Психологическая сущность игры дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в раскрытии психологической сущности игры дошкольника. В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику игры дошкольника;
2. Показать структуру игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте;
3. Охарактеризовать различные виды игр дошкольников;
4. Показать психологическое влияние игры и игрушки на общее развитие ребенка-дошкольника;
5. Выявить особенности современных детей и их игровой деятельности с точки зрения психологии.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………....3
Общая характеристика игры дошкольника……………………………………6
Структура игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте………………………………………………………………………...8
Характеристика различных видов игр дошкольника………… …………...11
Роль игры в психическом развитии ребенка………………………………...18
Влияние игрушки на психическое развитие ребенка……………………….23
Современные дети и современные игры в зеркале психологии……………27
Заключение ……………………………………………………………………….30
Глоссарий …………………………………………………………………………32
Список использованных источников…………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

          Итак, современные дошкольники воспроизводят в своих в играх не профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных или сказочных героев. Сюжеты телесериалов с экранов телевизора прочно вошли в игры наших детей со всеми интимными подробностями. В результате выясняется, что современные дети лучше знакомы с жизнью и отношениями героев фильмов, чем с жизнью окружающих их взрослых. Оторванность сюжетов ролевых игр от жизни близких - свидетельство того, что профессиональная и личная жизнь родителей перестает быть содержанием детских игр (а значит, и детской жизни вообще), как это было в течение многих предыдущих поколений.

          Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

          Изменения в игровой деятельности, произошедшие за последние десятилетия, заключаются не только в новых экзотических сюжетах, но и в снижении уровня развития ролевой игры. У подавляющего большинства дошкольников она не достигает своей развитой формы и остается на самом низком, примитивном уровне.    А ведь игра может способствовать развитию личности и быть ведущей деятельностью только в том случае, если она достигает своего полноценного развития. Примитивная игра детей четырех-шести лет, когда они просто варят суп, возят машинки или одевают кукол, не отождествляясь с ролью и «не оживляя» своих кукол, не оказывает существенного воздействия на развитие личности дошкольника. Только у детей, умеющих «хорошо» играть, эта деятельность является катализатором личностного развитии, способствует становлению самосознания, устойчивых мотивов, инициативности и ответственности, творческого воображения, воли и произвольности.15 [5, 24с]

          Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.

          Достигнув возраста 7-8 лет, дети обычно уже не хотят играть, они хотят учиться. Однако родители и учителя всё чаще замечают, что сегодняшние младшие школьники, а иногда и подростки увлеченно играют в детские игры. Практически все первоклассники приносят в школу игрушки, с жадностью играют на переменах или под партой во время уроков; вместо приготовления домашнего задания тайком от родителей продолжают играть в куколки и машинки. Почему?

          Игру «вытеснили» из дошкольного детства, с ее законного места. В отместку она переместилась на ступени более старших возрастов, предполагающих другие, более взрослые интересы: не наигравшийся ребенок не может вовремя повзрослеть, и его дошкольный возраст, то есть возраст игры, растягивается на последующие годы.

          Так в чем же заключается главная задача родителей?

          В том, отвечают психологи, чтобы создавать малышу условия для игры, стимулировать развитие детской игровой деятельности. И это не так просто, как кажется. Чтобы ребенок играл, родителю требуются психологические знания и педагогические умения.

Заключение

 

          Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность.   Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

          Игра, как показывают многочисленные психологические исследования, имеет прямое отношение к формированию личности ребенка, его потребностей и мотивов, его воли и воображения. Именно в игре возникает осознание своего места среди людей («Я еще ребенок!») и потребность стать взрослым.

          Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.

          В сюжетно-ролевой игре дети моделируют на себя жизнь взрослых людей и отношения между ними. В условиях таких игр дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

          В игре появляются принципиально новые желания. Ребенок учится желать, соотнося свое желание с идеей, с образом взрослого (то есть с ролью). Ребенок хочет действовать правильно - как взрослый. И под влиянием этого желания он действительно начинает действовать - так, как будто он взрослый. Действия «понарошку» (условные и обобщенные) позволяют малышу улавливать смысл реального действия и эмоционально его переживать. Эмоциональное переживание предшествует интеллектуальному пониманию действительной сути взрослых занятий.

          Сначала ребенок должен захотеть что-то делать, открыть для себя в этом собственный, личный смысл, и лишь затем, на этой основе, он способен овладевать техническими приемами и конкретными умениями. Иными словами, сначала осваиваются смыслы и мотивы деятельности и лишь затем (и на их основе) техническая сторона действий. Это важный закон психического развития. В дошкольном возрасте этот смысл, то есть желание действовать как взрослый, впервые рождается и реализуется у ребенка в ролевой игре.

          Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей.

          Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

          И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.

          Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Тем самым ребёнок становится частью общества, учится быть самостоятельным и учитывать желания других детей.

          Все эти факты подтверждают то, что игра имеет огромное значение для развития всех психических процессов и личности ребенка.

      Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Воображение

форма психической деятельности, выражающаяся в построении новых  образов действительности на основе ранее сформированных представлений 

2

Дошкольный возраст 

этап психического развития от 3 до 6-7 лет, характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра

3

Игра (детская) 

вид активности, заключающийся  в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на воссоздание, познание и усвоение общественного опыта и окружающей действительности 

4

Игра дидактическая 

[греч. didaktikos - поучительный] - специально созданная игра, выполняющая  определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями 

5

Игровая деятельность 

ведущий вид деятельности детей  дошкольного возраста, характеризующийся  воспроизведением в специфической  форме действий и отношений взрослых

6

Игрушка 

предмет, используемый или  специально изготовленный для игры, средство игры, ее объект 

7

Рефлексия 

способность человека анализировать  свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими  ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей

8

Ролевая игра 

основной вид игры детей дошкольного возраста, когда  ребенок берет на себя какую-либо роль в соответствии с сюжетом  игры 

9

Способности 

врожденные или приобретенные  индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешность выполнения той или иной деятельности, способствующие легкому и быстрому обучению новым способам и приемам деятельности 

      10

Умение 

освоенный индивидом  способ решения определенного класса задач, подготовленность к практическим и теоретическим, позволяющая выполнять их быстро и точно

          11

Сюжет

Та сфера действительности, которая отражается в игре дошкольника

          12

Сюжетно – ролевая  игра 

Вид игры дошкольника, в  котором игра в роли взрослых дополняется определенным сюжетом, отражающемся в игре


 

 Список использованных источников

      1

Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие  для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. - 702 с. - ISBN 5-8291-0350-8

2

Бочарова, С. П. Психология и память: Теория и практика для  обучения и работы [Текст] / С. П. Бочарова. – М.: Гуманитарный центр, 2007. – 384 с. – ISBN 966-8324-36-6

3

Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие [Текст] / В.Н. Белкина.- Москва: Академический проект, 2005.- 256 с.- ISBN 5-8291-0510-1

4

Волков, Б. С. Дошкольная психология: учебное пособие [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова.- Москва: Академический  проект, 2007.- 288 с.- ISBN 978-5-8291-0842-3

5

7 Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии [Текст] / Елена Смирнова и другие. - Москва: Ломоносовъ, 2009. - 224 с.- ISBN 978-5-91678-011-6

6

Выготский, Л. С. Вопросы  детской психологии [Текст]/ Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: Союз, 2006. - 220 с. - ISBN 5-87852-043-5

7

Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие / О. Б. Дарвиш. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 264 с.- ISBN 5-305-00110-2

14427-5

8

Косякова, О. О. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие.- Москва: Феникс, 2007.- 416 с.- ISBN 978-5-222-12194-8

9

Кулягинова, О. А. Психология детства. Азбука для родителей [Текст] / О. А. Кулягинова.- Москва: Феникс, 2008.- 256 с.- ISBN 978-5-222- 3

10

 Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития : учебник [Текст]/ В. С. Мухина. - Москва: ACADEMIA, 2006. - 606 с. - ISBN 5-7695-2648-7

11

Мухина, В. С. Детская психология: учебное пособие [Текст]/ В. С. Мухина. Москва: Эксмо-Пресс, 2000.-352 с.- ISBN 978-5-04-003884-8

12

Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для студентов вузов [Текст] / Л. Ф. Обухова ; [М-во образования Рос. Федерации]. - Москва: Высшее образование: МГППУ, 2006. - 460 с.- ISBN 5-9692-0024-3

13

Першина, Л. А. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для  вузов / Л. А. Першина. - М.: Академический проект, 2005. - 256 с. - ISBN 5-8291-0573-X

14

Петрова, О.О. Возрастная психология [Текст] / О. О. Петрова. –  Рн/Д.: Феникс, 2005. – 224 с. – ISBN 07160-X

15

Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие [Текст] / Е. Е. Сапогова.- Москва: Аспект Пресс, 2005.-460 с.- ISBN 5-7567-0154-0

16

Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник для студентов вузов [Текст]/ Е. О. Смирнова. - Москва: ВЛАДОС, 2008. – 366 с. - ISBN 5-691-00893 

17

Столяренко, Л. Д. Психология [Текст]: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. – Рн/Д.: Феникс, 2006. – 448 с. – ISBN 5-222-09861-3

18

Талызина, Н. Ф. Практикум по педагогической психологии [Текст]: учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 603с. – ISBN 5-7695-0575-3

19

Урунтаева, Г. А. Детская психология: учебник [Текст]/ Г. А. Урунтаева. - Москва: Академия, 2008. - 368 с. - ISBN 978-5-7695-5047-8

20

Широкова, Г.А. Справочник дошкольного  психолога [Текст]/ Г.А. Широкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 384 с. - ISBN 978-5-222-16740-2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

А

 

Б

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. - Санкт-Петербург: Союз, 2006. - 220 с. - ISBN 5-87852-043-5

2 Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов.-М:.Высшее образование; МГППУ, 2006.-460 с. ISBN 5-9692-0024-7

3 Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие.- Москва: Аспект Пресс, 2005.-460 с.- ISBN 5-7567-0154-0

         

 

4 Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 384 с. - ISBN 978-5-222-16740-2

5 Урунтаева, Г. А. Детская психология: учебник. - Москва: Академия, 2008. - 368 с. - ISBN 978-5-7695-5047-8

6 Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник. - Москва: ACADEMIA, 2006. - 606 с. - ISBN 5-7695-2648-3

7 Кулягинова, О. А. Психология детства. Азбука для родителей.- Москва: Феникс, 2008.- 256 с.- ISBN 978-5-222-14427-5

8 Волков, Б. С. Дошкольная психология: учебное пособие.- Москва: Академический проект, 2007.- 288 с.- ISBN 978-5-8291-0842-7

9 Мухина, В. С. Детская психология: учебное пособие. Москва: Эксмо-Пресс, 2000.-352 с.- ISBN 978-5-04-003884-8

10 Косякова, О. О. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие.- Москва: Феникс, 2007.- 416 с.- ISBN 978-5-222-12194-8

11 Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие.- Москва: Академический проект, 2005.- 256 с.- ISBN 5-8291-0510-1

12 Мухина, В. С. Детская психология: учебное пособие. Москва: Эксмо-Пресс, 2000.-352 с.- ISBN 978-5-04-003884-8

13 Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник для студентов вузов. - Москва: ВЛАДОС, 2008. – 366 с. - ISBN 5-691-00893-5

14 Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии / Елена Смирнова и другие. - Москва: Ломоносовъ, 2009. -224с. ISBN 978-5-91678-011-6

15 Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии / Елена Смирнова и другие. - Москва: Ломоносовъ, 2009. -224 с.- ISBN 978-5-91678-011-6




Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника