Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:49, реферат
Коммуникабельность — способность человека к коммуникации, установлению социальных контактов и связей. Вся деятельность менеджера по персоналу связана с человеческим фактором, а основная часть работы представляет собой взаимодействие с людьми. Поэтому необходимым качеством является умение устанавливать положительные первичные контакты, располагать к себе человека таким образом, чтобы последующие отношения с ним строились на позитивном начале, доверии и взаимном принятии.
Психологический портрет менеджера по персоналу
В 3/2005 «Кадры предприятия» мы выделили особенности деятельности менеджера по персоналу и очертили круг его основных обязанностей. В этом — обратимся к вопросу о том, какими качествами должен обладать менеджер по персоналу для успешного выполнения этих обязанностей.
Поговорка
«Сапожник без сапог» вряд
ли сможет оправдать то, что
человек, не умеющий
Итак, портрет
идеального HR-сотрудника состоит
из набора личностных качеств
и характеристики его
Личностные характеристики
Коммуникабельность
Коммуникабельность
— способность человека к коммуникации,
установлению социальных контактов
и связей. Вся деятельность менеджера
по персоналу связана с
Здесь можно
отметить такое качество
Таким образом,
специалист по персоналу
Обладание аттрактивными свойствами очень важно в процессе коммуникации. Однако следует помнить, что чрезмерное и искусственное выражение радости не столько формирует аттракцию, сколько разрушает доверие людей. Доброжелательное отношение далеко не всегда можно выразить улыбкой, особенно если она очевидно фальшива.
Чувство юмора
также имеет значение в
Очень важным
моментом эффективной
Самообладание
Грамотно было замечено, что у нас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление. Общение и установление контакта между людьми происходит с помощью средств невербальной (жесты, мимика, положение тела), вербальной (словесные) и паравербальной (интонация, голос, тембр, скорость речи) коммуникации. Способность контролировать невербальные проявления в сложных ситуациях также важна в процессе коммуникации. Следует помнить, что аффектация, то есть чувство или эмоция, показанные выражением лица, играют огромную роль в восприятии вас другим человеком.
Поэтому менеджер
по персоналу должен уметь
контролировать свое
Беспристрастность
Менеджер по
персоналу должен соблюдать терпимость
во взаимодействии с другими сотрудниками,
беспристрастность и
Нацеленность
на успех
Важной характеристикой сотрудника по работе с персоналом является нацеленность на успех. Ориентация на конечный результат предполагает стратегическое видение желаемого результата, активность менеджера в достижении намеченной цели. Такой человек не распыляется, не мечется от одного плана к другому, он уверен в целесообразности своего решения и не будет отступать при малейшей трудности. Поэтому продуктивность сотрудника, нацеленного на результат, гораздо выше, нежели того, который ориентируется на избегание неудачи и формулирует свои цели смутно и неконкретно.
Только тот,
кто знает, чего он хочет,
в силах добиться еще большего.
Уверенность в
себе
Специалист в любой области может достичь успеха, только если он уверен в своих собственных силах. Человек, излучающий уверенность, радость, здоровое чувство собственной значимости, создает образ успешного, компетентного специалиста и вызывает к себе соответствующее отношение. Даже если менеджер по персоналу в совершенстве исполняет свои обязанности, но создает образ человека, неуверенного в себе, высока вероятность того, что уровень его профессиональных способностей будет подвергаться сомнению.
Уверенный
в себе сотрудник адекватно
реагирует на критику и
Ассертивность
Ассертивность
— это способность действовать уверенно,
не причиняя при этом окружающим вреда.
Ассертивное поведение предполагает умение
открыто формулировать свои желания, признавать
свои требования, добиваться их удовлетворения,
при этом не чувствуя за собой вины, а признавать
на это свое полное право. Менеджер по
персоналу при решении какой-либо задачи
должен понимать других людей, вовлеченных
в нее, не ущемлять их интересы и в то же
время разумно и умело защищать интересы
своей стороны, то есть он должен вести
себя ассертивно. Ассертивного человека
отличает позитивное отношение к другим
людям и адекватная самооценка, что важно
при работе с людьми.
Активность, активная
жизненная позиция
Вы, наверное, не
раз встречали в объявлениях
на вакансию менеджера по персоналу
в перечне требований такую фразу,
как «активная жизненная
Адаптивность
Менеджеру по персоналу часто приходится работать в изменяющихся условиях, оказывать компетентную помощь в нестандартных ситуациях и взаимодействовать с самыми различными людьми. Поэтому ему необходима способность проявлять гибкость, быстро реагировать на внешние изменения, восстанавливаться после периода максимального вложения сил и активности, а также умение извлекать пользу из проблемных ситуаций, требующих перестройки стандартных паттернов поведения и реакций.
Умение реализовывать
и сменять социально-
Стрессоустойчивость
Стрессоустойчивость — понятие более узкое, нежели адаптивность. Но исходя из характеристик HR-деятельности, мы выделяем стрессоустойчивость в качестве отдельного обязательного качества специалиста в области работы с персоналом.
Можно назвать два основных в нешних фактора, при которых устойчивость к стрессовым воздействиям имеет особое значение.
Чем выше
позиция, которую занимает
Аналитическое
и стратегическое мышление
Так как менеджер
по персоналу работает с большим
объемом информации, с большим
количеством людей, то становится важным
тот факт, насколько он обладает
способностями быстро перерабатывать
поступающую информацию, видеть и
выделять существенное в том, чего не
замечают другие, так сказать, «видеть
лес за деревьями», эффективно с
наименьшими затратами идти к
реализации поставленной цели, находить
простые решения сложных
Необходимость
принимать важные решения
Креативность, способность
к нестандартным решениям, творческие
способности
Что касается творческих способностей, нестандартного мышления, то это наиболее важно в кризисном консультировании (например, при работе в условиях внедрения инноваций), а также в тренинговой работе и консультировании (например, при индивидуальном консультировании руководителя на тему стрессоустойчивости).
Менеджер по
персоналу нередко сталкивается с ситуациями,
когда необходимо сменить привычный паттерн
поведения на несвойственный, отступить
от типичности в пользу оригинальности
и нестандартности. Творческие способности
позволяют подчас добиваться и находить
оригинальные решения там, где, на первый
взгляд, требовалась долговременная работа.
Навыки работы
в команде
Поскольку менеджер
по персоналу постоянно
Внимательность,
добросовестность
Менеджер по
персоналу должен предоставлять
исключительно достоверную, точную
информацию и пользоваться достоверными,
надежными, объективными методами диагностики.
Малейшая ошибка может повлечь за
собой комплекс неадекватных действий
или нецелесообразных предложений
по реализации. Например, из-за одного
неверно оцененного параметра в
процессе диагностики компания может
упустить ценного сотрудника, а при
неверно поданной инструкции можно
потратить немало времени, сил на
проведение некорректного исследования.
Помните,
что внимательность — одна
из гарантий компетентности
Этичность
Моральной надежности сотрудника со стороны руководства и коллектива отводится особое внимание. В перечне требований к будущему менеджеру по персоналу все чаще фигурирует честность и порядочность. Известно, что менеджер по персоналу имеет доступ к конфиденциальной информации, а поэтому он должен иметь репутацию человека слова, который пользуется уважением и признанием, которому можно доверять.
Информация о работе Психологический портрет менеджера по персоналу