Психология детей с аутичным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 11:13, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время возрастает число и разнообразие детей с отклонениями в развитии, в том числе с парциальной и комплексной недостаточностью. Это вызывает необходимость изучения детей не только до, но и в процессе их обучения и воспитания, определение микропрограмм коррекционного воздействия для каждого отдельного случая. Поэтому современная психология, коррекционная педагогика и специальная психология характеризуются усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………2

Определение и классификация РДА……………………………………………..2

Особенности психического развития детей с аутичным поведением…………5

Заключение……………………………………………………………………….14

Литература……………………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

аутичные дети.docx

— 41.25 Кб (Скачать)

  Состояние психической сферы аутичного  ребенка свидетельствует о недостаточности  важнейшего психического механизма, определяющего  формирование полноценной личности — эмоционально-волевой сферы. Именно нарушения в этой области психического развития аутичного ребенка являются основным препятствием к формированию его полноценной личности.

  Специфические особенности в развитии личностных новообразований возникают в  самом начале жизненного пути аутичного  ребенка. Уклонения от глазного контакта с матерью и близкими; отсутствие или вялость протекания «комплекса оживления»; нежелание (вплоть до полного  избегания) вступать в речевой контакт; отсутствие использования местоимения «я»; речевая стереотипность, препятствующая критичной самооценке, и многое другое определяют личностное своеобразие аутичного ребенка или подростка.

  Особое негативное влияние на формирование личностной зрелости аутичного ребенка оказывает нарушение понимания себя как системы Я, отражающееся в нарушении идентификации себя с речевым знаком — местоимением первого лица.

  Комплекс  личностных нарушений, имеющих место  у аутичных подростков и юношей, в дальнейшем может проявиться в  развитии личности по аутистическому типу или в шизоидной акцентуации  характера. Личностные особенности  аутичных подростков и юношей характеризуются  эмоциональной холодностью, эгоизмом и эгоцентризмом, особой отгороженностью  от окружающего мира людей. Аутичные подростки и юноши плохо контактируют со сверстниками, они замкнуты и  скрытны. У них нарушена критичная  оценка своих действий и высказываний.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Таким образом, нарушения психического развития при детском аутизме являются множественными, всепроникающими. Попытки найти первичное нарушение, формирующее картину детского аутизма в дефицитарности одной из психических функций, не были успешны. Существует общая для всех детей с синдромом аутизма неспособность переноса усвоенного навыка в новые условия, неумение использовать свои знания в реальной жизни.

  Можно сказать, что у аутичного ребенка дезорганизована  сама система приспособления к миру, включая и организацию адаптивного  поведения, и процессы саморегуляции, что проявляется в требовании поддержания стереотипных условий  жизни, страхах, агрессии, особых влечениях  и пристрастиях. Известно, что зачастую при аутизме не развиваются даже элементарные формы самосохранения, изменено пищевое поведение, не формируется  ориентировочно-исследовательская  деятельность.

  Все эти проблемы тесно связаны с нарушением развития системы аффективной организации сознания и поведения, с несформированностью переживаний и смыслов, определяющих отношения человека с окружающим миром и лежащих в основе когнитивных процессов. Ведь все они, по мысли Л.С. Выготского, мотивированы, психологически обусловлены, приводятся в движение и направляются аффективным побуждением.

  Психическая система даже в патологических условиях остается живой системой, и все  ее проявления поэтому можно рассматривать  как целесообразные, направленные на разрешение определенных жизненных  задач.

  Сочетание двух патогенных условий – нарушение активности и снижение порогов аффективного и сенсорного дискомфорта – определяет патопсихологическую структуру синдрома детского аутизма. В сущности, это – одно условие, поскольку, как известно, активность и чувствительность являются единой характеристикой нервной системы, и рассмотрение этих параметров в отрыве друг от друга не позволяет получить целостное представление об условиях развития ребенка с аутизмом.

  Психическое развитие при аутизме происходит в особых условиях, когда нарушена регуляция витального и психического тонуса и снижены пороги аффективной чувствительности. Невозможность адекватного реагирования на окружающую среду приводит к тому, что задачи защиты и саморегуляции становятся для ребенка более важными, чем активная адаптация к миру, а это в свою очередь обусловливает искажение в развитии психических функций.

  Таким образом, для организации своей дальнейшей жизни дети с аутизмом нуждаются в особом адаптивном подходе, осуществляемом по отношению к ним со стороны общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Литература

  1. Каган В.Е. Аутизм у детей.—Л.: Медицина, 1981.
  2. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. — М.: Теревинф, 2003.
  3. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма.—М.: Просвещение, 1991.
  4. Лебединский В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза / Психология аномального ребенка. Хрестоматия / Под ред. В.В.Лебединского. М.К. Бардышевской. Т. 2.—М: ЧеРо, 2002.
  5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение – М.: Теревинф, 2005.
  6. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Информация о работе Психология детей с аутичным поведением