Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 19:24, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрим, например социальную структуру университета. Все знают, что каждую осень проводится набор новых студентов, и каждое лето ещё одна группа заканчивает университет. Деканаты определяют стипендии и управляют учебным процессом. Всё время новые студенты, преподаватели и деканы проходят через эту систему и в положенное время выходят из неё.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..2
1. Психология малых групп. Виды групп и их функции…………………….4
2. Психология межгруппового взаимодействия……........................................18
Заключение……………………………………………………………..........29
Список использованной литературы……………………………………...31

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по психологии 3 семестр.docx

— 61.14 Кб (Скачать)

Некоторые подходы к решению этих проблем  намечены: изучается роль такого фактора, как "вхождение" личности в группу; высказана идея о том, что каждая группа имеет свое собственное "лицо", и это значимо для индивидов, в нее включенных; в ряде исследований вместе с другими детерминантами поведения личности в группе изучался "статусный опыт индивида" (т.е. опыт, приобретенный в различных  группах пребывания на протяжении предшествующего  жизненного пути) и т.д. Чрезвычайно  важная мысль была высказана в  свое время B.C.Мерлиным: "Характер взаимоотношений в коллективе детерминирует формирование свойств личности, типичных для данного коллектива"4. Пожалуй, именно эта идея должна быть развита дальше, если мы хотим понять реальную ситуацию, в которой оказывается личность в группе. Можно привести два ряда доводов в пользу того, почему непосредственная среда деятельности личности – группа – действительно "наделяет" личность определенными свойствами.

Первый  из доводов заключается в том, что результат активности каждой личности, продукт ее деятельности дан, прежде всего, не вообще, а там, где он непосредственно произведен, осуществлен, т.е. выступает как некоторая  реальность. Но поскольку она возникает  в группе, то здесь более всего  очевидна мера участия каждой личности в общем усилии. Через долю в  общем объеме деятельности личность как бы сопрягается с другими  членами группы, а следовательно, оценивается ими.

Но такая  оценка предполагает некоторые нормативы, с помощью которых она осуществляется. Значит, существуют такие личностные качества, которые особенно значимы  для данной группы, для данных условий  деятельности. Будучи закреплены в  оценках, они в определенном смысле как бы "предписываются" членам группы. Выделяются четыре процесса, в  которых развертывается межличностное  оценивание:

1) интериоризация (т.е. усвоение личностью оценок со стороны других членов группы);

2) социальное  сравнение (прежде всего с другими  членами группы);

3) самоатрибуция (т.е. приписывание себе качеств, выполняемое на основе двух предшествующих процессов);

4) смысловая  интерпретация жизненного переживания5.

Конкретный  вид этих процессов обусловлен характеристиками группы: самооценка каждого члена  группы зависит от группового мнения (но лишь определенным образом: самооценка может идти и вразрез с мнением  группы, что порождает сеть конфликтных  ситуаций, например, в условиях школьного  класса и т.п.); социальное сравнение предполагает наличие кого-то "среднего" как точки отсчета, а это представление о "среднем" также формируется в группе и т.д. Экспериментальные исследования межличностного оценивания в малых группах подтверждают, что характер его различается, например, в группах высокого и низкого уровней развития. Сами эталоны оценки оказываются различными, причем даже внутри одной и той же группы эталоны неоднозначны, поскольку группа неоднородна по составу: ее члены обладают различными индивидуальными психологическими особенностями6. К сожалению, относительный вес индивидуальных различий членов группы и свойств самой группы в формировании эталона оценки не выяснен.

Второй  довод заключается в том, что  всякая совместная деятельность в группе предполагает набор обязательных ситуаций общения. В этих ситуациях проявляются  также определенные качества личности, что особенно наглядно видно, например, в ситуациях конфликта. В зависимости  от наличия тех или иных качеств  личность по-разному проявляет себя, причем всегда либо через сравнение  себя с другими, либо через утверждение  себя среди других. Но эти "другие" – тоже члены той же самой группы, следовательно, демонстрация личностью  своих качеств в общении контролируется группой посредством приложения к этим качествам групповых критериев. Именно это также способствует наделению  личности "нужными" группе качествами.

Принятие  или непринятие личностью такой  формы группового контроля зависит  и от степени ее включенности в  группу. Какой бы по уровню развития ни была группа, индивидуальная позиция  каждой отдельной личности зависит  от меры значимости для нее групповой  деятельности. Если даже принять тезис  о том, что в группах высокого уровня развития, т.е. коллективах, цель совместной деятельности принимается  всеми членами как своя собственная, то это не снимает вопроса о  мере принятия этой цели каждой личностью в отдельности, т.е. включенности личности в групповую жизнедеятельность. Этот же показатель определяет и меру принятия или отвержения такой формы группового контроля, как оценка качеств, необходимых в условиях совместной деятельности и общения.

Оба приведенных  довода требуют включения в социально-психологический  анализ личности и проблемы смыслообразования. Традиционно изучаемая в общей  психологии эта проблема не освоена  социальной психологией. Вместе с тем  обозначение фокуса социально-психологического исследования личности ("личность в  группе") предполагает изучение процесса смыслообразования в контексте  таких феноменов, как социальное сравнение, социальное оценивание и  т.д. Подобно личностному смыслу, "групповой смысл" выступает  как определенная реальность во взаимодействии личности и группы. Соответственно двум сторонам этого взаимодействия – совместная деятельность и общение  – можно условно выделить два  ряда социально-психологических качеств  личности: качества, проявляющиеся  непосредственно в совместной деятельности, и качества, необходимые в процессе общения.

Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены  на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть  жизни человека протекает в малых  группах: в семье, игровых компаниях  сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в  малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать  вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с  обществом: группа трансформирует воздействие  общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит  группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета.

Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповых  методов обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии в практике.

Малые группы выступают объектами  исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Основное различие в выделении предмета научного исследования здесь состоит  в том, что социология изучает  малые группы, прежде всего с точки  зрения их объективных социальных признаков, обезличенных и депсихологизированных. В обшей психологии, группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний. Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу как целое.

Выделение малых групп  как специфических человеческих общностей (в отличие от больших  групп и от выделяемых в последнее  время средних по величине общностей) предполагает решение вопроса о  количественных границах малой группы.

Количественные признаки малой группы - ее нижние и верхние  границы определяются качественными  признаками малой группы, основными  из которых являются: Контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и Целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку  в группе из двух человек — диаде – групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен Социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие Микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы Первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и Вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов  в социальной психологии. Поэтому  необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя. Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах, в каких условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и закономерности, и в какой степени приложимы знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах.

Среди естественных малых  групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и  неформальных, предложенное Э.Мэйо.

Формальные группы — группы, членство и взаимоотношения в которых, носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями.

Формальными малыми группами являются, прежде всего, первичные коллективы подразделений социальных организаций  и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей.

Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность.

Неформальные  группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.

Примерами неформальных малых  групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга  людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

Формальные и неформальные группы различаются, прежде всего, по механизмам их образования и по характеру  межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление  групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

По времени существования  выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).

В зависимости от степени  произвольности решения индивидом  вопроса о вхождении в ту или  иную группу, участии в ее жизнедеятельности  и уходе из нее группы делятся  на открытые и закрытые.

Основными критериями психологической  общности группы выступают явления  сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок). Осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в  том числе психологических) своей  группы от других выступает основой идентификации  индивидов со своей группой (осознания своей принадлежности к данной группе, своего единства с нею — чувство «мы»). Одним из проявлений позитивной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность — тенденция к более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов.

Психологическая общность группы проявляется также в наличии  социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих  отдельных индивидов), таких как  совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др. Сказанное не означает, что  только группы, характеризующиеся выраженными  признаками психологической общности, могут являться объектами социально-психологического исследования (таковым может быть и случайное или временное  объединение людей, и собрание индивидов, характеризующееся высокой степенью психологической разобщенности и дезинтеграции). Речь идет, прежде всего, о специфике подхода социальной психологии к изучению малых групп, о специфике ее предмета.

Референтность малой группы — это значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциям» референтной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям). С практической точки прения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные группы — временные группы, специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством практического психолога-тренера7.

Системный подход в исследовании психологии малых групп и коллективов  предполагает анализ многообразия связей и отношений в малых группах, которые должны рассматриваться  одновременно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения  и межличностных отношений.

Информация о работе Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия