Психология детей с аутичным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 11:13, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время возрастает число и разнообразие детей с отклонениями в развитии, в том числе с парциальной и комплексной недостаточностью. Это вызывает необходимость изучения детей не только до, но и в процессе их обучения и воспитания, определение микропрограмм коррекционного воздействия для каждого отдельного случая. Поэтому современная психология, коррекционная педагогика и специальная психология характеризуются усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………2

Определение и классификация РДА……………………………………………..2

Особенности психического развития детей с аутичным поведением…………5

Заключение……………………………………………………………………….14

Литература……………………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

аутичные дети.docx

— 41.25 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь 

Учреждение  образования

«Белорусский  государственный педагогический университет

имени Максима  Танка» 

Факультет специального образования 
 
 
 
 

  Контрольная работа

  по  курсу: «Психология детей с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения»

  по теме: «Психология детей с аутичным поведением» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Выполнила: студентка 5 курса 053 группы

                                                        заочной формы обучения

                                                              Иваницкая Валерия Сергеевна

                                                    Проверила: Преподаватель кафедры   

                                                                            клинической и консультативной        

                                                                            психологии

                                                                            Солодухо Валентина Валентиновна

кркеркекекекекее

b

                                     Содержание 

  Введение……………………………………………………………………………2

  Определение и классификация РДА……………………………………………..2

  Особенности психического развития детей с аутичным поведением…………5

  Заключение……………………………………………………………………….14

  Литература……………………………………………………………………...16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

  В настоящее  время возрастает число и разнообразие детей с отклонениями в развитии, в том числе с парциальной и комплексной недостаточностью. Это вызывает необходимость изучения детей не только до, но и в процессе их обучения и воспитания, определение микропрограмм коррекционного воздействия для каждого отдельного случая. Поэтому современная психология, коррекционная педагогика и специальная психология характеризуются усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей.

  Последнее время стало все больше уделяться  внимания проблеме изучения и коррекции  различных психических расстройств  у детей. Появилось достаточно много литературы по вопросам умственной отсталости, нарушениям обучения и воспитания, отклонениям в поведении и общении. Но, еще многие вопросы остаются не до конца изучены. Так, например проблема раннего детского аутизма (РДА), при которой нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает доминирующее место в формировании его аномального развития в то время, как при других дефектах психического развития нарушения общения имеют вторичный характер и значительно уменьшаются или исчезают при коррекции основного расстройства: умственной отсталости, невротических расстройств, дефектов речи и слуха и других нарушениях. Коррекция раннего детского аутизма носит особый, достаточно сложный характер. 

Определение и классификация  РДА 

  Ранний  детский аутизм – это аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира.

  Синдром РДА впервые описан Л. Каннером в 1943 году.

  Типы  аутистического дизонтогенеза

  Степень выраженности аутистических расстройств  у разных категорий детей варьирует. Согласно классификации О. С. Никольской и др. (1997), выделяют четыре категории  аутичных детей.

  Первая  группа. Это дети наиболее глубоко аутичные. Они отличаются максимальной отрешенностью от окружающего мира, полным отсутствием потребности в контакте. У них отсутствует речь (мутичные дети) и наиболее ярко выражено «полевое» поведение. Действия ребенка при этом не являются результатом внутренних решений или каких-то обдуманных желаний. Напротив, его действиями руководит пространственная организация объектов в помещении. Ребенок перемещается по комнате бесцельно, едва касаясь предметов. Поведение детей этой группы не является отражением внутренних устремлений, а, наоборот, проявляется как эхо посторонних впечатлений.

  Эти дети пресыщаемы, у них не развиваются  контакты с окружающим миром, даже избирательные, точнее, они не вступают с ним  в контакт. У них отсутствуют  активные средства защиты: не развиваются  активные формы аутостимуляции (моторные стереотипии). Аутизм проявляется в  выраженной степени отрешенности от происходящего вокруг и в желании, чтобы их оставили в покое. Дети не пользуются речью, а также жестами, мимикой, изобразительными движениями.

  Вторая  группа. Это дети, у которых контакт нарушен в меньшей степени, однако также достаточно сильно выражена дезадаптация к среде. У них более ярко проявляются стереотипии, избирательность в еде, одежде, выборе маршрутов. Страх перед окружающими наиболее отражен в выражении лиц этих детей. Однако они уже устанавливают контакты с социумом. Но степень активности этих контактов и их характер у этих детей проявляется в чрезвычайной избирательности и фиксированности. Предпочтения формируются очень узко и жестко, характерно обилие стереотипных моторных движений (взмахов рук, поворотов головы, манипуляций разными предметами, трясения палочками и веревочками и т.д.). Речь этих детей более развита, чем у детей первой группы, они пользуются ею для обозначения своих потребностей. Однако во фразе также присутствует обилие стереотипии и речевых штампов: «дать пить», или «Коле дать пить». Ребенок копирует речевые штампы, воспринятые из внешнего мира, не называя себя в первом лице. С этой целью могут быть использованы также фразы из мультфильмов, например: «Испеки-ка ты мне, бабка, колобок».

  Третья  группа. Особенности этих детей проявляются в первую очередь в их экстремальной конфликтности при установлении контактов с внешним миром. Их поведение доставляет близким особые беспокойства. Конфликты могут завершаться в виде агрессии, направленной на кого-то, или даже самоагрессии. Речь этих детей развита лучше. Но она, как правило, монологична. Ребенок говорит фразой, но для себя. Его речь имеет «книжный», наученный, неестественный оттенок. Ребенок не нуждается в собеседнике. Двигательно это наиболее ловкие дети среди всех групп. Эти дети могут проявлять особые познания по некоторым дисциплинам. Но это, в сущности, манипуляции знаниями, игра какими-либо понятиями, так как проявить себя в практической деятельности эти дети могут с трудом. Они совершают мыслительные операции (например, задания по математике) стереотипно и с большим удовольствием. Подобные упражнения служат им источником положительных впечатлений.

  Четвертая группа. Это особо ранимые дети. В большей степени аутизм проявляется у них не в отсутствии, а в неразвитости форм общения. Потребность и готовность к вступлению в социальное взаимодействие у детей этой группы выражены больше, чем у детей первых трех групп. Однако их незащищенность и ранимость проявляются в прекращении контакта при ощущении малейшего препятствия и противодействия.

  Дети этой группы способны устанавливать глазной  контакт, но он носит прерывистый  характер. Дети производят впечатление  робких и застенчивых. В их поведении  просматриваются стереотипии, но уже  больше в проявлении педантизма и  стремлении к порядку. 

  Особенности психического развития детей с аутичным поведением 

  Аутичным  детям, страдающим первазивным расстройством  психики, свойственна повышенная чувствительность к различным сенсорным раздражителям: температурным, тактильным, звуковым и световым. Обычные краски действительности для аутичного ребенка чрезмерны, неприятны. Подобное воздействие, поступающее из окружающей среды, воспринимается аутичным ребенком как травмирующий фактор. Это формирует повышенную ранимость психики детей. Сама окружающая среда, нормальная для здорового ребенка, оказывается для аутичного ребенка источником постоянного отрицательного фона ощущений и эмоционального дискомфорта.

  Человек воспринимается аутичным ребенком как  элемент окружающей среды, который, как и она сама, является для  него сверхсильным раздражителем. Это  объясняет ослабление реакции аутичных детей на человека вообще и в частности  на близких. С другой стороны, отвержение контактов с близкими лишает аутичного  ребенка истинно человеческой психологической  поддержки. Поэтому родители ребенка, и в первую очередь мать, выступают  часто в качестве эмоциональных  доноров.

  Ярким проявлением  «социального одиночества» аутичного  ребенка и дефицитарности его  потребностей в социальных связях является отсутствие стремления к установлению глазного контакта и наличие немотивированных, необоснованных страхов, возникающих  при его контактах с социумом. Взгляд аутичного ребенка, как правило, обращен в пустоту, он не фиксируется на собеседнике. Чаще этот взгляд отражает внутренние переживания аутичного ребенка, а не интерес к внешнему миру. Характерна парадоксальность реакции аутичного ребенка на человеческое лицо: ребенок может не смотреть на собеседника, но его периферическое зрение обязательно отметит все, даже малейшие движения, сделанные другим человеком. В младенческий период лицо матери вместо «комплекса оживления» может вызвать у ребенка испуг. По мере взросления отношение аутичного ребенка к этому эмоциональному фактору практически не изменяется. Лицо человека остается сверхсильным раздражителем и вызывает гиперкомпенсаторную реакцию: избегание взгляда и прямого глазного контакта и, как следствие, отказ от социального взаимодействия.

  Известно, что недостаточность первой сигнальной системы и ее выраженная избирательность определяют наличие нарушений во второй сигнальной системе. Отсутствие потребности в контакте свидетельствует о том, что коммуникативно-потребностная сфера аутичного ребенка дефицитарна и зависит от степени совершенства как сенсорных, так и аффективных процессов.

  Недостаточность коммуникативно-потребностной сферы  аутичного ребенка проявляется  и в особенностях его речи: как  в мутизме, речевых штампах, эхохалиях, так и в несформированности мимики и жестов — факторах, сопровождающих речевое высказывание. Одновременно недостаточность структурных компонентов  коммуникативной сферы при аутизме сопровождается несформированностью у детей мотивации к общению.

  Энергетический  потенциал мозга обеспечивает необходимый  для жизнедеятельности человеческого  организма психоэмоциональный тонус. У аутичных детей возникает ограничение позитивных эмоциональных контактов, и развиваются особые патологические формы взаимодействия с окружающим миром. В их качестве выступают компенсаторные аутостимуляции. Они позволяют ребенку нейтрализовывать дискомфортные состояния и искусственно повышать свой психоэмоциональный тонус. Компенсаторные аутостимуляции проявляются стереотипно и носят название стереотипии — устойчивых повторений однообразных действий.

  Возникновение стереотипии обусловлено потребностью аутичного ребенка придерживаться только уже знакомых устойчивых форм жизнедеятельности, не вызывающих у него опасений и страхов. Подобные формы компенсации позволяют ребенку более или менее безболезненно существовать в окружающем мире.

  Стереотипии могут возникать практически  во всех видах деятельности аутичного  ребенка. В связи с этим их проявления вариативны:

  - в двигательной сфере возникают в виде однообразных движений и манипуляций с объектами, которые формируют у ребенка приятные ощущения;              

  - речевые стереотипии возникают в виде повторов отдельных слов, фраз;

  - на интеллектуальном уровне стереотипии проявляются в виде манипулирования знаком (словом или цифрой), формулой, понятием;

  - в организации пространства и быта школьной или домашней обстановки, когда любая перестановка мебели вызывает у ребенка бурный протест.  

  Аутичный  ребенок стереотипен во взаимодействии не только с окружающим, но и в отношении к себе: в соблюдении привычек, правил взаимодействия с окружающим , одежде, в еде. Особые характеристики стереотипия приобретает в области установления коммуникативных связей (социально-коммуникативная стереотипия) и в речевом общении. Так, например, адекватные отношения, умение общаться у аутичного ребенка могут сформироваться сначала только с одним педагогом, а затем уже, постепенно, в результате длительного привыкания, и с другими лицами.

Информация о работе Психология детей с аутичным поведением