Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 11:13, контрольная работа
В настоящее время возрастает число и разнообразие детей с отклонениями в развитии, в том числе с парциальной и комплексной недостаточностью. Это вызывает необходимость изучения детей не только до, но и в процессе их обучения и воспитания, определение микропрограмм коррекционного воздействия для каждого отдельного случая. Поэтому современная психология, коррекционная педагогика и специальная психология характеризуются усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей.
Введение……………………………………………………………………………2
Определение и классификация РДА……………………………………………..2
Особенности психического развития детей с аутичным поведением…………5
Заключение……………………………………………………………………….14
Литература……………………………………………………………………...16
Следует
отметить, что стереотипии возникают
с самого начала жизни аутичного
ребенка. Они являются формой его
взаимодействия с окружающим миром
и пронизывают всю его
Асинхрония
развития при аутизме особым образом
проявляется в двигательной сфере,
когда познавательные процессы опережают
развитие двигательных, что нарушает
гетерохронный принцип. В целом
отмечается недостаточность развития
общей и мелкой моторики. Наличие
мышечного гипотонуса определяет особенности
и возможности двигательного
статуса детей. Это проявляется
в неловкости и нарушениях координации
произвольных движений, особых трудностях
в овладении элементарными
Отмечается вычурность позы (с расставленными руками и на цыпочках), «деревянность» походки при движении, недостаточность и бедность мимических движений. При этом у ребенка может быть хорошо развит импульсивный бег и способность «ускользать» от взрослых, т. е. избегать дискомфортных для себя раздражителей и социальных контактов.
Одновременно при столь многих двигательных несовершенствах аутичный ребенок может в значимой для него ситуации демонстрировать удивительную ловкость и гибкость движений, например неожиданно совершать «немыслимые» по сложности действия.
Значительные
проблемы у аутичных детей возникают
в сфере самообслуживания. Развитие
навыков самообслуживания представляет
для аутичных детей особую проблему.
Даже самые успешные дети, одаренные
особыми талантами, оказываются
не приспособленными к жизненным
ситуациям и к быту. Навыки самообслуживания
даже у них формируются медленно
и не развиваются качественно, так
как усваиваются стереотипно. Дети
испытывают особые сложности в приеме
пищи, о чем было сказано ранее,
могут быть неопрятны и стереотипны
в одежде, в выборе вида транспорта
или маршрута поездки. Так, например,
аутичный подросток или юноша, усвоивший
программу, близкую к массовой, может
быть повергнут в паническое состояние
только из-за изменения даты или
места значимой для него встречи.
Все это затрудняет социальное приспособление
и адаптацию аутичных детей и
подростков. Поэтому самообслуживание
как дисциплина, включающая формирование
навыков социальной адаптации, занимает
особое место в коррекционном
процессе аутичных детей.
Особенности сенсорной сферы и восприятия
Окружающая
сенсорная среда является для
аутичного ребенка источником постоянного
отрицательного фона ощущений и эмоционального
дискомфорта. Формирующийся негативный
сенсорный опыт отражается в особенностях
эмоциональной сферы ребенка. Кроме
специфических нарушений
Аутичные
дети воспринимают окружающие предметы
не целостно, а на основании отдельных
аффективных признаков. Аутичный ребенок
фиксируется лишь на позитивных, аффективно
значимых ощущениях собственного организма,
звуках, красках и формах предметов
внешнего мира. Этим и определяется дефицитарность
и недостаточность его перцептивной сферы.
Возникающие нарушения предметности и
целостности перцептивных образов, нарушения
ориентировки в пространстве и целостной
картины реального мира являются следствием
повышенной сензитивности и особой избирательности
восприятия как высшего психического
процесса.
Особенности интеллектуального развития
Спектр интеллектуальных возможностей аутичных детей разнообразен: от нарушений интеллектуальной сферы в виде умственной отсталости до легкой задержки психического развития и проявления особой одаренности в какой-либо из отраслей знаний.
Специфика формирования перцептивной сферы влияет на развитие интеллекта. Часть детей с аутичными чертами имеют сохранный интеллект и могут обучаться по массовым программам. Среди них значительную группу составляют дети с синдромом Аспергера. У этих детей ярко проявляется парциальная одаренность, особые таланты и способности к определенным наукам, искусствам или видам деятельности.
Дети второй группы страдают незначительными нарушениями в виде дефицитарности познавательной сферы и интеллекта. Они нуждаются в обучении по специально адаптированным, но приближенным к массовым, программам. Ввиду отсутствия разработки подобных программ, как правило, используются программы для обучения детей с ЗПР для начальных классов (четырехгодичное обучение).
Дети третьей группы имеют выраженные интеллектуальные расстройства. Они могут обучаться лишь по программам учреждений VIII вида для умственно отсталых детей (в легкой или тяжелой степени) с учетом адаптационного периода.
Оценивая качество мыслительных операций аутичных детей, можно выделить следующие нарушения:
- способность
на высоком уровне оперировать,
- ускорение
и «проскальзывание» при
- осуществление
умозаключений с опорой лишь
на личност-но-значимые
Особенности речи
Речевые
нарушения у аутичных детей выступают
как компонент недостаточности
коммуникативной сферы. Встречаются
различные речевые
Часть детей
страдает мутизмом. Возникновение мутизма
можно рассматривать как
При полном
мутизме развитие импрессивной стороны
речи у детей очень слабо выражено.
Отдельные звуки и
Дети второй
группы страдают частичным мутизмом.
Они имеют потенциально более
сохранные возможности к
Речь детей третьей группы имеет более высокий уровень развития, приблизительно соотносимый со вторым или третьим уровнями ОНР. Однако отличительным свойством этой речи, так же как и у детей второй группы, является отсутствие ее обращенности к конкретному лицу, даже к самому аутичному ребенку как автору речевого высказывания. У детей этой группы усиливаются характеристики безадресной, «безликой» речи, направленной в пространство, ни к кому.
На этом этапе речевого развития аутичный ребенок сталкивается с огромной трудностью в области обозначения себя словесным знаком «я». Его речь изобилует эхолалиями, речевыми штампами, проявлениями речевой стереотипности, бесцельными манипулированиями, звукокомплексами, словосочетаниями или отрывками отдельных фраз. Характерна интонационная окраска речи: голос звучит неестественно, немодулированно, иногда фальцетом.
Развитие
речи детей четвертой группы характеризуется
достаточным уровнем
Воображение
Особенности воображения проявляются в игре аутичных детей, а также в их творческих работах. Рисунки аутичных детей наполнены движением. Статичность рисунка, присущая нормально развивающемуся дошкольнику, сдерживает интересы аутичного ребенка. Он стремится уйти от статики, конкретики в скользящее движение кисти, ритм мазков, переливающуюся игру красок, блики солнечного луча. Фантазии аутичного ребенка балансируют на грани реального и нереального. Фиксация на ритме сенсорных впечатлений формирует фантастический мир, отражающий картину внутренних переживаний и интересов аутичного ребенка.
Игра детей, как правило, включает аутистические фантазии, которые имеют свою фабулу, иногда оторванную от реальности, с признаками вычурности и сказочности. Дети любят сюжеты, связанные с перевоплощением в животных. Они с большим вдохновением исполняют эти роли, причем выход из роли в реальный мир почти всегда затруднителен и граничит с аффективным взрывом.
Другая
группа детей, в большей степени
проявляющая интерес к точным
наукам и компьютерной технике, субъективирует,
одушевляет различные категории
знаков, придавая им характеристики живых
существ. Такие дети часто демонстрируют
тенденции к созданию фантастических
миров.
Внимание
Особенности
непроизвольного внимания проявляются
в повышенном напряжении, направленном
на выявление опасности и
Произвольное
внимание, связанное с учебной
деятельностью, формируется с большим
трудом. Трудности развития внимания
определяются нарушением целенаправленности
деятельности. Отмечаются нарушения
устойчивости внимания. Большую роль
при этом играют страхи, возникающие
вследствие негативно воспринимаемых
раздражителей. Ребенок соскальзывает
с одного алгоритма действий на другой,
не фиксируясь при этом на смысле осуществляемого
действия.
Память
У детей
с сохранным интеллектом могут
быть хорошо развиты непроизвольная
слуховая и зрительная память на логические
формулы и знаки. При воспроизведении
мнемических следов иногда возникают
элементы фантазии в виде привнесений.
Произвольное логическое запоминание
формируется в зависимости от
интересов ребенка и его
Личностное развитие
Формирование
личности аутичного ребенка как
завершающий этап его психического
развития имеет особые характеристики.
Известно, что центральным звеном
в формировании личности человека является
развитие его мотивационной сферы,
представленной в виде сложной иерархической
системы потребностей, желаний, стремлений
и намерений. Известно, что уже
в раннем возрасте процесс формирования
психических новообразований