Психология научного творчества и методы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:36, реферат

Краткое описание

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века».
А в чем, собственно, проблема? Композиторы пишут музыку, музыканты играют, художники создают свои полотнища. Изобретатели достигают новых высот в нанотехнологиях. Полки книжных магазинов завалены донцовыми, мариниными и прочими производительными авторами. Снимают фильмы! Стихи пишут! Все идет своим чередом, в чем проблема?

Оглавление

Введение 3
1. Понятие научного поиска 6
2. Научно-техническое творчество как позновательно-психологический процесс 11
3. Психология творчества 15
4. Феномен творчества в контексте научного познания 21
5. Методы развития психологии научного творчества 28
Заключение 34
Библиографический список 36

Файлы: 1 файл

Полный реферат.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

      В ТРИЗ имеются свои методы  и приемы, основным из которых  считается вепольный анализ (ВЕщество  – ПОЛе). Веполь – это мини­мальная  модель технической системы, отражающая основные элементы, например, изделие,  воздействие инструмента и энергетическое поле (электромагнитное, тепловое, вибрационное, и т. п.).   Модель сложной системы сводится к сумме веполей, но для эффектив­ного использования ТРИЗ необходимы целостные универсальные знания на фундаментальном уровне, что не дается традиционным высшим техническим образованием. Наверное, это является основным пре­пятствием для массового внедрения ТРИЗ. Широта знаний на уровне понимания сущности позволяет быстро и комплексно оце­нить взаимосвязи и найти оптимальное решение, обеспечивающее существенное повышение эффекта по сравнению с решениями, найденными традиционным методам проб и ошибок без должного обоснования. Интересно, что этот эф­фективный метод может широко использоваться в других областях  деятельности. Например, ТРИЗ успешно применяется в процессе образования. 

    ТРИЗ  может рассматриваться как углубление функционально-физического анализа  систем. Максимальная эффективность  мо­жет быть достигнута там, где использование ТРИЗ носит не эпизо­дический характер, а охватывает весь цикл производства – от про­ектирования нового изделия до его модернизации. Такой подход реализуется в рамках системы функционально-стоимостного анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Научно-технический  прогресс, требуя от психологической  науки высокого творческого накала, придает особую значимость двум ее исследовательским ориентациям. Обе  обусловлены тем, что в центр  современного производства — притом не только материального, но и духовного — перемещается диалог между человеком и компьютером. Социальная практика требует обратиться к психологическим проблемам компьютеризации учения, труда, общения. Но компьютер не может стать субъектом этих процессов. Им навсегда останется человек. С передачей ряда его информационных функций электронным устройствам возрастает роль непереводимых на формально-логический «микропроцессорный» язык компонентов его деятельности, порождающих новые культурные ценности, в том числе и сами эти технические устройства. В этой исторической ситуации психология творчества становится важнейшей темой научного творчества в самой психологии. Но это требует от нашей науки новых исследовательских программ, новых теоретических схем, интегрирующих в самой сердцевине психологического познания — его теоретических моделях и эмпирических орудиях — личностное, социальное и предметно-созидательное в общении человека с миром.

    Человеческая  мысль неустанно билась над разрешением  загадок творчества. Ряд из них  был раскрыт наукой. Но и сегодня, как отмечают все современные исследователи, в изучении эвристической деятельности в искусстве немало спорного и неясного. Ее загадки стремятся ныне раскрыть ученые самых разных специальностей: философы, психологи, социологи, эстетики, искусствоведы, педагоги, даже кибернетики и математики. Все возрастающий интерес к проблемам творчества объясняется глубокими объективными факторами. О некоторых из них, вытекающих из самой природы эстетического восприятия, шла речь в этом реферате.

    Анализ литературы по этой теме показал, что общей теорией творчества наука пока не располагает. Сторонники этого направления проводят главным образом эмпирические наблюдения, пользуясь анкетным методом, внимательно изучают автобиографические записки и мемуары, используют метод «непринужденных бесед». Полученные данные подвергают статистической обработке, а затем дают практические рекомендации по организации труда.

    Существует  и другое направление в изучении творчества, не сулящего броских результатов  в близком будущем и нацеленное, прежде всего, на то, чтобы заполнить «теоретический вакуум»: раз общей теории творчества нет, необходимо ее создать. Сторонники этого направления не спешат с практическими рекомендациями и сосредоточивают усилия на разработке общетеоретических вопросов.

    При этом отмечается отчетливая закономерность: тенденция использовать для описания и объяснения творческого процесса научный аппарат из весьма далеких  областей науки. Так, специалисты-физики говорят о квантовой природе  мышления и видят в квантовой теории ключ к разгадке тайн творчества. Специалисты по общей семантике подчеркивают сходство и даже тождество понятий общей семантики и психологии мышления; они уверены, что термины общей семантики − наилучший язык для описания творческого процесса.

    Но  одно утверждение, всё-таки, бесспорно. Пусть даже нет общей теории творчества, всякого рода методики и рекомендации необходимы. Изобретения, даже самого высокого уровня можно и должно делать «по формулам». Многие из этих «формул» уже известны, их применению успешно обучают. В ближайшие десятилетия решение изобретательских задач превратится в точную науку о развитии технических систем.

    Бесспорно также и следующее утверждение, о тесном единении искусства и  науки. Причем имеется в виду наука  в широком смысле данного понятия: не только математика и физика, но также искусствоведение и эстетика. Из всего сказанного необходимо следует, что если современный художник не становится исследователем действительности, исследователем, вооруженным соответствующими знаниями и методологией, то он обрекает себя на неуклонно возрастающую творческую некоммуникабельность с окружающим миром. Тесный союз искусства и науки − при полной, разумеется, самостоятельности и равноправии обоих − это объективная закономерность развития современной культуры. Как и всякая закономерность, она пробивает себе дорогу в жизни через массу случайностей, отклонений, противодействий. Но все равно ей принадлежит будущее. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список: 

    Учебные, методические и практические издания 

  1. Алексеев  Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических  методах изучения творчества.- М., Наука, 2007
  2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М.: Сов. радио,2006 ,− Кибернетика.
  3. Братусь Б. С. О месте художественной литературы в построении научной психологии личности. — Вестник МГУ. Сер. Психология 2005, № 2.
  4. Грэйс Крайг Психология развития. – СПб.: Издательство "Питер", 2007.
  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 2005. - с.225.
  6. Изард К. психология эмоций. - СПб., 2005. -с.136.
  7. «Искусство и психоанализ», Л.С.Выготский, 2-ое репереиздание СПб., 2006. – с.572.
  8. Кедров Б. О творчестве в науке и технике: (Научно-популярные очерки для молодежи). – М.: Мол. Гвардия, 2008.
  9. "Об отношении аналитической психологии к поэзии" Карл Густав Юнг. 2005. – с.304.
  10. Логическое суждение. Руфулаев О.Н. К. - 2005 г.
  11. Логика - исскуство мышления. Тимирязев А.К.- К. 2008 г.
  12. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: практическое пособие. – М.: АСТ, 2006.
  13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА, – 2007.
  14. Философия. /Под ред. Ю.А. Харина. - Мн., 2006
  15. Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии, М.: Наука,2006.
  16. Ярошевский М. Г. Структура научной деятельности. — Вопросы философии, 2006, № 11
  17. Ярошевский М. Г. Оппонентный круг и научное открытие. — Вопросы философии, 2006, № 10.
 
 
 

Интернет  ресурсы 

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org
  2. Информационный портал http://www.psi.lib.ru/
  3. "Психология и литература" Карл Густав Юнг http://www.jungland.ru/node/1564
  4. «УРОВНИ ТВОРЧЕСТВА или РОЖДЕНИЕ НОВИЗНЫ», Марат Гафитулин

http://www.trizminsk.org/e/23201.htm

  1. Яндекс-словарь: энциклопедия эзотеризма. http://slovari.yandex.ru/

http://slovari.yandex.ru/dict/esoterism/article/eso/eso-0465.htm 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психология научного творчества и методы его развития