Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:48, курсовая работа
Цель работы состоит в раскрытии психологической сущности игры дошкольника. В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику игры дошкольника;
2. Показать структуру игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте;
3. Охарактеризовать различные виды игр дошкольников;
4. Показать психологическое влияние игры и игрушки на общее развитие ребенка-дошкольника;
5. Выявить особенности современных детей и их игровой деятельности с точки зрения психологии.
Введение …………………………………………………………………………....3
Общая характеристика игры дошкольника……………………………………6
Структура игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте………………………………………………………………………...8
Характеристика различных видов игр дошкольника………… …………...11
Роль игры в психическом развитии ребенка………………………………...18
Влияние игрушки на психическое развитие ребенка……………………….23
Современные дети и современные игры в зеркале психологии……………27
Заключение ……………………………………………………………………….30
Глоссарий …………………………………………………………………………32
Список использованных источников…………………………………………….35
Итак, современные дошкольники воспроизводят в своих в играх не профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных или сказочных героев. Сюжеты телесериалов с экранов телевизора прочно вошли в игры наших детей со всеми интимными подробностями. В результате выясняется, что современные дети лучше знакомы с жизнью и отношениями героев фильмов, чем с жизнью окружающих их взрослых. Оторванность сюжетов ролевых игр от жизни близких - свидетельство того, что профессиональная и личная жизнь родителей перестает быть содержанием детских игр (а значит, и детской жизни вообще), как это было в течение многих предыдущих поколений.
Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.
Изменения в игровой деятельности, произошедшие за последние десятилетия, заключаются не только в новых экзотических сюжетах, но и в снижении уровня развития ролевой игры. У подавляющего большинства дошкольников она не достигает своей развитой формы и остается на самом низком, примитивном уровне. А ведь игра может способствовать развитию личности и быть ведущей деятельностью только в том случае, если она достигает своего полноценного развития. Примитивная игра детей четырех-шести лет, когда они просто варят суп, возят машинки или одевают кукол, не отождествляясь с ролью и «не оживляя» своих кукол, не оказывает существенного воздействия на развитие личности дошкольника. Только у детей, умеющих «хорошо» играть, эта деятельность является катализатором личностного развитии, способствует становлению самосознания, устойчивых мотивов, инициативности и ответственности, творческого воображения, воли и произвольности.15 [5, 24с]
Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.
Достигнув возраста 7-8 лет, дети обычно уже не хотят играть, они хотят учиться. Однако родители и учителя всё чаще замечают, что сегодняшние младшие школьники, а иногда и подростки увлеченно играют в детские игры. Практически все первоклассники приносят в школу игрушки, с жадностью играют на переменах или под партой во время уроков; вместо приготовления домашнего задания тайком от родителей продолжают играть в куколки и машинки. Почему?
Игру «вытеснили» из дошкольного детства, с ее законного места. В отместку она переместилась на ступени более старших возрастов, предполагающих другие, более взрослые интересы: не наигравшийся ребенок не может вовремя повзрослеть, и его дошкольный возраст, то есть возраст игры, растягивается на последующие годы.
Так в чем же заключается главная задача родителей?
В том, отвечают психологи, чтобы создавать малышу условия для игры, стимулировать развитие детской игровой деятельности. И это не так просто, как кажется. Чтобы ребенок играл, родителю требуются психологические знания и педагогические умения.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
Игра, как показывают многочисленные психологические исследования, имеет прямое отношение к формированию личности ребенка, его потребностей и мотивов, его воли и воображения. Именно в игре возникает осознание своего места среди людей («Я еще ребенок!») и потребность стать взрослым.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.
В сюжетно-ролевой игре дети моделируют на себя жизнь взрослых людей и отношения между ними. В условиях таких игр дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
В игре появляются принципиально новые желания. Ребенок учится желать, соотнося свое желание с идеей, с образом взрослого (то есть с ролью). Ребенок хочет действовать правильно - как взрослый. И под влиянием этого желания он действительно начинает действовать - так, как будто он взрослый. Действия «понарошку» (условные и обобщенные) позволяют малышу улавливать смысл реального действия и эмоционально его переживать. Эмоциональное переживание предшествует интеллектуальному пониманию действительной сути взрослых занятий.
Сначала ребенок должен захотеть что-то делать, открыть для себя в этом собственный, личный смысл, и лишь затем, на этой основе, он способен овладевать техническими приемами и конкретными умениями. Иными словами, сначала осваиваются смыслы и мотивы деятельности и лишь затем (и на их основе) техническая сторона действий. Это важный закон психического развития. В дошкольном возрасте этот смысл, то есть желание действовать как взрослый, впервые рождается и реализуется у ребенка в ролевой игре.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Тем самым ребёнок становится частью общества, учится быть самостоятельным и учитывать желания других детей.
Все эти факты подтверждают то, что игра имеет огромное значение для развития всех психических процессов и личности ребенка.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Воображение |
форма психической деятельности, выражающаяся в построении новых образов действительности на основе ранее сформированных представлений |
2 |
Дошкольный возраст |
этап психического развития
от 3 до 6-7 лет, характеризуется тем,
что ведущей деятельностью |
3 |
Игра (детская) |
вид активности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на воссоздание, познание и усвоение общественного опыта и окружающей действительности |
4 |
Игра дидактическая |
[греч. didaktikos - поучительный] - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями |
5 |
Игровая деятельность |
ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых |
6 |
Игрушка |
предмет, используемый или специально изготовленный для игры, средство игры, ее объект |
7 |
Рефлексия |
способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей |
8 |
Ролевая игра |
основной вид игры детей дошкольного возраста, когда ребенок берет на себя какую-либо роль в соответствии с сюжетом игры |
9 |
Способности |
врожденные или приобретенные индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешность выполнения той или иной деятельности, способствующие легкому и быстрому обучению новым способам и приемам деятельности |
10 |
Умение |
освоенный индивидом способ решения определенного класса задач, подготовленность к практическим и теоретическим, позволяющая выполнять их быстро и точно |
11 |
Сюжет |
Та сфера действительности, которая отражается в игре дошкольника |
12 |
Сюжетно – ролевая игра |
Вид игры дошкольника, в котором игра в роли взрослых дополняется определенным сюжетом, отражающемся в игре |
1 |
Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. - 702 с. - ISBN 5-8291-0350-8 |
2 |
Бочарова, С. П. Психология и память: Теория и практика для обучения и работы [Текст] / С. П. Бочарова. – М.: Гуманитарный центр, 2007. – 384 с. – ISBN 966-8324-36-6 |
3 |
Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие [Текст] / В.Н. Белкина.- Москва: Академический проект, 2005.- 256 с.- ISBN 5-8291-0510-1 |
4 |
Волков, Б. С. Дошкольная психология: учебное пособие [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова.- Москва: Академический проект, 2007.- 288 с.- ISBN 978-5-8291-0842-3 |
5 |
7 Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии [Текст] / Елена Смирнова и другие. - Москва: Ломоносовъ, 2009. - 224 с.- ISBN 978-5-91678-011-6 |
6 |
Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст]/ Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: Союз, 2006. - 220 с. - ISBN 5-87852-043-5 |
7 |
Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие / О. Б. Дарвиш. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 264 с.- ISBN 5-305-00110-2 14427-5 |
8 |
Косякова, О. О. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие.- Москва: Феникс, 2007.- 416 с.- ISBN 978-5-222-12194-8 |
9 |
Кулягинова, О. А. Психология детства. Азбука для родителей [Текст] / О. А. Кулягинова.- Москва: Феникс, 2008.- 256 с.- ISBN 978-5-222- 3 |
10 |
Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития : учебник [Текст]/ В. С. Мухина. - Москва: ACADEMIA, 2006. - 606 с. - ISBN 5-7695-2648-7 |
11 |
Мухина, В. С. Детская психология: учебное пособие [Текст]/ В. С. Мухина. Москва: Эксмо-Пресс, 2000.-352 с.- ISBN 978-5-04-003884-8 |
12 |
Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для студентов вузов [Текст] / Л. Ф. Обухова ; [М-во образования Рос. Федерации]. - Москва: Высшее образование: МГППУ, 2006. - 460 с.- ISBN 5-9692-0024-3 |
13 |
Першина, Л. А. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л. А. Першина. - М.: Академический проект, 2005. - 256 с. - ISBN 5-8291-0573-X |
14 |
Петрова, О.О. Возрастная психология [Текст] / О. О. Петрова. – Рн/Д.: Феникс, 2005. – 224 с. – ISBN 07160-X |
15 |
Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие [Текст] / Е. Е. Сапогова.- Москва: Аспект Пресс, 2005.-460 с.- ISBN 5-7567-0154-0 |
16 |
Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник для студентов вузов [Текст]/ Е. О. Смирнова. - Москва: ВЛАДОС, 2008. – 366 с. - ISBN 5-691-00893 |
17 |
Столяренко, Л. Д. Психология [Текст]: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. – Рн/Д.: Феникс, 2006. – 448 с. – ISBN 5-222-09861-3 |
18 |
Талызина, Н. Ф. Практикум по педагогической психологии [Текст]: учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 603с. – ISBN 5-7695-0575-3 |
19 |
Урунтаева, Г. А. Детская психология: учебник [Текст]/ Г. А. Урунтаева. - Москва: Академия, 2008. - 368 с. - ISBN 978-5-7695-5047-8 |
20 |
Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст]/ Г.А. Широкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 384 с. - ISBN 978-5-222-16740-2 |
А |
|
Б |
|
В |
1 Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. - Санкт-Петербург: Союз, 2006. - 220 с. - ISBN 5-87852-043-5
2 Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов.-М:.Высшее образование; МГППУ, 2006.-460 с. ISBN 5-9692-0024-7
3 Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие.- Москва: Аспект Пресс, 2005.-460 с.- ISBN 5-7567-0154-0
4 Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 384 с. - ISBN 978-5-222-16740-2
5 Урунтаева, Г. А. Детская психология: учебник. - Москва: Академия, 2008. - 368 с. - ISBN 978-5-7695-5047-8
6 Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник. - Москва: ACADEMIA, 2006. - 606 с. - ISBN 5-7695-2648-3
7 Кулягинова, О. А. Психология детства. Азбука для родителей.- Москва: Феникс, 2008.- 256 с.- ISBN 978-5-222-14427-5
8 Волков, Б. С. Дошкольная психология: учебное пособие.- Москва: Академический проект, 2007.- 288 с.- ISBN 978-5-8291-0842-7
9 Мухина, В. С. Детская психология: учебное пособие. Москва: Эксмо-Пресс, 2000.-352 с.- ISBN 978-5-04-003884-8
10 Косякова, О. О. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие.- Москва: Феникс, 2007.- 416 с.- ISBN 978-5-222-12194-8
11 Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие.- Москва: Академический проект, 2005.- 256 с.- ISBN 5-8291-0510-1
12 Мухина, В. С. Детская психология: учебное пособие. Москва: Эксмо-Пресс, 2000.-352 с.- ISBN 978-5-04-003884-8
13 Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник для студентов вузов. - Москва: ВЛАДОС, 2008. – 366 с. - ISBN 5-691-00893-5
14 Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии / Елена Смирнова и другие. - Москва: Ломоносовъ, 2009. -224с. ISBN 978-5-91678-011-6
15 Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии / Елена Смирнова и другие. - Москва: Ломоносовъ, 2009. -224 с.- ISBN 978-5-91678-011-6
Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника