Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:50, курсовая работа
Ведь подростковый период характеризуется проявлением талантов, поиска самого себя, своего внутреннего "Я" и формированием у каждого собственных представлений об окружающем мире, свободой выбора формы образования, самостоятельностью. Целью курсовой работы является выявление психологических особенностей социализации современных подростков.
Введение
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1. Особенности подросткового периода.
1.2. Физиологическое развитие.
1.3. Как меняется образ «Я» с возрастом.
1.4. Несвоевременность выбора профессии.
1.5. Самооценка подростков.
1.6. Разнообразный выбор профессии.
1.7. Личностный опыт подростков.
1.8. Общее представление о профессиональной ориентации.
1.9. Индивидуальные стили принятия решений.
Глава 2. Практическая часть.
Заключение.
Список используемой литературы:
Министерство образования Российской Федерации
Волгоградский Государственный
Педагогический университет
Факультет социальной работы и психологии
Курсовая работа на тему:
«Психологические особенности социализации современных подростков.»
Волгоград, 2002 г.
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1. Особенности подросткового периода.
1.2. Физиологическое развитие.
1.3. Как меняется образ «Я» с возрастом.
1.4. Несвоевременность выбора профессии.
1.5. Самооценка подростков.
1.6. Разнообразный выбор профессии.
1.7. Личностный опыт подростков.
1.8. Общее представление о профессиональной ориентации.
1.9. Индивидуальные стили принятия решений.
Глава 2. Практическая часть.
Заключение.
Список используемой литературы:
1. Кон И.С. «Психология старшеклассника»,
Москва 1982 г
2. Кон И.С. «Психология ранней юности»,
Москва 1989 г.
3. Э. Эриксон «Ребенок и общество», 2000 г.
4. Краковский А.П. «О подростках», 1991 г.
5. Кулагина И.Ю. «Личность школьника», Москва 1999 г.
6. Обухова Л.Ф. «Возрастная психология», 1999 г.
7. Бодалев В.В. «В мире подростка», Москва 1982 г.
8. Аракелов Г.Г. «О психологии подростка»,
Москва 1990 г.
9. Левит М.В. «Как сделать хорошую школу»,
Москва 2000 г.
10. Поливанова К.Н. «Психология возрастных кризисов»,
Москва 2000 г.
Введение
Проблема социализации была актуальна вчера, актуальна сегодня и будет
актуальна завтра. Наша обязанность создать ребенку "социальную ситуацию
развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать подростков к
современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать
чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать
инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить
творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг.
Ведь подростковый период характеризуется проявлением талантов, поиска самого
себя, своего внутреннего
"Я" и формированием у каждого собственных представлений об окружающем мире,
свободой выбора формы образования, самостоятельностью.
Целью моей курсовой работы является выявление психологических особенностей
социализации современных подростков.
Я ставлю перед собой такую задачу: изучить имеющийся теоретический материал,
определить аспекты по изучаемому вопросу, провести исследовательскую работу,
используя психологический инструментарий: методики, тесты, бесед с учителями,
родителями, референтными членами, выявить особенности социализации
современных подростков и попытаться дать рекомендации.
Изучив теоретический материал, определив аспекты по изучаемому вопросу и
проведя исследовательскую работу я постараюсь сделать определенные выводы и
дать рекомендации, учитывая результаты ниже указанных методик: экспресс-
диагностика характера по Айзенку, Майерс-Бриггс индикатор типов, опросник
"хочу, могу", тест структуры интеллекта Рудольфа Амтхауера, диагностика
стрессоустойчивости и социальной адаптации; о психологических особенностях
социализации современных подростков.
Объектом исследования являются ученики девятых и одиннадцатых классов в
количестве пяти человек.
Предметом исследования являются психологические особенности социализации
современных подростков.
Глава 1. Теоретическая часть.
В психологической науке накоплен опыт, позволяющий оценить осложнения,
возникающие в процессе профессионального самоопределения, сознательного
выбора профессии. Суть его состоит в том, что выбор профессии подростком,
рассматривается как многоэтапный процесс выработки и принятия решения.
Нельзя отрицать тот факт; что по любому решению, даже интуитивному,
предшествует определенная внутренняя работа мозга человека: размышления,
переживания, поиски восприятие информации и т. д. Психологический анализ
того, как люди принимают решения, позволил выделить некоторые этапы, типичные
для этого процесса.
Решение начать выбирать профессию, возникновение проблемы – первый этап.
Второй этап связан с решением вопроса о том, кто бы мог помочь в разрешении
поставленной проблемы. На этой стадии подросток определяет круг компетентных
лиц, кому можно доверить право принимать решение. Третий этап – сбор
информации, отражающий существенные моменты конкретной ситуации выбора. На
четвертом этапе строится образ профессии, создается концепция выделения
проблемы.
Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет; он
знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В
психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и
юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С
определенной мерой условности можно считать, что «подростничество» как
переходный возраст лежит в указанных границах, за ним следует новый этап
развития – юность.
Что это значит применительно к психологии переходного возраста? Прежде всего
– что натуральный ряд развития, физическое созревание нельзя рассматривать
изолированно от социального ряда, то есть процессов социализации, и обратно.
В физиологии этот процесс условно подразделяется на три фазы:
1) предпубертатный, подготовительный период.
2) собственно пубертатный период, в течение которого осуществляются
основные процессы полового созревания.
3) постпубертатный период, когда организм достигает полной
биологической зрелости.
Если совместить это деление с привычными возрастными категориями,
предпубертатный период соответствует предподростковому или младшему
подростковому, пубертатный – подростковому, постпубертатный – юношескому
возрасту.
Однако все процессы созревания протекают крайне неравномерно и не
одновременно, причем это проявляется, как на межиндивидуальном (один мальчик
14-15 лет может быть постпубертатным, другой – пубертатным, а третий –
допубертатным), так и на внутрииндивидуальном уровне (разные биологические
системы одного и того же человека созревают не одновременно).
Основные аспекты физического созревания – скелетная зрелость, появление
вторичных половых признаков и период скачка в росте – тесно связаны друг с
другом, как у мужчин, так и у женщин.
На вопрос о том, как влияет физическое развитие, включая конституциональные
особенности организма и темп его созревания, на психологические процессы и
свойства личности, ответить нелегко, потому что влияние природных свойств
невозможно вычленить из совокупности социальных условий, в которой эти
свойства проявляются и оцениваются. Дело не в том, что генетические факторы
не имеют самостоятельного значения. Вполне возможно и даже вероятно, что
определенные гены несут в себе программы развертывания и физических свойств,
и некоторых особенностей темперамента и умственных склонностей индивида. Но,
имея дело с поведением и сложными психологическими свойствами человека, наука
не может однозначно разделить их генетические и социальные детерминанты.
Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, не
случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако
путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими
драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время
складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и
способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом
определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое
здоровье, общественную и личную зрелость. Вот почему так велика роль
семейного окружения и школьного коллектива в обеспечении условий не
затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности
подростка.
Подростковый возраст (отрочество) – это пора достижений, стремительного
наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию «Я»,
обретения новой социальной позиции.
Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием
мировоззрения.
Мировоззрение – это взгляд на мир в целом, система представлений об общих
принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех
его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения
являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может
быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к
абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные
знания не складываются в единую систему.
Но мировоззрение – не столько логическая система знаний, сколько система
убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные целостные
ориентации.
Становление личности включает в себя также становление относительно
устойчивого образа «Я», то есть целостного представления в самом себе. Образ
«Я» (иногда его называют также «понятие «Я или «Я – концепция») – сложное
психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих
качеств или совокупности самооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не
столько самоописание, сколько самоопределение: «кем я могу и должен стать,
каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и еще могу сделать в
жизни?». На этот вопрос трудно ответить «объективно», потому что каждый
человек, в зависимости от контекста и ситуации «видит», точнее,
«конструирует» себя по-разному.
Образ «Я» - не просто отражение (в форме представления или понятия) каких-то
объективно данных и не зависящих от степени своей осознанности свойств, а
социальная установка, отношение личности к самой себе, включающее три
взаимосвязанных компонента: познавательный – знание себя, представление о
своих качествах и свойствах; эмоциональный – оценка этих качеств и связанное
с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства и поведенческий – то
есть практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов.
Как меняется образ «Я» с возрастом.
Психологические исследования этой проблемы идут по нескольким направлениям.
Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании образа «Я» и его компонентов –
какие качества сознаются лучше, как меняются с возрастом уровень и критерии
самооценок, какое значение придается внешности, а какое – умственным или
моральным качествам и т. п. Далее, исследуется степень его достоверности и
объективности. Наконец, прослеживается изменение структуры образа «Я» в целом
– степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней
последовательности (цельности), устойчивости, стабильности во времени,
субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. По всем
этим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и
от взрослости; имеется грань в этом отношении между подростком и юношей.
Свойства человека как индивида формируются и осознаются раньше, чем
личностные свойства. Отсюда неодинаковое соотношение «телесных» и морально-
психологических компонентов «Я».
Несвоевременность выбора (профессии)
Не менее сложной представляется ситуация, когда проблема выбора профессии в
требуемый момент времени (момент завершения школьного образования) как бы не
встает перед учащимся. Причин этого бывает несколько; отчасти они обусловлены
особенностями процесса профессионального самоопределения. Согласно
многочисленным наблюдениям и результатам специальных исследований процесс
профессионального самоопределения проходит несколько стадий, которые
являются прямым отражением процесса формирований самосознания личности (см. гл.
5).
На первой стадии (4—11 лет) определяющим фактором профессиональной ориентации
ребенка являются его фантазии, на втором (11—14 лет) — интересы.
Эта стадия связана уже с реальными пробами собственных возможностей, с активной
целенаправленной деятельностью в познании окружающей среды и самопознании.
Самопознание — основа развития самосознания подростка. От наивного неведения
в отношении самого себя подросток приходит ко все более углубленному
самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной, а иногда и резко
колеблющейся самооценкой. Если учащиеся IV—VII классов способны оценить
себя только фрагментарно, опираясь на мнение окружающих, то восьми- и
девятиклассники в оценках самих себя охватывают почти все стороны собственной
Информация о работе Психологические особенности социализации современных подростков