Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 10:15, реферат

Краткое описание

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

Оглавление

Введение. 2
1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии. 4
2. Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального. 6
3. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности. 8
Заключение. 14
Литература. 15

Файлы: 1 файл

Психология личности.doc

— 77.50 Кб (Скачать)
  • Учебную.
  • Трудовую.
  • Игровую.

    Они отличаются друг от друга по:

  • Результатам.
  • Мотивам.
  • Организациям.
 
 

    Труд основной вид деятельности и его результатом является создание общественно-полезного продукта (заводская и с/х продукция, написанная книга, музыка и т.д.)

    Творческая  деятельность – ее результатом является создание нового оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения, выведение новых сортов и т.д.)

Она требует наличия  способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главным  образом – напряженный  труд, настойчивость  и упорство в преодолении  препятствий.

Ошибочно  мнение, что талантливому человеку все достается  без труда. Наоборот многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой, Репин и др.).  

            «Вдохновение  – это такая  гостья, которая не любит посещать ленивых».      Чайковский.

Учение - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности.

Учение  дает полезный продукт  лишь на производственной практике, при обучении профессии.

Игра не дает общественно значимого продукта.

Различны  и мотивы этих видов деятельности:

  • Мотивом труда является осознание общественной необходимости.
  • Игра мотивированна интересом.
 

Различны  и организация  этих видов деятельности.

Труд  и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время и в определенном месте.

Игра  связана со свободной  организацией, ребенок  играет в отведенное для этого время  как хочет и  сколько хочет.

Человеку  почти в любом  возрасте свойственны  все три вида деятельности, но в разные периоды  жизни они имеют  разное значение.

С точки зрения структуры  различают цели и  мотивы деятельности:

Цель – то ради чего действует человек.

Мотив – то почему, он так действует.

Составную часть или отдельный  акт деятельности называют действием. Они состоят из движений:

Деятельность ® Действия ® Движения

Например: пошить пальто –  деятельность, которая  складывается из отдельных  действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все  эти действия состоят  из отдельных движений, которые диктуются  сигналами из окружающего  мира.

Действия  бывают вполне осознанными и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и называют импульсивными.

  Различают практические  и умственные действия. Они тесно связаны между содой.

    Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности.  
     

    Бывают  разные виды интересов: 

  • Материальные – стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства), типичный  
    пример  -  Плюшкин.
  • Духовные – характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего познавательные интересы.
  • Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества.
  • Опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда.
  • Пассивный -  интерес созерцательный, когда  человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).
  • Активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).

В зависимости от широты и глубины интереса, находится уровень развития личности.

К основным факторам формирования личности относятся:

Среда важнейший фактор социализации человека и его становления. Среда — это окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и работает человек.

 

Выделяют:

  • Микросреду — контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, «улица» и т.п.);
  • социальную среду — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек;
  • естественную среду — определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности.

наследственность генетическая передача определенных качеств и свойств личности от поколения к поколению;

Обучение, воспитание, образование;  

Степень адекватности включения  человека в трудовую деятельность.

   Можно иметь хорошую  наследственность, находиться в благоприятной среде, получить квалифицированных учителей, но оставаться при этом умной ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности происходит становление и развитие личности.

 

Заключение.

Проблема  личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития. Но  конституирующий характеристикой личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике; литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. «То чего не достаёт рабу, - писал Гегель- это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится «Я», его « Я» есть господин».

Личность  есть господин самого себя, - такова максима  ценностного осмысления феномена личности в культуре.

 

Литература.

  1. Ильенков  Э.В. Что такое  личность? – М.,1991
  2. Сердюк С.Ф., Дровникова И.Г. Дудкина Е.И. 
    Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: курс лекций. Воронеж: Воронежская высшая школа МВД России, 1998. – 88с.
  3. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности – М.1997
  4. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. 
    Радугин А.А. Москва,1997. – 256с.
  5. Лекционный материал по психологии.

Информация о работе Психология личности