Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 19:24, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрим, например социальную структуру университета. Все знают, что каждую осень проводится набор новых студентов, и каждое лето ещё одна группа заканчивает университет. Деканаты определяют стипендии и управляют учебным процессом. Всё время новые студенты, преподаватели и деканы проходят через эту систему и в положенное время выходят из неё.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..2
1. Психология малых групп. Виды групп и их функции…………………….4
2. Психология межгруппового взаимодействия……........................................18
Заключение……………………………………………………………..........29
Список использованной литературы……………………………………...31

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по психологии 3 семестр.docx

— 61.14 Кб (Скачать)

В результате проведенных  экспериментов было выявлено, что  в условиях спортивного соревнования наблюдался резкий рост внутригруппового фаворитизма, а на этапе совместной деятельности в совхозе, напротив, его  резкое уменьшение.

При интерпретации этих результатов  было принято во внимание следующее: тип межгруппового соревнования на обоих этапах второй серии отличался  от типа межгруппового соревнования в первой серии -- здесь не имела  места модель “игры с нулевой  суммой”, поскольку не было однозначной  победы или обозначенного поражения (отряды просто ранжировались по степени  успеха); кроме того, на каждом этапе  критерии оценки были очевидными и  наглядными;

Два этапа второй серии  также различались между собой: на втором этапе межгрупповая деятельность (труд в совхозе) приобрела самостоятельную  и социально-значимую ценность, не ограничивающуюся узкогрупповыми целями в межгрупповом соревновании.

Отсюда можно заключить, что важнейшим фактором, который  привел к снижению уровня внутригруппового фаворитизма и тем самым неадекватности межгруппового восприятия, явилась  сама по себе ситуация межгруппового  взаимодействия, принципиально новая  по своей значимости деятельность, с отчетливо выраженным содержанием и стоящая над узкогрупповыми целями.

При сравнении данных второй серии с данными первой серии  можно заключить, что негативная роль такой формы межгруппового  взаимодействия, которое организованно  по принципу “игра с нулевой суммой” (что приводит к неадекватности межгруппового  восприятия), может быть компенсирована иным характером совместной деятельности. Средством такой компенсации  является более общие (“надгрупповые”) цели, ценности совместной социально значимой деятельности. При этом имеет значение и такой факт, как накапливаемый группами опыт совместной жизнедеятельности.

На основе предложенного  подхода принципиальная схема генезиса межгрупповых процессов может выглядеть  следующим образом:

Наличие трех звеньев в  этой цепи позволяет по-новому объяснить  соотношение внутригруппового фаворитизма  как стратегии межгруппового  взаимодействия и как характеристики межгруппового восприятия. Межгрупповое восприятие оказывается неадекватным (феномен внутригруппового фаворитизма) в таком межгрупповом взаимодействии, которое оторвано от социально значимой совместной деятельности групп. Стабилизация неадекватных представлений о других группах может быть преодолена, если группы включить в деятельность с  общими для них целями и ценностями.

 Влияние межгрупповых  отношений на внутригрупповые  процессы

В чисто научном плане  введение проблематики межгрупповых отношений  в социальную психологию имеет большое  значение для обогащения знаний о  самих группах. Характер межгруппового  воздействия влияет на внутригрупповые  процессы: предпринята серия исследований о влиянии межгруппового взаимодействия на такие процессы, удовлетворенность  от принадлежности к группе, характер межличностных отношений в группе, точность их восприятия членами группы, групповые решения и другое. Проводились эксперименты, выявлявшие сравнительные характеристики групповых процессов в зависимости от места, занимаемого группой в межгрупповом соревновании, и от восприятия группой этого места (то есть от субъективной оценки меры собственного успеха). Соответственно были получены данные, касающиеся и неуспешных групп. В частности, удалось установить, что в случае стабильной неудачи группы в ней значительно ухудшается качество межличностных отношении: уменьшается число связей по типу взаимной симпатии, увеличивается число негативных выборов. Наблюдается сдвиг в сторону повышения числа конфликтов. В качестве косвенного результата было обнаружено, что сам интерес к проблемам межличностных отношений более интенсивно выражен в “неуспешных” группах. Это является показателем того, что недостаточная интегрированность группы совместной деятельностью снижает показатели ее эффективности: внимание членов группы концентрируется не столько на отношениях деятельностной зависимости, сколько на отношениях межличностных. Констатация подобного сдвига может служить диагностическим средством для определения уровня группового развития.

В более широком, методологическом плане эти данные важны для  понимания того, что малая группа не может ни при каких обстоятельствах  рассматриваться как изолированная  система: для объяснения любого внутригруппового процесса необходимо выйти за рамки  малой группы. Тезис о детерминированности  всех процессов малой группы более  широкой системой общественных отношений  получает свое раскрытие и конкретизацию: ближайшей сферой таких отношений  являются отношения между группами.

Межгрупповые  отношения “по горизонтали” и  “по вертикали”

Перспектива исследований психологии межгрупповых отношений включает в  себя два сечения:

  • отношения между группами “по горизонтали”, то есть между группами, не связанными отношениями подчинения, а существующими как бы “рядом” (школьный класс со школьным классом, бригада с бригадой, если речь идет о малых группах, или нация с нацией, демографическая группа с демографической группой, если речь идет о больших группах, и т. д.). Вариант этого сечения - взаимоотношения разных, но не соподчиненных групп: семья, школа, спортивная секция и т. д.
  • отношения между группами “по вертикали”, то есть в системе некоторой иерархии: бригада, цех, завод, объединение и т. д.

Этот второй случай логично  позволяет включить в проблематику межгрупповых отношений также относительно новый раздел социальной психологии - психологию организации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема групп, в которые  объединены люди в процессе своей  жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

«Группа - это некоторая  совокупность людей, рассматриваемых  их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”». С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей, по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.

С другой стороны, в целом  цикле общественных наук под группой  понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Личность и возникает  тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность. Поэтому - то личность и есть лишь там, где есть свобода. Свобода подлинная, а не мнимая, свобода действительного развертывания человека в реальных делах, во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости. Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала – с детства - в такие взаимоотношения с другим человеком, внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был стать личностью.

В заключение хотелось бы сказать, прежде всего, о том, что характер отношений групп между собой, прежде всего, зависит от качественных условий, в которых группы на тот  момент находятся. То есть, если в окружающей обстановке присутствует некий дух  соревнования, то нередко может возникнуть легкая враждебность одной группы по отношению к другой. Если же группы сотрудничают между собой, выполняют  какую-либо работу вместе, то соответственно, уровень некой враждебности снижается  или совсем исчезает. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что отношения  между группами могут складываться как по линии сотрудничества и  взаимопомощи, так и по линии соперничества  и даже некоторой вражды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Куликов В.Н., Сушков И.Р. Ципцюк В.Г. Социально-психологический аспект межнациональных отношений. Психологический журнал. 2001, т. 12, №1, с. 31-39.
  2. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 2003.
  3. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 2000.
  4. Андреева Г.М., Социальная психология 2000г
  5. К. Маркс и Ф. Энгельс. О молодежи. М., «Молодая гвардия», 2002 г.
  6. К.Д. Ушинский. Избранные педагогические сочинения. т. 1 - 2. \Под редакцией А.И. Пискунова. М., «Педагогика», 2004 г.
  7. К. Маркс и Ф. Энгельс. О воспитании и образовании. В 2-х томах. \ Под редакцией В.Н. Столетова. М., «Педагогика», 2001 г.
  8. Зазыкин В.Г. Основы психологии проницательности. М.,: Тривола, 2004 г.
  9. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. \Составитель А.А.
  10. Радугин. М., Издательство «Центр», 2005 г.
  11. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования, М., 2004.
  12. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности. М., 2000.
  13. Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности. Л., 2003.
  14. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 2006.
  15. Кон И.С. В поисках себя. М., 2004.
  16. Кроник А.А. Межличностное оценивание в группах. Киев, 2002.
  17. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. М., 2001.
  18. Леонтьев А.Н. Начало личности – поступок // Избр. психолог, произв. Т. 1. М., 2003.
  19. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2004.
  20. Мерлин B.C. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности. Социальная психология личности. М., 2003.
  21. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 2002.
  22. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 2002.
  23. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. М., 2004.

 

1 Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М., 2002.

2 Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2004. С. 300.

3 Леонтьев А. Н. Начало личности – поступок // Избр. психолог, произв. Т. 1. М., 2003. С. 385.

4 Мерлин В. С. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности. Социальная психология личности. М., 2003. С. 259.

5 Кон И. С. В поисках себя. М., 2004. С. 234.

6 Кроник А.А. Межличностное оценивание в группах. Киев, М., 2002. 

7 Рудестам К. А. Издательство «Центр», М., 2005.




Информация о работе Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия