Психологическая сущность игры дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в раскрытии психологической сущности игры дошкольника. В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику игры дошкольника;
2. Показать структуру игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте;
3. Охарактеризовать различные виды игр дошкольников;
4. Показать психологическое влияние игры и игрушки на общее развитие ребенка-дошкольника;
5. Выявить особенности современных детей и их игровой деятельности с точки зрения психологии.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………....3
Общая характеристика игры дошкольника……………………………………6
Структура игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте………………………………………………………………………...8
Характеристика различных видов игр дошкольника………… …………...11
Роль игры в психическом развитии ребенка………………………………...18
Влияние игрушки на психическое развитие ребенка……………………….23
Современные дети и современные игры в зеркале психологии……………27
Заключение ……………………………………………………………………….30
Глоссарий …………………………………………………………………………32
Список использованных источников…………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Содержание

          Введение  …………………………………………………………………………....3

  1. Общая характеристика игры дошкольника……………………………………6
  2. Структура игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте………………………………………………………………………...8
  3. Характеристика различных видов игр дошкольника…………  …………...11
  4. Роль игры в психическом развитии ребенка………………………………...18
  5. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка……………………….23
  6. Современные дети и современные игры в зеркале психологии……………27

Заключение ……………………………………………………………………….30

Глоссарий …………………………………………………………………………32

Список использованных источников…………………………………………….35

Приложения ……………………………………………………………………....38

 

Введение

         Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

         Игра - это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим. Поэтому не нужно спешить вмешиваться в игру, не спешить сразу же разрешать игровые конфликты, выручать, избавлять, утешать.

Заботливые родители снова и снова задают вопросы себе, психологам, педагогам: как содействовать развитию ребенка? Они выискивают экзотические методики раннего обучения, с пеленок записывают малыша в различные кружки, с «горшечного» возраста учат читать - и забывают о главном: малыш должен играть. Не обучение, а именно игра - «хлеб и дрожжи» детского развития, его непременное условие.

          На границе раннего и дошкольного возрастов возникает сюжетно-ролевая игра и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства. Кроме этого вида игры, дошкольник осваивает игры с правилами (дидактические и подвижные), которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств.

         Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения. Дошкольная психология С.

         Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Внутри игры также  начинает складываться и учебная  деятельность, к которой ребёнок в дошкольный период относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами.

         Игра ребёнка часто выполняет функцию исследования, в процессе игры обычно происходит изучение свойств и особенностей предмета. Игра и исследовательское поведение не исключают, а нередко взаимно дополняют друг друга.

Все это подчеркивает актуальность и важность выбранной для курсовой работы темы.

         Объектом исследования являются: дети дошкольного возраста

          Предметом исследования данной работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей у детей в дошкольном возрасте в процессе игры.

         Цель работы состоит в раскрытии психологической сущности игры дошкольника. В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:

         1. Дать общую характеристику игры дошкольника;

         2. Показать структуру игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте;

         3. Охарактеризовать различные виды игр дошкольников;

         4. Показать психологическое влияние игры и игрушки на общее развитие ребенка-дошкольника;

          5. Выявить особенности современных детей и их игровой деятельности с точки зрения психологии.

          При написании работы были проанализированы учебники и учебные пособия по детской и дошкольной психологии таких авторов как Е. О. Смирнова, Г.А. Широкова, Г. А. Урунтаева, В. В. Зеньковский. Психологическая сущность игры и ее влияние на дошкольника также рассматриваются в учебниках по возрастной психологии В. С. Мухиной и Л. Ф. Обуховой, учебном пособии по психологии развития человека Е. Е. Сапоговой и других изданиях.

 

Основная часть

1 Общая характеристика игры  дошкольника

  

         Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

         Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития.

          Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений.

          Противоречие этой социальной ситуации развития Д. Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, и основная его потребность - жить общей жизнью со взрослыми. Но осуществить это в современных исторических условиях невозможно, и жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игровая деятельность ребенка. Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. Сущность игры, по Л. С. Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений с взрослыми.1 [6, 112с]

          Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра.

          Характерная черта игры состоит в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив его заключен не в получении результата, а в самом процессе выполнения действия.

          Игровые действия - это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.2[12,460с]

         Суть игры состоит в том, что в ней ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия. Противоречие игровой деятельности состоит в том, что в ней возникает движение в смысловом поле, но способ движения остается как во внешнем действии: в игре все внутренние процессы развернуты во внешнем действии.

        

        

 

 

 

 

 

 

 

          2 Структура игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте

       

          В структуре игры можно выделить несколько элементов.

         1. Любая игра имеет тему - ту область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре.  Дети играют в «семью», «больницу», «столовую», «магазин», «Белоснежку и семь гномов» и т.д.; чаще всего тема берется из окружающей действительности, но дети «заимствуют» и сказочные, книжные темы.

          2. В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры; к сюжетам относят определенную последовательность событий, разыгрываемых в игре. Сюжеты разнообразны: это и индустриальные, и сельскохозяйственные, и ремесленные, и строительные игры. Игры с бытовыми (семейный быт, сад, школа) и общественно-политическими сюжетами (демонстрация, митинг); военные игры; драматизации (цирк, кино, кукольный театр, постановки сказок и рассказов) и т.д. Некоторые игры (особенно с бытовыми сюжетами) разыгрываются с разным содержанием на протяжении всего дошкольного детства. Игры на одну и ту же тему могут быть представлены разными сюжетами: так, например, игра в «семью», в «дочки-матери» реализуется разыгрыванием сюжетов прогулки, обеда, стирки, приема гостей, мытья ребенка, его болезни и т.д.

         3. Третьим элементом в строении игры становится роль как обязательный набор действий и правил их выполнения, как моделирование реальных отношений, существующих между людьми, но не всегда доступных ребенку в практическом плане; роли выполняются детьми при помощи игровых действий: «врач» делает укол «больному», «продавец» взвешивает «покупателю» «колбасу», «учитель» учит

«учеников» «писать» и т.д.

         4. Содержание игры - то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содержание: для младших дошкольников это - многократное повторение какого-либо действия с предметом (поэтому игры могут именоваться по названию действия: «качать куколку» при игре «в дочки - матери», «лечить медвежонка» при игре «в больницу», «резать хлеб» при игре «в столовую» и т.д.); для средних это - моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших - соблюдение правила в игре.

         5. Игровой материал и игровое пространство - игрушки и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. Особенностью игрового материала становится то, что в игре предмет используется не в своем собственном значении (песок, плитки, лоскутки, пуговицы и т.п.), а в качестве заместителей других, недоступных ребенку практически, предметов (сахар, тротуарные блоки, ковры, деньги и т.п.). Игровое пространство представляет собой границы, в пределах которых территориально разворачивается игра. Оно может символизироваться наличием определенного предмета (например, сумочка с красным крестом, положенная на стул, означает «территорию больницы») или даже обозначаться (например, дети мелом отделяют кухню и спальню, дом и улицу, тыл и фронт).

         6. Ролевые и реальные отношения - первые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договариваться о распределении ролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправильно пишешь» и т.п.).

          Будучи ведущей деятельностью на протяжении всех лет дошкольного детства, игра неодинакова на всем своем протяжении. Этапы развития игры дошкольников рассмотрены в приложении А.

         Развитие игры идет от ее индивидуальных форм к совместным: с возрастом растет состав участников игры и длительность существования игрового объединения. Младшие дошкольники чаще играют в одиночку, но уже у 3-летних детей фиксируются объединения группами в 2-3 ребенка. Продолжительность такого объединения коротка (всего 3-5 минут), после чего дети одной группы могут присоединиться к другим группам.

         К 4-5 годам группы охватывают от 2 до 5 детей, а продолжительность совместной игры здесь доходит до 40-50 минут (чаще около 15 минут). Обычно игра начинается одним ребенком, а затем к нему присоединяются другие; предложение одного ребенка находит отклик у других детей, на основе чего возникают игры с общим сюжетом. В среднем дошкольном возрасте дети уже могут согласовывать свои действия, распределять роли и обязанности.3 [15, 265с]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

        3 Характеристика различных видов игр дошкольников

 

         В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Возрастающее стремление к самостоятельности и потребность поступать, как взрослый приводит к тому, что ребенок стремится подражать взрослым во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, продавать продукты. Но сделать это в реальной жизни невозможно. Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, где ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его функции понарошку.

         Выдающийся психолог А.Н.Леонтьев подчеркивал: «...Овладение ребенком более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности может совершаться только в игре». Малыш, моделируя деятельность взрослых в игре, расширяет сферу, в которой он может действовать. Другой известный психолог, А.В.Запорожец писал: «Игра позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей».

         Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.4 [20, 291с]

         Д. Б. Эльконин, рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры, показал, что центральным компонентом ее выступает роль - соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.

         Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им. Урунтаева, Г. А.5 [19, 69с]

Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника