Психологические особенности социализации современных подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Ведь подростковый период характеризуется проявлением талантов, поиска самого себя, своего внутреннего "Я" и формированием у каждого собственных представлений об окружающем мире, свободой выбора формы образования, самостоятельностью. Целью курсовой работы является выявление психологических особенностей социализации современных подростков.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1. Особенности подросткового периода.
1.2. Физиологическое развитие.
1.3. Как меняется образ «Я» с возрастом.
1.4. Несвоевременность выбора профессии.
1.5. Самооценка подростков.
1.6. Разнообразный выбор профессии.
1.7. Личностный опыт подростков.
1.8. Общее представление о профессиональной ориентации.
1.9. Индивидуальные стили принятия решений.
Глава 2. Практическая часть.
Заключение.
Список используемой литературы:

Файлы: 1 файл

Курсовая Социология Психологические особенности социализации современных подростков.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

осторожного типа, инертные решения.

     Импульсивные решения отличаются тем, что оценка возможных вариантов не

осуществляется планомерно. В случае очевидных противоречий с реальностью

подростком осуществляются произвольные допуски. Критическая оценка гипотез

неполноценна. Варианты решений возникают легко, но отличаются слабой

реалистичностью. Подростки, демонстрирующие подобный стиль выработки решения,

производят впечатление инфантильных, недостаточно зрелых личностей.

В меньшей степени эти особенности выражены в так называемых рискованных

решениях, отличительной чертой которых является лишь частичная,

фрагментарная их критичность.

     Уравновешенные решения сочетают в себе легкость выдвижения альтернатив с

их полноценной и планомерной последующей критической оценкой.

Решения осторожного типа отличаются особой тщательностью оценки гипотез,

но варианты решения подросток находит с некоторым трудом.

     Инертные решения являются результатом очень неуверенного и осторожного

поиска альтернатив с фиксацией внимания на их критической оценке.

Представителей этого типа, так же как и предыдущего, отличает застревание на

оценке возможных отрицательных последствий, связанных с принятием конкретного

варианта.

Индивидуальные стили принятия решений являются отражением как индивидуально-

психологических, так и личностных особенностей подростков. Как инертные, так

и импульсивные решения требуют коррекции, которая может осуществляться в

совместной с родителями или педагогами деятельности (во время доверительных

бесед, при анализе сюжетов литературных произведений, обсуждении конкретных

ситуаций).

Однако надо помнить, что нельзя научить рациональной тактике поиска верного

решения лишь посредством замечаний и дискредитации того, что в глазах

подростка является плодом его размышлений, даже если этот плод незрел и

неполноценен.

                       Глава 2. Практическая часть.                      

В своей практике я провела социологические исследования и в течении одного

года я наблюдала за учащимися девятых и одиннадцатых классов в количестве

пяти человек. Я проводила встречи, мероприятия, беседы с учителями, с

родителями, референтными группами, консультации. Цель моих консультаций:

права и обязанности человека, юридическая информация, права ребенка в школе,

семье, политической сфере, решение конфликтных ситуаций. Используя различные

методики, опросник ориентации, наблюдений, бесед я попыталась сделать выводы

и дать рекомендации, учитывая результаты выше указанных методик о

психологических особенностях социализации современных подростков.

Психологическая характеристика учащейся одиннадцатого класса, 1986 года

рождения,

                               Ляховой Александры.                              

На основании результатов психологических, профессиональных тестов, методик и

наблюдений за подростком можно предположить следующее:

1) Личностные особенности: девочка энергичная, активная, самостоятельная и

решительная. Эгоцентрична, имеет лидерские наклонности. Коммуникативные и

организаторские способности на высоком уровне. Практична, реалистична,

эмоционально уравновешенна. У подростка целеустремленный тип личности. Она

волевой и ответственный человек, любит четко определять  ближайшую цель и

отдаленную перспективу. Одиночек и безалаберных не любит и не принимает

всерьез, способна к эмпатии то есть к сопереживанию.

2) Интеллектуальное развитие: в результате проведенной диагностики по

методике Амтхауэра уровень развития у данного подростка – средне-

благополучное.

3) Профессиональная ориентация: имеет способности к физике, химии,

изобразительному искусству, педагогике, сфере обслуживания. Подходят

профессии творческого типа. Девочки подходит тип профессии – человек-знаковая

система. Это говорит о том, что у подростка есть наклонности к цифрам,

формулам, кодам, деньгам, гербам, буквам, нотам, жестам и так далее.

Результаты тестирования показали какие профессии можно посоветовать девочке:

управленец, менеджер, брокер, экономист, нотариус, юрист, криминалист,

финансист и так далее.

4) Социометрическое исследование: по данным результатам вышеизложенных

методик следует, что Александра Является гармоничной личностью, умеет

проявить сдержанность. В коллективе проявляет инициативу, очень общительная,

из-за высокой коммуникабельности чувствует себя комфортно в любом коллективе.

5) Рекомендации: педагогам- поощрять и развивать организаторские склонности.

Может быть лидером, но надо контролировать. Удерживать от зазнайства.

Лидерское положение легко выправляет разболтанность. Результаты выше

указанных методик дают основания рекомендовать подростку выбирать профессии в

сфере человек-знаковая система. Однако учитывая ее творческие,

коммуникативные, лидерские и организаторские наклонности я бы посоветовала

выбирать профессии творческие по характеру труда.

Психологическая характеристика учащегося, одиннадцатого класса, 1986 года

рождения,

                                 Гатмана Ивана.                                

На основании результатов психологических, профессиональных тестов, методик и

наблюдений можно предположить следующее:

1) Личностные особенности подростка: мальчик замкнут, недоверчив, равнодушен

к окружающим, проявляет склонность к риску, подвержен влиянию случая

обстоятельств, не делает усилий по выполнению групповых норм.

2) Интеллектуальное развитие - ниже среднего.

3) Акцентуация характера- смешанная (циклоидная, лабильная). Особенностью

характера является периодическое колебание настроения и жизненного тонуса.

Способен на глубокую и искреннюю привязанность к родным, друзьям, любимым.

Отзывчив на доброту, откликается на понимание, поддержку. Очень остро

переживает отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрату близких,

вынужденную разлуку с ними. Так же присутствует замкнутость, отгороженность

от окружающего мира.

4) Профессиональная ориентация: имеет способности к информационно

вычислительной технике, урокам труда, биологии. Уровень коммуникативных и

организаторских способностей ниже среднего. Тип профессии человек-техника.

Это говорит о том, что у подростка есть наклонности к техническим устройствам

и системам: заводам, пароходам, дверным замкам и так далее. Результаты

тестирования показали какие профессии лучше выбирать мальчику: инженер-

технолог, сантехник, монтажник-высотник, электротехник.

5) Социометрическое исследование: по данным результатам методик и наблюдений

видно, что хоть мальчик и замкнут, и обособлен одноклассники относятся к нему

положительно, его отношение к  классу также положительное.

6) Рекомендации: педагогам- систематические индивидуальные беседы,

формирующие у него понимание того, что наиболее надежным, устойчивым способом

привлечения внимания окружающих, уважения и заботы с их стороны является

социально ценная, полезная для других деятельность. Так как у Ивана

самооценка занижена, я бы ему рекомендовала повышать ее, развивая в себе

способности, расширить круг общения.

Психологическая характеристика учащейся девятого класса, 1986 года рождения,

Тихонова Мария.

На основании результатов психологических, профессиональных тестов, методик и

наблюдений за подростком можно предположить следующее:

1) Личностные особенности: девочка задумчива, склонна к размышлениям, жизнь

представляется ей полигоном безграничных возможностей, наполненным

бесконечным смыслом и значениями. Натура вполне гармоничная, способна к

эмпатии, умеет дружить, общительная, оригинальная. Эстетически одаренная.

Коммуникативные и организаторские способности на среднем уровне.

2) Интеллектуальное развитие: в результате проведенной диагностики по

методике Амтхауэра уровень развития у данного подростка средний.

3) Профессиональная ориентация: имеет склонности к технике, химии, истории,

языка, литературе, искусству, педагогике. Подходят профессии творческого

типа. Человек-человек – ее тип профессии. Это значит, что ее интересуют

отношения между людьми, их здоровье, поведение, вкусы, мнения, потребности,

привычки, чувства и мысли. Жизнь в одиночку, в семье, в коллективе, в

государстве. Отношения между группами и сообществами людей. В результате

проведенного теста ее подходят такие профессии: менеджер по кадрам, по

продажам и маркетингу, секретарь, переводчик, косметолог, дизайнер, художник

по интерьерам, по гриму или костюмам и т.д.

4) Социометрическое исследование: по данным результатам вышеизложенных

методик следует, что работа в одиночку не для нее, она должна быть в команде,

так как боится брать на себя ответственность. В коллективе часто проявляет

инициативу, отношение одноклассников к ней адекватное.

5) Рекомендация: педагогу – активизировать потребность в деятельности. Режим

желателен более жестокий, мобилизирующий. Стремиться направлять энергию в

полезное русло.

   



Информация о работе Психологические особенности социализации современных подростков