Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 16:44, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать психологию преступного деяния.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть приемлемость совершения преступного деяния;
- исследовать психологическую приемлемость различных способов преступных действий;
- раскрыть психологические аспекты вины и юридической ответственности;
- проанализировать психологию предумышленного преступного деяния;
- исследовать психологию совершения преступлений в составе преступных групп;
- исследовать психолого-правовую оценку организованных преступных формирований, их противоправной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы психологии приемлемости преступного деяния…….5
1.1. Приемлемость совершения преступного деяния……………….…….5
1.2. Психологическая приемлемость различных способов
преступных действий…………………………………………………….…8
1.3. Психологические аспекты вины и юридической
ответственности…………………………………………………………….10
2.Психология преступного деяния в зависимости от вида преступления…..…14
2.1. Психология предумышленного преступного деяния ……….………14
2.2. Психология совершения преступлений
в составе преступных групп………………………………………….……18
2.3. Психолого-правовая оценка организованных преступных
формирований, их противоправной деятельности………………………28
Заключение………………………………………………………………………..37
Список использованных источников……………………………………………38
Выясняя мотивы создания преступных групп, необходимо определить критерии организованной преступной деятельности по направленности, по объекту преступления и объективной стороне. Все мотивы преступления и подготовки к нему являются антисоциальными, однако, это не означает, что все они однородны, ибо степень их антисоциальности может быть разной, так же, как и различна направленность противоправной деятельности по объекту посягательства и объективной стороне преступления.
Одним из способов формирования противоправного мировоззрения участников группы является внушение, которое в той или иной пропорции соединено с убеждением, разъяснением. Внушение в преступной группе, является одним из универсальных средств психических отношений соучастии ков. Внушаемое представление становится мотивом действия и вызывай стремление к противоправной деятельности. В преступной деятельности группы ее членам внушаются такие различные сложные чувства, как презрение к обществу, уважение воровского мира, отсутствие страха перед позором преступления и наказанием за него, отсутствие уважения к собственности.
Специфической особенностью внушения в преступной группе является его построение на силе угрозы, проявляющейся не всегда прямолинейно» под воздействием атмосферы преступной группы, которая диктует "воровскими традициями" и основана на чувстве страха.
Условия формирования мировоззрения лиц, ставших на путь преступности, весьма различны, также не одинаковы и психологические особенности их взгляды на понятие преступления. Даже в одной и той же преступной группе ее участники различны по своим психологическим особенностях. Однако, преступников как участников группы сближает то, что они - люди неустойчивыми моральными принципами, извращенными потребностями и способами их удовлетворения.
Антиобщественные качества складываются у участников преступи" группы первоначально в форме незначительных отрицательных психологических черт, которые развиваясь под воздействием внушения, закрепляющими ведущими качествами [18,c.119].
Важнейшими компонентами в психологической структуре социальных групп являются внушение, воодушевление и подражание. Си примера и следования ему проявляется не только в положительных, но и отрицательных психологических явлениях. Особенно сильное влияние личность, на группу в целом оказывает образ преступного поведения определенных в преступной деятельности активных членов группы, главаря, лиц, однократно судимых за преступления.
В преступных группах, особенно в воровских, создается "микроклимат оказывающий решающее влияние на ее участников. При этом преобладает то одна, то другая форма заразительности, связанная непосредствен с процессом совершения преступлений и преступной деятельностью. В этом возникают сложные эмоции тревоги, радости при получении "добыч чувства удовольствия удовлетворения при удачном исходе, которые создают особо острое настроение, закрепляющееся, как своего рода комплексный условный рефлекс привычка, обладающая особой заразительностью.
Как организационный процесс, так и сплочение группы в преступной деятельности в большинстве случаев происходит под влиянием резко выраженных эмоций, подкрепляется такими сильными раздражителями, как водка, вино, наркотики, женщины.
Эти признаки присущи почти всем группам. Сплачивают в группу и азартные игры в карты, с помощью которых создаются условия для времяпрепровождения ее участников. Кроме того, они выступают в качестве одного из факторов заразительности. При игре в карты тренируется навык, способность к риску, надежда на удачу. При проводимых психологами в социальных исследованиях, участники преступных групп пояснили, что игры в карты обучаются если не в группе, то в колонии. Интерес заключается, особенно при игре на деньги - сможешь ли обмануть. Обману учат. Это и. своего рода развлечение. Потом тянет к картам. Таким образом, карточная игра прививает и тренирует основные психологические качества, присущие преступнику, главным из которых в их понятии является ловкость, готовность к риску, готовность к обману [11,c.57].
Эмоциональную разрядку создают сами участники преступных групп путем упаднических стихов, исполнением лагерных песен, вызывающих появление таких эмоций как чувство жалости к себе, тоску по нормальной жизни. Общее настроение, охватывая группу людей, сближает их. Общие |переживания, даже скрываемые друг от друга - объединяют. Песни, стихи, и сказы опытных преступников создают атмосферу романтичности, заинтерессованности, которой легко поддаются как молодые, так и не ведающие в преступности лица.
В некоторых группах существуют особо опасные виды заразительности" - наркомания, токсикомания. Они способствуют возникновению особо преступных групп, противоправной деятельности которых присуща жестокость, кроме того, они опасны тем, что наряду с эффектом действием, разрушающим личность человека, при котором утрачиваются устои, возникает привыкание, сопровождаемое абстиненцией жизненный симптомокомлекс, вызванный отсутствием наркотиков в организме и вызывающий слепую решительность к совершению преступлений. Антиобщественные моральные качества у участников преступной групп подтверждаются путем сознательного подражания, что подчеркивает психологическое значение отрицательного примера, который благодаря внушению, убеждению, представляется в их сознании как положительный, заразительный пример. Подражание воровским авторитетам, соблюдение воровских традиций, пользование кличками и жаргоном является широко распространенной формой заразительности преступной группы. Эта форма заразительности может быть психологической приманкой для новичков, способствующей формированию группы и усиливающей ее преступную деятельность [11,c.58].
Следует отдельно остановиться на социально-психологических предпосылках формирования авторитета лидера группы, т.к. они имеют существенные особенности, связанные со спецификой преступной среды.
Авторитет лидера является неотъемлемым элементом всякой разумной организации людей. Любое убеждение и внушение преломляется через установку, оценку, мнение участников группы, наиболее авторитетных, влиятельных и активных. Авторитетный человек, отличаясь от других чем-то важным, существенным, вследствие этого, является как бы центром коллектива, образцом уподобления.
Оказавшись во главе людей, осуществляющих ту или иную деятельность, он становится лидером- Для авторитетных других членов коллектива характерно не только уважение, доверие, но и готовность к добровольном подчинению.
Внутри преступной группы существует строгая субординация, выражающаяся в беспрекословном признании вожака - лидера. Такая субординация поддерживается следующими моментами [20,c.182]:
-
действительным преимуществом
-
совершением особо тяжких
Это вызывает у членов группы чувство преклонения перед таким авторитетом, его опытом, решительностью, жестокостью, беспощадностью"
Авторитет
лидера, основанный на его преимуществах,
обязательно подкрепляется
В целях психологического воздействия, главари групп на глазах у соучастников совершают расправы, причем жестоким способом, укрепляя о себя мнение как о решительном и жестоком человеке. Под влиянием страха перед жестокостью и решительностью лидера усиливается сплоченное групп, авторитет лидера и его влияние на участников группы. Методические материалы к теме: "Психолого-педагогический анализ зарождения и развития антиобщественной деятельности".
Понятие нормотипичной личности и основные этапы ее развития: дошкольный, подростковый периоды, юность, зрелость, преклонный и старший возрасты. Понятие отклонения от социальных норм поведения и характеристика их причин: общие причины, степень отклонения, влияние микро- и макро- социальных сред, ошибки и противоречия в воспитании.
Психологическая
характеристика личности преступника.
Основные психологические признаки
преступного типа личности: противоречия
в ценностных ориентациях, антисоциальная
деятельность, наличие идей, чувств, суждений,
противоречащих общественному сознанию,
антисоциальные связи и отношения, ослабление
социально важных интересов, дефекты волевых
качеств, неразвитость положительных
качеств, поверхность и односторонность
правовых знаний. Экзогенные и эндогенные
преступники. Глобальный, парциальный
и предкриминальный типы преступников
[20,c.183].
2.3.
Психолого-правовая
оценка организованных
преступных формирований,
их противоправной деятельности
При совершении преступления отдельное действие может выступать в качестве самостоятельного, автономного акта поведения или являться частью более обширного целого, т. е. преступной деятельности. Преступная деятельность как структурная форма преступного поведения представляет собой совокупность действий, объединенных единством мотивов и целей. В преступной деятельности проявляется характерная для человека способность к действиям дальнего прицела, далекой мотивации и целенаправленности, характерной для преступного действия. Как деятельности, так и входящим в ее состав отдельным действиям присущи свои мотивы и цели. При анализе преступной деятельности следует, таким образом, различать мотивы и цели отдельного действия и преступной деятельности в целом. Указанные виды мотивов и целей не могут заменяться один другим: мотивы отдельных действий, входящих в деятельность, не равнозначны мотивам деятельности в целом. По своему содержанию мотивы и цели действия и деятельности могут совпадать. Лишь при этом условии можно говорить о единой преступной деятельности лица. Однако мотивы и цели действия и деятельности по своему содержанию могут и не совпадать. Общая цель определяет направленность, ход и построение всей преступной деятельности и подчиняет себе цели входящих в нее отдельных действий. В соответствии с ней происходит прогнозирование действующим лицом конечных результатов преступной деятельности и результатов каждого действия, входящего в него.
Структурно-
Это помогает в оперативно-розыскной деятельности выявить весь психологический механизм деятельности лица, в которой преступный акт поведения выступает в качестве последнего завершающего действия, являясь по закону самостоятельным актом поведения. Эти действия в большинстве случаев прогнозируются, планируются, подготавливаются, наконец, для их совершения используются знания, опыт, навыки. Даже в том случае, если совершено преступление без заранее обдуманного плана, когда преступное решение действовать возникло под влиянием создавшейся ситуации, полностью проявляются эти сложившиеся психические изменения личности [12,c.59].
Социально-
Только в том случае, если досконально изучены психологическая структура преступления, элементы каждого преступного действия, представится возможность более целенаправленно осуществлять деятельность по ликвидации этой структуры.
Преступление, как и всякий человеческий поступок, представляет собой результат взаимодействия индивидуальных свойств личности и объективной (внешней для индивида) ситуации, в которой человек принимает конкретное поведенческое решение.
Каждое отдельное преступление детерминируется, с одной стороны, личностными особенностями данного индивида - его потребностями, интересами, мотивами, целями, а в конечном итоге - взглядами и отношениями к различным социальным ценностям и установлениям, в том числе к правовым предписаниям и запретам; с другой - совокупностью внешних объективных обстоятельств, которые, взаимодействуя с личностными обстоятельствами, вызывают намерение и решимость совершить умышленное преступление или действие (бездействие), приводящее к преступному результату по неосторожности [12,c.59].