Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:26, доклад
Теоретические вопросы ораторского искусства. Внешний облик оратора: внешность, манеры, контакт со слушателями, поза. Сущность и назначение жеста, правила пользования ими. Лучшая черта во внешнем облике оратора - корректность.
Наличие зрительного
контакта с аудиторией вовсе не означает,
что нужно все время стараться
смотреть на всех и каждого. Можно
создать такое впечатление, если
медленно переводить взгляд с одной
части аудитории на другую. Это
поможет вам избежать смущения, которое
"испытывают многие от упорного взгляда,
натравляемого на них во время
беседы или публичного выступления.
выберите отрывки различной длины
и выразительности и
Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить связь с аудиторией. Факт почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетесь к людям, они это чувствуют. Если вы смотрите на них и все ваше существо воодушевлено поставленной целью, слушатели будут сознавать, что речь обращена именно к ним, и чувствовать вашу целеустремленность как свою собственную. Речь-действительное общение только тогда, когда в сознании оратора сам он, слушатели и слово сольются в нераздельном единстве.
Поза
Не все хорошие
ораторы держатся одинаково. Действительно,
они могут говорить хорошо, невзирая
на бросающуюся в глаза
Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку: колени гибки и податливы: в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.
Если чувствуется
скованность в ногах, согните
их несколько раз в колене; если
напряжена шея или связаны
плечи, сделайте головой несколько
свободных медленных
Учтите, что для
правильной координации движений и
течения мыслей движение скорее должно
предшествовать или как бы слегка
предвосхищать ход мысли, а не
отставать от него. Следите за тем,
чтобы более выразительные
Жесты
Сущность и назначение жеста
Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам.
Впрочем, для начинающего
оратора, еще не привыкшего к жестикуляции
руками при публичном выступлении,
правильно пользоваться жестами - трудная
задача. Сначала ему необходимо приобрести
должную осанку и умение владеть
собой во время выступления. А
затем почему бы не заняться работой
над жестом? Если во время учебных
занятий на курсах искусства речи
у вас возникает острое желание
сделать, скажем, жест руками, не подавляйте
его, дайте рукам сделать движение
в соответствии с возникшим импульсом.
Если таких импульсов при
Секрет особой целесообразности
жестикуляции руками скорее всего заключается
в том, что в значительной части
человеческая деятельность осуществляется
при помощи рук, и поэтому их положение
и движения стали наиболее характерными
для выражения наших
Жест имеет ценное
значение и как физическое выражение
творческих усилий оратора, дающее нам
некоторое удовлетворение. В известных
пределах нам даже нравится наблюдать
за оратором в самом процессе его
работы. И ему самому при передаче
своих мыслей доставляют удовлетворение
физические проявления чувств, сопровождающих
мысль и ищущих выхода. Вкрадчивая
и гладкая речь оратора, у которого
слова льются без всякого видимого
усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения
и недоверия. Осмысленная и выразительная
работа рук от кистей до самых плеч
создает впечатление
Правила пользования жестами
При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:
а) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.
б) Жестикуляция не должна
быть непрерывной. Не жестикулируйте руками
на протяжении всей речи. Не каждая фраза
нуждается в подчеркивании
в) Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция - элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.
г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.
д) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию.
Как только вы овладели
жестом, необходимо посвятить некоторое
время упражнениям в его
Резюме
В общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут 'помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.
Лучшая черта во внешнем облике оратора - корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер -непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. Жесты-это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением (выразительная, описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться разнообразной до бесконечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой проявления настроений и мыслей оратора.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.omenus.ru/