясь на понимание личности как социального качества человека, можно сказать, что личность преступника выражает своеобразие социального качества человека, виновно совершившего уголовно наказуемое деяние.
Одним из основных моментов, определяющих личность преступника, является то непреложное правило, что о личности преступника можно говорить лишь в том случае, когда лицо уже совершило преступление, т. е. общественно-опасное деяние, предусмотренное законом. После того, как будет установлено, что именно данное лицо совершило общественно-опасное деяние, появляется основание для признания его преступником. Но факт совершения такого деяния лицом не означает автоматического признания его преступником. Это лицо должно быть также и вменяемым и общественно-опасным. 2
В науке уголовного
права под личностью
Понятие личности преступника определяется как юридическими признаками, которые согласно закону характеризуют субъекта преступления (указывают, кто может быть таковым), так и признаками, отражающими особенности его духовной сущности, сложный комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными условиями, с психологическими особенностями, содержащими внутренние причины общественной опасности личности.
Общественная
Право интересуют не только те признаки, свойства и поведение личности, которые необходимы и достаточны, чтобы привлечь лицо к уголовной ответственности, но и причины преступного поведения, почему сложилась в сознании человека установка на такое поведение, какие обстоятельства способствовали совершению преступлений, на какие стороны личности необходимо воздействовать, чтобы устранить самую возможность совершения преступлений. Общественная сущность или общая характеристика личности может быть установлена только при условии изучения всех существенных ее сторон.
Содержание личности
проявляется в общественных отношениях
индивида как с природой и ее отражением
— материальными условиями
Юридическая психология изучает наиболее широкий аспект характеристик личности человека, совершившего преступление, обращая внимание не только на его нравственные качества, знания, навыки, привычки, формы психического отражения, темперамент, но и на физическую сущность лица как человеческого индивида, его возраст, психическую способность к вменению, некоторые его функционально-ролевые признаки, например должностное положение, особые обязанности или особое положение по отношению к потерпевшему и т.д., а также психологическую характеристику личности преступника во всем сложном комплексе интеллектуальных, эмоционально-волевых и других его качеств.
В юридической психологии личность субъекта, совершившего преступление, изучается в целях оказания помощи правоохранительным органам:
- при принятии решений уголовно-правового, уголовно-процессуального характера (при квалификации противоправных действий, при избрании меры пресечения обвиняемому, при определении меры наказания подсудимому с учетом характера совершенного преступления и особенностей его личности);
- в выборе оптимальных
тактических решений,
- в ходе установления
некоторых обстоятельств,
- при изучении
причин совершенных
- в целях определения мер воспитательного воздействия на личность тех, кто совершил преступление и нуждается в перевоспитании.
Психологическое изучение
личности преступника необходимо также
для назначения справедливого и
достаточного наказания. Здесь важно
понять общую нравственно-правовую направленность
личности виновного, произошедшие изменения
в убеждениях, ценностях, стремлениях
после совершения преступления, выяснить
наличие у виновного криминогенных склонностей
в основных сферах социального поведения,
прежде всего в сфере обеспечения удовлетворения
материальных потребностей и в сфере взаимодействия
с другими людьми. Необходимо понять, имеются
ли у него склонности к использованию
незаконных способов удовлетворения материальных
потребностей и к совершению преступных
насильственных действий.
Психологическая структура личности преступника. Для того чтобы судить о криминогенных особенностях личности преступника, необходимо понимать роль психических свойств, образующих внутреннюю — психологическую — основу личности в порождении преступного поведения.
Раскрытие психологии
личности преступника как субъекта
антиобщественного поведения
В научно-практических целях понятие личности преступника подразделяется на составные части (структурные элементы или подсистемы). Такой структурный анализ делает более удобным проведение различных исследований личности правонарушителей.
Социально-
Так, данные о половом составе преступников показывают значительное преобладание мужчин над женщинами. Например, соотношение убийств, совершенных женщинами и мужчинами, составляет 1:11, причинивших тяжкий вред здоровью — 1:36. Однако по некоторым составам преступлений женщины относительно более активны, чем мужчины. Свыше 50% всех преступлений, совершаемых женщинами, носят корыстный характер. Особенно велик процент женщин, совершающих преступления в системе торговли и обслуживания населения. В целом же структура женской преступности отличается от структуры мужской преступности меньшим удельным весом тяжких насильственных преступлений.
Возрастная
В целом же наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18—40 лет (до 70—75%). В этой группе наибольшая криминальная активность характерна для лиц 25—29 лет. Затем следуют 18—24-летние, 14—17-летние, 30—40-летние.
Образовательный и интеллектуальный уровни во многом определяют характер преступления. Это и понятно, поскольку данные качества в значительной мере влияют на круг интересов и потребностей, направленность общения и времяпрепровождения и, в конечном счете, на образ поведения лица. Как показывают криминологические исследования, лица с более высокой степенью образования совершают должностные и экономические преступления, лица же, совершающие хулиганство, посягательства на личность, кражи, грабежи и разбои, имеют, как правило, низкий уровень образования.