Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:26, доклад
Теоретические вопросы ораторского искусства. Внешний облик оратора: внешность, манеры, контакт со слушателями, поза. Сущность и назначение жеста, правила пользования ими. Лучшая черта во внешнем облике оратора - корректность.
Реферат: Психология ораторского искусства
Название: Психология ораторского искусства
Раздел: психология, педагогика
Тип: реферат Добавлен 13:26:26 05 марта 2005 Похожие работы
Просмотров: 2906 Комментариев: 0 Оценило: 1 человек Средний балл: 2 Оценка: неизвестно Скачать
Деятельность человека,
профессия которого связана с
постоянным произнесением речей, чтением
лекций и докладов, просто немыслима
без основательных знаний принципов
и правил ораторского искусства.
К числу таких людей относятся
политики, профессора, преподаватели,
прокуроры, адвокаты и др. Для них
публичная речь - главнейшее оружие.
Ораторство - сильнейший рычаг культуры.
Однако теоретические вопросы
Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.
Публичная речь может
рассматриваться как
Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству.
Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.
Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.
Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.
Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное - неспособна воздействовать па чувства и через них на разум.
Речь, состоящая из
одних рассуждений, не может удержаться
в голове людей, она быстро исчезает
из памяти. Но если в ней были картины
и образы, этого не случится. Только
краски и образы могут создать
живую речь, такую, которая способна
произвести впечатление на слушателей.
Живое изображение
Книга П. Сопера "Основы
искусства речи" представляет собой
систематизированное пособие
Главное, по его мнению,
- это развитие в начинающем ораторе
чувства взаимообщения со слушателями,
характерного для обычной беседы.
Но такое простое на первый взгляд
требование П. Сопер развивает в
стройную и связанную в неразрывное
целое систему методических правил
и советов, которые облегчают
задачи, стоящие перед новичком-
Книга содержит почти исчерпывающий свод практических наставлений по вопросам, неизбежно возникающим на пути к овладению доходчивым, впечатляющим и воздействующим живым словом.
Внешний облик оратора
Лектор Сэм Сэнфорд
однажды рассказал о случае, происшедшем
в фойе гостиницы городка, где
он должен был выступать. Молоденькая
продавщица табачного киоска, где
он покупал газету, радостно объявила
ему, что вечером собирается послушать
лекцию профессора Сэнфорда. Узнав, что
перед ней сам Сэнфорд, девушка
внимательно окинула его
Внешность
"С лица не
воду пить..." С неказистой внешностью
оратору приходится только
Но когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки. Ваши товарищи на вечернем собрании в клубе вряд ли ожидают, чтобы вы предстали "перед ними, разодевшись в пух и прах. Да и преподаватель не потребует, чтобы для Очередного выступления на занятиях студенты одевались по-праздничному. Но неопрятность может дорого обойтись. Прическа должна быть в порядке, руки и ногти - чисты, обувь - начищена, платье или костюм - тщательно отглажены и аккуратно застегнуты. Даниэль Уэбстер, о котором говорили, что "никто не обладает таким величественным видом, как Уэбстер", был. поборником безукоризненной внешности. Ему и в голову не пришло бы появиться перед аудиторией не застегнутым на все пуговицы. В наше время требования не так строги. Но мужчинам, пожалуй, более удобно выступать в обычном костюме, если погода не слишком жаркая.
Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Женщины должны снимать шляпы с широкими полями и вообще привлекающие внимание головные уборы. Вуалетки не нужны. Перчатки и сумки будут только мешать. Ничто у вас или при вас не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки. Женщинам рекомендуется по крайней мере оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти - это помешает слушать, что вы говорите.
Манеры
Надлежащие манеры
оратора имеют более
Группа слушателей
- нечто большее, чем простое скопление
людей. Она подчинена законам
психологии внимания. В ней каждый
склонен к такой же реакции, как
и все: благоприятной или
Психология слушателя
такова, что он требует от оратора
больше, чем это возможно в .ином
случае. Когда разговаривают двое
или трое знакомых, их беседа протекает
в обстановке свободы и равенства
каждого при обмене мыслями. Совершенно
иное - официальная обстановка, в
которой произносится речь. Здесь
нет свободы и равенства. Слушатель
вовсе не склонен забывать, что
приходится на время вашего выступления
как бы поступиться своей
Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают потребность в интимной и теплой атмосфере частной беседы. Им не по душе несколько натянутая, официальная обстановка публичного доклада. Если оратор ничего не сделает, чтобы изменить положение, ему поставят это в вину. Слушатели хотят, чтобы он растопил ледок и сблизился с аудиторией, как добрый знакомый. Подумайте, какие возможности поднять настроение упускаются оратором, когда он стоит в застывшей позе, устремив взор в потолок или зарывшись по уши в кипу заметок, один вид которых вызывает у слушателя содрогание. Оратор - живой человек, а не говорящий автомат.
Нужно овладеть уменьем создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Вы должны быть скромны и в то же время воодушевлены своими убеждениями. Неважно, робели ли вы перед слушателями, внушали ли им недоверие; ваше прямое дело-наладить с ними контакт.
1. Как только предоставят слово...
Перед тем как выступить, следует, конечно, ознакомиться с условиями помещения. Отметьте, каково расстояние между вашим местом и первым рядом слушателей. Если речь произносится не с эстрады или нет специально отведенного места для оратора, необходимо тщательно выбрать место, с какого говорить. Лучше всего говорить, находясь посередине, по возможности в нескольких футах от первого ряда и поодаль от передней стены. Если имеется какое-либо возвышение, например эстрада, станьте на переднем крае, хотя бы даже впереди места, отведенного для оратора. Когда эстрада слишком высока и отделена от слушателей или аудитория сравнительно невелика (например, не более 75 человек), рекомендуется говорить, находясь на уровне слушателей. В таких случаях необходимо предварительно договориться с председателем собрания. Это окажет вам неоценимую услугу в создании более интимной и располагающей обстановки.
Не суетитесь. Спокойно направляйтесь к избранному месту. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Примите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Как только займете свое место, обратитесь к президиуму и затем к слушателям.
Изберите какую-либо принятую форму обращения: "Г-н председательствующий, леди и джентльмены..." В присутствии почетного гостя можно обратиться к нему, называя его по имени.
2. Выражение лица
Случалось ли вам
когда-нибудь заглянуть через застекленную
дверь в аудиторию и
Практиковаться перед зеркалом крайне необходимо, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови. А может быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно ничего не выражает? Если на нем "застывшее" выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями-печалью, радостью и т.д., наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.
3. Контакт со слушателями
До обидного легко оратору потерять контакт с аудиторией. Стоит только время от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать руки, уткнуться в заметки... Наконец, он может просто закрыть глаза. Такой оратор, не умеющий наладить общение со слушателями, зачастую прибегает ко всем приемам, не останавливаясь ни на одном. Он нервно перескакивает с одного на другое, как застенчивый ребенок, старающийся как-нибудь выскользнуть из комнаты, полной гостей.
Но ничто не приводит окружающих в такое смущение, как пустой взгляд, т. е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это и всегда несколько в обиде на оратора.