Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:36, реферат
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века».
А в чем, собственно, проблема? Композиторы пишут музыку, музыканты играют, художники создают свои полотнища. Изобретатели достигают новых высот в нанотехнологиях. Полки книжных магазинов завалены донцовыми, мариниными и прочими производительными авторами. Снимают фильмы! Стихи пишут! Все идет своим чередом, в чем проблема?
Введение 3
1. Понятие научного поиска 6
2. Научно-техническое творчество как позновательно-психологический процесс 11
3. Психология творчества 15
4. Феномен творчества в контексте научного познания 21
5. Методы развития психологии научного творчества 28
Заключение 34
Библиографический список 36
Идею
об интуиции как скрытом, затаенном
и бессознательном
2.
Научно-техническое
творчество как познавательно-психологический
процесс
Трехаспектная концепция Ф.Энгельса
Категории единичности, особенности и всеобщности отражают последовательные ступени в процессе совершения научных открытий и решении технических задач. Такую трактовку названных трех категорий мы называем генетической.
Эти
же самые три категории выражают
собой три сосуществующие в единстве
между собой стороны научно-
Сейчас
важно подчеркнуть
Роль и значение категорий единичности, особенности и всеобщности впервые раскрыл Ф. Энгельс, поэтому названную выше трехаспектную концепцию мы называем энгельсовской. В ней показано, что всеобщее выступает в научно-техническом творчестве как логический момент, особенное ? как социально-исторический момент, а единичное ? как психологический и биографический. Это соответствует тому, что всеобщее (общечеловеческое) в развитии науки изучает логика (диалектическая), особенное ? история и социология, а единичное ? психология и та часть истории науки и техники, которая занимается биографиями ученых и изобретателей. Отсюда следует, что только в теснейшем взаимодействии всех трех названных моментов и должно изучаться научно-техническое творчество в целом. Ибо в нем представлены в нераздельном единстве все три его структурные стороны, выраженные категориями всеобщего, особенного и единичного.
И мы приходим к следующему выводу: ученый или изобретатель (единичное) должен уметь улавливать, схватывать и связывать между собой то, что несут с собой всеобщее и особенное, «витающие в воздухе» и не зафиксированные на бумаге в виде плановых заданий. Их улавливание может осуществиться только интуитивно. Ученый или изобретатель, обладающий способностью интуитивно мыслить, должен уметь делать соответствующие выводы для себя из своей творческой деятельности, из всего прочитанного им (научно-технической литературы), виденного (устройства и конструкции, явления природы и т. д.) и слышанного (во время бесед и дискуссий, симпозиумов и конгрессов).
Методы исследования научно-технического творчества
Вопрос о том, каким путем совершается открытие и как затем строится информация о нем, имеет большое значение для разработки общей теории научно-технического творчества. Следует при этом подчеркнуть, что факты имеют научно-познавательную ценность только в тех случаях, когда они систематизированы, когда между ними вскрыты неслучайные зависимости, определены причины следствия. Таким образом, задача выявления истины требует не только сбора фактов, но и правильной их теоретической обработки. Первоначальная систематизация фактов и их анализ проводится уже в процессе наблюдений, бесед, экспериментов, ибо эти методы включают в себя не только акты чувственного восприятия предметов и явлений, но и их отбор, классификацию, осмысливание воспринятого материала, его фиксирование.
Методы эти таковы: Наблюдение, Сравнение, Счёт, Эксперимент, Обобщение, Абстрагирование, Анализ, Синтез.
В исторической практике построения информации об изобретениях сложилась следующая общедоступная схема: сначала - непосредственные данные анализа изобретения, затем - выявление эмпирической закономерности и, наконец, - ее теоретическое объяснение.
Именно
логика показывает (в отличие от
психологии) то, как работала мысль
ученого или изобретателя в поисках
истины, двигаясь логически наиболее
коротким путем. Это мы видим, в частности,
в том случае, когда работу интуиции (после
ее свершения), то есть получение непосредственного
умозаключения, мы начинаем логически
обрабатывать, выявляя в ней скрытые звенья
последовательного хода рассуждений,
которые творческая мысль смогла «проскочить»
с помощью интуиции.
Таким образом, и здесь мы видим своеобразное соотношение между логикой и психологией при рассмотрении истории научных открытий и техических изобретений.
Во всяком случае, вся эта проблема имеет исключительно важное значение для разработки общей теории научно-технического творчества. Тут никак нельзя упускать из виду ни логической, ни психологической стороны вопроса, надо брать их в единстве и взаимодействии.
Принцип
дополнительности в его познавательно-
В итоге два ученых, работающих рука об руку, воссоздавали бы цельность, восполняя ее до необходимой полноты. Этим преодолевался бы барьер, возводивший непереходимую преграду между физикой и химией. В этом и заключается принцип дополнительности в науке.
Второй
тип проявления принципа дополнительности
предполагает взаимодействие между
учителем и учеником, зачинателем
научного направления и его
Научные
дискуссии как способ преодоления
ППБ (Познавательно
Хорошо известно, что научные дискуссии и споры способствуют нахождению истины, иначе говоря, способствуют преодолению барьеров, существовавших на пути к ней. Объясняется это тем, что сторонник определенных взглядов, в том числе и таких, которые вносят нечто новое в науку, не всегда сам замечает слабые и даже явно ошибочные стороны своих взглядов, а потому и не может вовремя уточнить и развить то, что он отстаивает, освободив это от слабостей и недостатков. Наоборот, противник его взглядов, отвергая их, ищет, прежде всего, слабые места в критикуемых им воззрениях и находит их гораздо быстрее и убедительнее, чем защитник этих взглядов. И это обстоятельство становится своеобразной подсказкой-трамплином для работы мысли защитника критикуемых воззрений. Увидя, что его взгляды содержат явно слабые, ошибочные пункты, на которые нападает его противник, он начинает искать способы их преодоления. Тем самым он продвигается вперед к истине и преодолевает до конца прежний, стоявший на пути к ней барьер.
Типология ученых с позиций трехаспектной концепции.
В работах ряда историков науки, а также психологов, занимающихся изучением научного творчества, было предложено немало классификаций типов ученых. Так, широко известна типология, предложенная В. Оствальдом, с разделением ученых на «классиков» и «романтиков». Интересна также выдвинутая М. Фарадеем типология научного творчества.
Соответствующие черты творчества ученого, как и психологии самого ученого, не могут быть рассмотрены изолированно от той ступени познания, к которой относятся труды этого ученого.
В общем случае процесс научного познания в той или иной его области проходит последовательно три главные ступени: единичность, особенность и всеобщность.
На
ступени единичности, когда устанавливаются
новые факты, в творчестве ученого
исключительно важна такая
Следующая ступень особенность. Она предполагает не просто наблюдательность, а способность группировать, систематизировать наблюденные факты, связывать их между собою, а значит, мыслить, причем мыслить индуктивно, формально-логически.
Наконец, на ступени всеобщности обнаруживаются такие черты ученого, как способность к абстрактному, теоретическому мышлению, к теоретическим обобщениям, раскрывающим сущность изучаемого и наблюдаемого явления.
И
в заключении стороны или элементы
теории научно-технического творчества:
1) трехаспектная концепция Ф. Энгельса,
2) характеристика познавательно-психологического
метода исследования научно-технического
творчества, 3) общая схема функционирования
ППБ и преодолевающего его трамплина и
4) анализ деятельности ученого в личностном
плане.
Психология
творчества - область научного и
прикладного знания, разрабатываемая
преимущественно общей
Психологии
творчества использует знания из различных
отраслей психологии: социальной психологии,
возрастной и педагогической психологии,
психологии личности, психофизиологии,
психогенетики. Психология творчества
представлена в различных направлениях
современной психологии: культурно-историческом
подходе, теории деятельности, психоанализе,
гештальттеории, экзистенционализме,
гуманистических течениях, когнитивной
психологии, что определяет теоретические
принципы и методы исследования, а также
варианты используемых психокоррекционных
и тренниговых практик и процедур. Психология
творчества имеет большое значение для
других наук: философии, социологии, политологии,
экономики, менеджмента, рекламы, маркетинга,
информатики и искусственного интеллекта,
инженеринга и теории проектирования,
педагогики, искусствоведения и для всех
прикладных дисциплин, связанных с поиском
и анализом новых творческих решений.
Искусство развивается, подчиняясь диалектическому методу. Искусство работает пирамидально: в основе новых достижений - положено использование всего, накопленного там, внизу, в основании пирамиды. Революций здесь не бывает, больше, чем где-нибудь, - здесь эволюция. И нам надо знать то, что в области техники художественного слова сделано до нас. Это не значит, что вы должны идти по старым путям: вы должны вносить свое. Художественное произведение только тогда и ценно, когда оно оригинально и по содержанию, и по форме. Но для того, чтобы прыгнуть вверх, надо оттолкнуться от земли, надо, чтобы была земля.
Информация о работе Психология научного творчества и методы его развития