Психофизиологические механизмы памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Развитие памяти представляет собой процесс становления и изменения особых регуляторных образований, обеспечивающих содержательно – временную преемственность в деятельности человека, формирование плана актуального поведения с учётом задач предшествующих и предстоящих.

Оглавление

Введение.
1. Определение памяти:
а) Основные черты;
б) Индивидуальные различия.
2. Виды и формы памяти.
3. Теории памяти. Механизмы памяти.
Заключение.
.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

ОМСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА. 
 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 
 
 

Тема:

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ  МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ. 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила_____________

                _________________________

                _________________________ 

                Преподаватель:____________  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

ПАМЯТЬ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ.

 
 

П Л А Н: 

      Введение.

    1. Определение памяти:

       а)  Основные черты;

         б) Индивидуальные различия. 

    1. Виды и  формы памяти.
 
    1. Теории  памяти. Механизмы памяти.
 

          Заключение.


ВВЕДЕНИЕ. 

      Говоря  о человеке и человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому так важно изучение механизмов памяти, особенно для таких областей как педагогика и воспитание.

        Психолог С.Л.Рубинштейн как-то  сказал: «Без памяти мы были  бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом». 1

      Стремиться  понять то, как функционирует человеческая психика необходимо, особенно для специалистов, работающих с людьми. Каждый человек уникален, но возможно найти некоторые закономерности, которые помогут в работе с конкретным человеком. Ведь, чем глубже наше понимание человека, тем эффективнее можно ему послужить и помочь.

      Развитие  памяти представляет собой процесс  становления и изменения особых регуляторных образований, обеспечивающих содержательно – временную преемственность в деятельности человека, формирование плана актуального поведения с учётом задач предшествующих и предстоящих.

      В данной работе будет дано определение  того, что такое память, сделан обзор видов, основных свойств, качеств и механизмов памяти  в свете психофизиологической теории  памяти.

 

1. Определение памяти.

          Прежде всего, следует отметить, что память, в той или иной  мере, есть у всех живых существ.  У организмов, стоящих на ступенях эволюционной лестницы ранее человека, есть только два вида памяти: генетическая и механическая.

      Генетическая  память – хранится в генотипе, передается по наследству и воспроизводится  в потомстве.

      Механическая  память – накапливается  в течение жизни отдельного организма и исчезает вместе с ним.

   Данные  виды памяти имеются у разных организмов в разной степени развития. Но человек более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредованной памятью. Другими словами, для запоминания и хранения информации человек использует свою волю, логику, разнообразные средства запоминания, не ограничен физическими возможностями в использовании памяти.

   Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений и навыков.2

      Принято считать, что физиологическая основа памяти лежит в, так называемых, последовательных временных связях (ассоциациях), которые возникают в коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах. Память – это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения.

      Сразу хочется отметить, - когда речь идет о психических явлениях, довольно трудно разложить все "по полочкам" и вывести единый шаблон. Это же относится и к памяти.

        «Память есть кладовая ума»,- сказал  Локк, с чем автор работы согласен.

      Память  в психологии чаще всего определяют, как способность воспроизводить - в большем или меньшем соответствии с оригиналом - прошлые события, после хранения их в течение некоторого времени. Действительно, на протяжении многих десятилетий изучение человеческой памяти проводилось почти исключительно с точки зрения способности к простому воспроизведению. Предметом исследования была память как статическое хранилище «следов», в котором находится информация и из которого её после длительного хранения можно извлечь. Принципиально иную точку зрения представил Иоаким Хофман в книге «Активная память». Память рассматривается им « не как изолированная психофизиологическая функция, а как часть процессов отражения внешнего мира в нашем сознании»,3 т.е. как часть когнитивных процессов. Процесс обучения влияет на физическое и химическое состояние коры, что приводит к консолидации следов в коре головного мозга.

      Динамическая  память представляет собой образование связи между различными представлениями и определяется не тем, каков запоминаемый материал, а тем, что с ним делает субъект.

      ПАМЯТЬ - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.4 Другое определение, говорит: память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.5 Память трудно свести к одному понятию. Но подчеркнем, что память - это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.6 Память - это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Память можно определить как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных функции являются основными для памяти.

      Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает  очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный, и  моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.

Основные  черты памяти.7

          Наиболее важные черты, неотъемлемые  характеристики памяти - это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём (запоминания и воспроизведения). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека. Данные черты памяти будут упоминаться ниже в этой работе, а пока - краткая характеристика черт продуктивности памяти:

 
 
 

  1. Объём - способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти - 7 элементов (единиц) информации.
  2. Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
  3. Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.
  4. Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.
  5. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

Индивидуальные  различия памяти.

       Несмотря на многочисленные и  многолетние исследования, которые проводятся психологами, и нейрофизиологами, физиологические механизмы памяти все еще малоизученны.8 В основе памяти лежат ассоциации (связи ). Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. С физиологической точки  зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь.

     Ассоциации различают: простые и сложные. В свою очередь, простые связи подразделяют  на три категории:

  • по смежности – близость явления во времени или в пространстве (при назывании какой-либо буквы заучиваемого алфавита вспоминается следующая за ней);
  • по сходству – наличие сходных черт (медведь -  слово, созвучное фразе «мёд ведь»);
  • по контрасту – противоположные явления (особенности зоны пустынь запоминаются по контрасту с зоной лесов).

    Сложные или смысловые связи также имеют три вариации:

  • частность  и целое;
  • связь по роду и виду;
  • причина и следствие явления.

    Если  в коре  больших полушарий мозга  возник сильный очаг возбуждения, то связь возникает с одного раза. Важным условием для образования ассоциаций является практическое подкрепление, т.е. запоминаемое должно использоваться в процессе усвоения.

   Память  также нельзя рассматривать в  отрыве от особенностей и свойств  личности. Важно понимать, что у  разных людей разные функции памяти развиты неодинаково. Разница может быть количественной, например:

  • в скорости запоминания;
  • в прочности сохранения;
  • в легкости воспроизведения, в точности и объеме запоминания.9  
    Например: некоторые люди чудесно запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают (не развита кратковременная память), но долго хранят в памяти накопленную информацию.

  Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности. Т.е. в зависимости от того, какой вид памяти доминирует. В человеке может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно, что «чистые» виды памяти встречаются редко. В жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У большинства людей ведущей является зрительная память.10 Виды памяти будут рассмотрены немного ниже.

      Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, т.е. то, что называют «фотографическая память». Примером может служить человек, который после однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки, все же продолжает «видеть» материал, и прекрасно восстанавливает его, даже по прошествии долгого времени. На самом деле, такой вид памяти - в той или иной мере - не так уж и редок, и имеется у многих детей, но часто исчезает у взрослых: из-за недостаточного упражнения данного вида памяти. Этот тип памяти может быть развит некоторыми людьми (например: у художников, музыкантов, где требуется точное воспроизведение единожды воспринятого). У каждого человека больше всего развиваются те виды памяти, которые им чаще используются.11

Информация о работе Психофизиологические механизмы памяти