Психофизиологические механизмы памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Развитие памяти представляет собой процесс становления и изменения особых регуляторных образований, обеспечивающих содержательно – временную преемственность в деятельности человека, формирование плана актуального поведения с учётом задач предшествующих и предстоящих.

Оглавление

Введение.
1. Определение памяти:
а) Основные черты;
б) Индивидуальные различия.
2. Виды и формы памяти.
3. Теории памяти. Механизмы памяти.
Заключение.
.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

         Точку зрения  А.Р.Лурия разделяет  И.Хофман, экспериментально решая  проблему  репрезентации семантических  и концептуальных структур. Он  положил в основу представлений о репрезентации понятий гипотезу об иерархической организации функциональной структуры семантической памяти.

3.Механизмы  памяти.

 

           Вопрос о механизмах памяти  сложен и его изучает целый  ряд наук: физиология, биохимия, психология, а также ряд других.

           Когда мы говорим о механизмах  памяти, мы говорим о каких-то  процессах, через которые проходит любой человек, чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. 

      То, что воспринимается человеком, не исчезает бесследно: в коре больших полушарий мозга сохраняются следы от процесса возбуждения, которые создают возможность возникновения ассоциативных цепей и при отсутствии вызвавшего их раздражителя. На этой основе человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или усвоенные ранее знания. Память – это сохранение  информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось.

           Как уже отмечалось ранее, в  нервной системе хранится два  вида информации:

  • накопленная - в процессе эволюции вида и закреплённая в безусловных рефлексах (инстинктах), т.е. генетическая (видовая);
  • приобретаемая - в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов (индивидуальная).

            Сделаны попытки объяснить механизмы  памяти данными электрофизиологии. Нейрофизиологическая гипотеза о механизмах памяти состоит в том, что нейроны мозга образуют замкнутые цепи, по которым совершается движение нервных импульсов. Там сохраняется информация, поступившая в мозг и переработанная в нём. Повторное прохождение нервных импульсов изменяет структуру синапсов.

            При повторении потока нервных импульсов процесс протекает гораздо легче и быстрее. Длительное функционирование синапсов усиливает их деятельность, что сказывается на их структуре.

             Процесс обучения влияет на  физическое и химическое состояние  коры головного мозга, что приводит к консолидации следов в коре.

                  Память обеспечивает не только  воспроизведение, но и  восприятие  поступающей информации. Итак, память – очень сложный механизм, и состоит из целого ряда специальных факторов памяти28, которые мы и рассмотрим.   

        Основные процессы памяти - это  запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

       Запоминание - главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала. Запоминание информации лежит в основе процессов научения и формирования индивидуального опыта деятельности субъекта. Запоминание и воспроизведение обычно происходят в виде произвольных и непроизвольных процессов. Человек очень много запоминает и воспроизводит без особых усилий.

       Забывание - это обычно непроизвольный процесс.

       Теперь подробнее о каждом  процессе:

  1. Запоминание – происходит при восприятии человеком предметов и явлений, что приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи (следы памяти).

      Запоминание может быть как произвольным (запланированным), так и непроизвольным, т.е. протекать  независимо от воли человека. Непроизвольно  запоминается многое из того, с чем  человек встречается в жизни: окружающие явления, предметы, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без цели  изучить, познать и т. п., хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. То, что воспринимается человеком, не исчезает бесследно: в коре больших полушарий мозга сохраняются следы от процесса возбуждения, которые создают возможность возникновения ассоциативных цепей и при отсутствии вызвавшего их раздражителя. На этой основе человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или усвоенные ранее знания.

        Даже непроизвольное запоминание  носит избирательный характер, определяется отношением субъекта к окружающему.   Произвольное запоминание может проходить двумя способами:

    • через механическое фиксирование;
    • быть смысловым (логическим).

        Уже было упомянуто, что второй способ обычно достигает лучших результатов, так как человек осмысленно, целенаправленно работает с материалом, а ведь только действуя на этом основании,  мы запоминаем более качественно.29 При прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного, непроизвольного запоминания. Запоминается, как и осознаётся прежде всего то, что составляет цель нашего действия – запомнить – определяя собой всю деятельность запоминания.

  1. Сохранение – это процесс, когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того, как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому "банк информации" постоянно возрастает. Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие слабнут, третьи вообще быстро исчезают. Еще раз подчеркиваем важность личного психического отношения субъекта к материалу, в процессе запоминания и сохранения.
  2. Воспроизведение, наряду с запоминанием, составляет основу мнемической деятельности - этап вспоминания (или воспроизведения) лежит в основе познавательных процессов. Благодаря процессу воспроизведения информация извлекается из "огромной" библиотеки" памяти. Воспроизведение проходит в три фазы:30
  • Узнавание - при повторном восприятии объекта, мозг проводит различие между возбудителями, которые действовали на вас раньше и теми, которые действуют на ваши органы чувств в настоящий момент.
  • Припоминание - наиболее активная форма воспроизведения.

    В сознании отображаются те возбудители, которые  действовали на человека в заданное время, хотя сейчас они и не действуют.

  • Репродукция или реминисценция - самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливает необходимый материал. До этого он уже 1) различаем,

    2) обновляется  в сознании,

    3) но  теперь нужно полностью воспроизвести  образ, который вы не наблюдаете сейчас, например: написать, рассказать, нарисовать.

  1. Забывание - процесс противоположный сохранению.  
    Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания. 
    Забывание может быть как полезным, так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перезагрузки памяти. Негативным забывание становится когда память стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который тем не менее необходим для нормальной плодотворной жизни.

Есть несколько  теорий, почему происходит забывание, хотя на практике ни одна из них не может исчерпывающе объяснить явление забывания. 31

  1. Теория систематической деформации следов памяти – говорит, что перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга. То есть в следах памяти происходят спонтанные, бесконтрольные перемены.
  2. Теория ретроактивного и проактивного торможения - говорит, что любое получение нового материала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих событиях (ретроактивное). Таким же образом любое предыдущее обучение негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала (преактивное забывание). Например: немудро после математики сразу учить физику или химию, процесс забывания материала будет идти довольно быстро.
  3. Теория мотивируемого забывания - говорит, что цель и мотивация человека влияет на забывание (например: человек намеренно забывает о неприятной информации, которая вызывает боль, страх или вину). З.Фрейд посвятил много времени изучению именно этой теории и изучению мотивированного забывания. По мнению Фрейда, когда человек непроизвольно теряет или закладывает вещи, то он это делает с целью избавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний.

Некоторые распространенные нарушения  памяти.

      Как было сказано,- забывание может быть очень негативным, и стоит кратко упомянуть о некоторых нарушениях памяти, когда забывание проявляется особенно ярко. Нарушений памяти существует большое количество - будут упомянуты только самые распространенные.

        При некоторых нарушениях памяти  может возникнуть амнезия - т.е. отсутствие или провалы памяти. Амнезии могут длиться от нескольких часов или минут, до многих лет.В зависимости от процессов, которые происходят, амнезии делят на:

    • ретроградную - забывание прошлых событий;
    • антероградную - невозможность запоминания на будущее;
  • ретардированную - изменение памяти, когда память не сохраняет          переживания и события, происшедшие во время болезни;
    • прогрессивную - проявляется в постепенном ухудшении памяти, до ее полной потери. 32

      Ещё одно распространенное нарушение  это иллюзии - информация воспринимается правильно, но при ее воспроизводстве происходит деформация материала.

      Галлюцинации -это явление, когда человек убежден в реальности переживаний, которых на самом деле не было. Они возникают исключительно в воображении.33

       А теперь, подытоживая всё вышесказанное  о механизмах памяти, хотелось бы обобщить  и перечислить некоторые основные практические моменты, связанные с памятью.

Некоторые универсальные принципы в механизме памяти.

         Факты, полученные исследователями  на основании разных теорий  памяти, немецкий ученый Г.Эббингауз обобщил и вывел некоторые закономерности в механизме памяти:

    1. при запоминании материала, лучше всего воспроизводятся его начало или конец (эффект края);
    2. запоминание пройдет лучше, если повторять материал несколько раз в течение определённого времени: нескольких часов или дней;
    3. любое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. Повторение вообще играет большую роль, причем не механическое, а используя логическую обработку материала;
    4. установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности.
    5. Один из интересных эффектов памяти - это явление реминисценции, т.е. улучшение со временем воспроизведения изученного материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй - третий день после выучивания материала.
    6. События, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.
    7. Более сложные и не такие интересные события человек может переживать много раз, но в памяти они отложатся не надолго.
    8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется,  вступая в связь с другими впечатлениями.
    9. Память человека всегда связана с его личностью, поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушениями памяти.
    10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же "сценарию": первыми, при потере памяти, исчезают более сложные и недавние впечатления. При восстановлении, наоборот: сначала восстанавливаются более простые и более ранние воспоминания, а затем уже более сложные и недавние.

      Это некоторые наиболее общие,  но вовсе не исчерпывающие  закономерности работы памяти у человека.

Информация о работе Психофизиологические механизмы памяти