Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:36, реферат
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века».
А в чем, собственно, проблема? Композиторы пишут музыку, музыканты играют, художники создают свои полотнища. Изобретатели достигают новых высот в нанотехнологиях. Полки книжных магазинов завалены донцовыми, мариниными и прочими производительными авторами. Снимают фильмы! Стихи пишут! Все идет своим чередом, в чем проблема?
Введение 3
1. Понятие научного поиска 6
2. Научно-техническое творчество как позновательно-психологический процесс 11
3. Психология творчества 15
4. Феномен творчества в контексте научного познания 21
5. Методы развития психологии научного творчества 28
Заключение 34
Библиографический список 36
Указанная детерминация
Анализ психологии творчества в свете системно-структурного подхода показывает необходимость внесения связанных с его применением преобразований в исследование задействованных на процесс творчества научных дисциплин и прежде всего в педагогику творчества, "с неизбежностью требует превращения педагогики творчества в фундаментальную науку, впитывающую в себя результаты психологических исследований" (Я.А. Пономарев). Пути такого превращения известны и в какой-то мере апробированы. Это, в частности, создание специальных лабораторий и отраслевых центров исследования проблем психологии и педагогики творчества, объединение ученых, работающих над проблематикой, в специальную ассоциацию, организация широкого обсуждения проблемы на страницах психологических и педагогических журналов, проведение конференций по типу прошедшей в октябре 1999г. в Новгороде конференции "Творчество, общение, личность", открытие кабинетов диагностики креативности и др. Значимым для развития психологии и педагогики творчества представляется организация работы по обобщению накопленного учебными заведениями, готовящимися специалистов так называемых "творческих профессий", опыт диагностики и развития музыкальных, литературных, сценических, живописных и других потребностей.
Думается, что активная работа
в названных направлениях
Метод
как средство познания есть способ
логического моделирования в мышлении
изучаемого объекта или явления, а затем
моделирования его в эксперименте и в
вариантах разработки.
Исторически
сложившиеся методы научных исследований
можно сгруппировать по видам: 1)
общая философская методология;
2) универсальные научные методы (математические,
кибернетические, общесистемные и т.п.);
3) специфические методы, присущие конкретным
научным дисциплинам.
Разрешение
научных и технических проблем
традиционными методами исчерпало
себя. Дальнейшее совершенствование технологий,
рабочих процессов и конструкций машин,
зданий и сооружений требует выхода научных
исследований на новый уровень. Кроме
анализа и синтеза необходим интуитивный
прорыв (нелинейность – аналог фазового
перехода) в творческом процессе. Для этого
необходимы эффективные целенаправленные
методы.
Рассматривая
историю развития науки, Б.М. Кедров
выделил три типа научных революций:
1) разрушение наивных представлений,
безоговорочной веры в видимость; 2)
разрушение искусственно возведенных
абсолютных граней между различными областями
природы; 3) разрушение барьеров на пути
познания микроявлений [38]. Требуются века,
чтобы в процессе самоорганизации науки
возникла нелинейность (революция). Идеи
же этих революций могут быть использованы
во многих конкретных научных работах
с получением существенного эффекта и
с выигрышем во времени. Но эти идеи почти
не используются в прикладных научных
дисциплинах.
Единой
сформировавшейся науки о творчестве
еще нет, хотя потребность в ней
ощущается остро. Знания о творчестве
рассматриваются многими научными дисциплинами,
в том числе философией, психологией,
науко- и искусствоведением, кибернетикой,
информатикой. В каждой из них свое видение
и методы, но рекомендаций по активизации
творчества мало, нерешенных вопросов
множество. Возможности мозга неисчерпаемы
и до конца не познаваемы, т.к. система
сама себя не может познать до конца (теорема
Гёделя), поэтому неясны и механизмы творческого
озарения, возникающие бессознательно
в результате сознательной мыслительной
деятельности. Вероятно, поэтому исследования
творчества были направлены на изучение
приемов и методов творческой деятельности,
а также творческих способностей.
Философы
и ученые уже в древности пытались
определить закономерности творческого
мышления. Разработку учения об эвристических
методах начал еще древнегреческий философ
Сократ. Он ставил цель преподавать не
готовую систему знаний, а метод, с помощью
которого можно создавать систему. Наводящими
вопросами он стимулировал пробуждение
скрытых творческих способностей людей
и создание ими продуктивных идей.
Ассоциативные
методы, позволяющие систематизировать
поиск новых решений, известны давно.
На ассоциации основан применяемый
сознательно универсальный прием
творческого поиска по аналогии
(известный еще Аристотелю), под которой
понимается сходство каких-либо отдельных
признаков различных объектов или решений.
Аналогия позволяет на основе представления
о свойствах одного объекта сделать предположения,
относящиеся к другому.
В дальнейшем, в основном, развивались
методы научного и технического творчества,
изобретательства. Изобретательство
– один из древнейших видов деятельности
и, пожалуй, самый консервативный по своей
методике. Как в древности, так и в наше
время, абсолютное большинство изобретателей
применяют метод проб и ошибок, заключающийся
в последовательном переборе различных
идей. Правил поиска нет, и решение находится
случайно. Нет также и правил первоначальной
оценки пригодности идей. До последнего
времени длительная история развития
изобретательства и инженерного творчества
характеризовалась попытками улучшения
метода проб и ошибок.
Архимеду принадлежит
Только
в XVI – XVII вв. в трудах Г. Галилея и
Ф. Бэкона возродились эвристические
подходы в науке. Первым попытался описать
логику создания изобретения инженерного
сооружения Г. В. Лейбниц (XVII – XVIII вв.).
Он призывал пользоваться разумом так,
чтобы «оценивать не только явное, но также
и изобретать, открывать скрытое». В дальнейшем
изобретательство совершенствовалось
в трудах X. Вольфа (XVII – ХVIII вв.), чешского
математика и философа Б. Больцано (ХVIII
– Х1Х вв.), а так же в работах российского
инженера-патентоведа П. К. Энгельмейера
(начало XX в.). До конца XIX в. темпы технического
прогресса были таковы, что метод проб
и ошибок в изобретательстве обеспечивал
спрос на новые разработки. Примером высочайшего
уровня использования этого метода была
деятельность великого американского
изобретателя Томаса Эдисона, обладавшего
колоссальной работоспособностью. Он
создал творческий коллектив, обеспечивающий
перебор огромного количества вариантов,
поделив поле поиска на участки и компенсируя
этим недостатки метода проб и ошибок.
Метод
проб и ошибок не только неэффективен
при решении сложных задач, но и затрудняет
их постановку, не позволяет одновременно
увидеть значимые проблемы, отодвигая
их решения на десятилетия, а иногда и
на столетия. Этот метод субъективен. Даже
при решении одинаковых задач разные люди
по-разному ищут решения и по-разному ошибаются,
но общим является очень малая вероятность
выхода на оптимальное наиболее эффективное
решение.
В
ХХ веке появилось много способов
интенсификации
Мозговой
штурм не допускает критики. Он эффективен,
когда ведущий имеет большой опыт решения
задач, владеет техникой общения, обладает
личным обаянием, остроумием и многими
другими качествами. Но и в этом случае
успешно решаются относительно несложные
задачи. Наибольшие успехи достигались
при решении управленческих задач. Синектика
допускает конструктивную критику. Обучение
синекторов возможно только на практике.
Большинство синекторов прекращали свою
деятельность через несколько лет, возможно,
из-за разрушающего влияния метода на
нервную систему. Применяется обратный
штурм, который поощряет критику, потому
что только так можно выявить недостатки
кажущейся «благополучной» идеи, конструкции
или другой разработки. Усиление «растормаживания»
людей и избегание привычных, а потому
часто бесплодных ассоциаций возможно,
если взглянуть на объект под необычным
углом. Это достигается методом фокальных
объектов.
Морфологический
анализ позволяет систематически охватить
все (известные или хотя бы главнейшие)
варианты структур совершенствуемого
объекта. В совершенствуемом объекте анализируются
характеристики и основные узлы или элементы,
для которых составляется перечень возможных
исполнений; выбираются наиболее интересные
их сочетания. Удобнее всего выполнять
анализ с помощью многомерной таблицы,
называемой морфологическим ящиком, в
котором выбранные характеристики или
элементы играют роль осей. Основным недостатком
метода является чрезвычайно большое
количество возможных комбинаций. Так,
например, если на 10 основных осях рассмотреть
по 10 вариантов, то число возможных комбинаций
составит 1010. Варианты могут быть получены
на ЭВМ. Но среди этой массы, в основном
слабых, а иногда вообще бессмысленных
сочетаний, очень сложно найти единственное
«сильное» решение. Данный метод эффективен
для несложных систем с малым числом комбинаций
или когда нужно найти эффективные способы
реализации уже найденного решения. Повысить
эффективность поиска можно, если заранее
сформулировать наводящие вопросы (метод
контрольных вопросов).
Все
упомянутые методы, разработанные изобретателями-
Необходим
был другой подход. В его основу
было положено изучение технических
систем, их развития, а также историко-технические
материалы, прежде всего патентных
фондов. Изучение этих материалов
показало, что жизнеспособны изобретения,
изменяющие исходную систему в соответствии
с законами развития технических систем.
Знание этих закономерностей позволяет
резко сузить зону поиска, заменив угадывание
научным подходом. Практически единственной,
основанной на этом подходе методологией
поиска новых решений, является теория
решения изобретательских задач (ТРИЗ),
обеспечивающая положительные результаты,
доступная для массового применения и
не влияющая вредно на психику. Основными
механизмами ТРИЗ являются алгоритм решения
изобретательских задач (АРИЗ) и система
стандартов на решение изобретательских
задач. Но ТРИЗ может не дать эффекта в
тех областях науки и техники, где отсутствует
понимание физической сущности процессов
или там, где преобладают волевые решения.
Для реализации ТРИЗ на практике в изобретательской
деятельности требуются большие затраты
времени на сбор и анализ патентных и информационных
материалов.
Информация о работе Психология научного творчества и методы его развития