Психология ораторского искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:26, доклад

Краткое описание

Теоретические вопросы ораторского искусства. Внешний облик оратора: внешность, манеры, контакт со слушателями, поза. Сущность и назначение жеста, правила пользования ими. Лучшая черта во внешнем облике оратора - корректность.

Файлы: 1 файл

ораторы.docx

— 26.75 Кб (Скачать)

Наличие зрительного  контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться  смотреть на всех и каждого. Можно  создать такое впечатление, если медленно переводить взгляд с одной  части аудитории на другую. Это  поможет вам избежать смущения, которое "испытывают многие от упорного взгляда, натравляемого на них во время  беседы или публичного выступления. выберите отрывки различной длины  и выразительности и упражняйтесь в произнесении их, переводя взгляд от одной стены к другой с каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом. В большинстве  случаев вы будете поворачивать голову, а также немного и корпус.

Но дело не в технических  приемах, имеющих целью наладить связь с аудиторией. Факт почти  необъяснимый, но если вы действительно  обращаетесь к людям, они это  чувствуют. Если вы смотрите на них  и все ваше существо воодушевлено поставленной целью, слушатели будут  сознавать, что речь обращена именно к ним, и чувствовать вашу целеустремленность как свою собственную. Речь-действительное общение только тогда, когда в  сознании оратора сам он, слушатели  и слово сольются в нераздельном единстве.

Поза

Не все хорошие  ораторы держатся одинаково. Действительно, они могут говорить хорошо, невзирая на бросающуюся в глаза оригинальность позы. Вы оже должны уметь это  делать. Но если усвоена привычка к  правильной и удобной манере стоять, затраченный вами труд даст. многое и для позы и для чувства  уверенности. Упражняйтесь в .описанной  ниже манере правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности  всей позы.

Ноги расставлены  на пять-шесть дюймов в зависимости  от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и по крайней  мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем  на пятку: колени гибки и податливы: в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной  клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.

Если чувствуется  скованность в ногах, согните  их несколько раз в колене; если напряжена шея или связаны  плечи, сделайте головой несколько  свободных медленных кругообразных  движений, несколько свободных взмахов  руками и кругообразных движений плечами. Если дыхание затрудненное и поверхностное, необходимы поясные  упражнения. Как только появится ощущение легкости и удобства позы, научитесь  сразу принимать и оставлять  ее. Не пытайтесь ступить на левую  ногу и сделать весь упор на нее, выставив правую вперед и наискось к левой. Наоборот, переместите упор на правую ногу и затем выступите  левой. Обратите внимание, что при  ходьбе лучше всего начать с полушага. Практикуйтесь отступать на шаг  в одну сторону, в другую, выступать  вперед, назад; следите за перемещением центра тяжести при каждом шаге. Добейтесь, чтобы упор был там, где  он желателен, а когда останавливаетесь, чтобы фигура при этом не откидывалась в сторону.

Учтите, что для  правильной координации движений и  течения мыслей движение скорее должно предшествовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Следите за тем, чтобы более выразительные места  речи подчеркивались движением на шаг  вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки - подходящие моменты, чтобы отступить на короткий шаг.

Жесты

Сущность и назначение жеста

Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются  в движениях рук и кистей, и  действительно, это самые выразительные  и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью  подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без  неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и  ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам.

Впрочем, для начинающего  оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами - трудная  задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть  собой во время выступления. А  затем почему бы не заняться работой  над жестом? Если во время учебных  занятий на курсах искусства речи у вас возникает острое желание  сделать, скажем, жест руками, не подавляйте его, дайте рукам сделать движение в соответствии с возникшим импульсом. Если таких импульсов при выступлении  нет, никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции. Практиковаться в технике жеста можно во время  подготовки или на занятиях, когда  преподаватель дает соответствующее  указание. При достаточной тренировке и развитии подвижности мышц, возможно, возникнет и естественный импульс  к соответствующему жесту.

Секрет особой целесообразности жестикуляции руками скорее всего заключается  в том, что в значительной части  человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение  и движения стали наиболее характерными для выражения наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход  человека на высшую ступень развития по сравнению с животными. Руками человек не только держит плуг, топор  или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Когда жестами пользуются при описаниях, или с целью подражания, или при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность.

Жест имеет ценное значение и как физическое выражение  творческих усилий оратора, дающее нам  некоторое удовлетворение. В известных  пределах нам даже нравится наблюдать  за оратором в самом процессе его  работы. И ему самому при передаче своих мыслей доставляют удовлетворение физические проявления чувств, сопровождающих мысль и ищущих выхода. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения  и недоверия. Осмысленная и выразительная  работа рук от кистей до самых плеч создает впечатление мужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности а движении, которая  не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности. Кроме  того, жест имеет и другое достоинство: он помогает создать гармонию равновесия в позе оратора и ощущение этого  равновесия у самих слушателей. Мы балансируем при помощи рук при  ходьбе, ту же роль играют руки и в  процессе речи.

Правила пользования  жестами

При жестикуляции пользуйтесь  следующими правилами:

а) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту  по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится  что-то вроде жеста, которым распугивают  кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.

б) Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза  нуждается в подчеркивании жестом.

в) Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция - элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать  от подкрепляемого им слова.

г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без  разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать  словам выразительность.

д) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и  интенсивность должны соответствовать  характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям  предпочитают умеренную жестикуляцию.

Как только вы овладели жестом, необходимо посвятить некоторое  время упражнениям в его технической  отделке. В общем во время речи не следует думать о жестикуляции, "кроме случаев, когда вам начнет казаться, что она чрезмерна и  ее следует сократить.

Резюме

В общении оратора  с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная  сторона. Внешние данные могут отвлечь  внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут 'помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.

Лучшая черта во внешнем облике оратора - корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер -непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. Жесты-это  любые движения, усиливающие впечатление  от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением (выразительная, описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться  разнообразной до бесконечности. При  надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно  возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой проявления настроений и мыслей оратора.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://www.omenus.ru/

Информация о работе Психология ораторского искусства