Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:30, реферат
Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности, внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................
ГЛАВА 1. Психологическая теория З.Фрейда.
1.1. Структура личности................................................
1.2. Защитные механизмы личности............................
ГЛАВА 2. Аналитическая психология К.Г.Юнга.
2.1. Архетип коллективного бессознательного..............
2.2. Психологические типы личности.............................
ВЫВОД................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................
В
свою очередь, рациональные и иррациональные
функции действуют
Хотя
каждый индивид потенциально располагает
всеми четырьмя функциями, на поверку
одна из них обычно оказывается наиболее
развитой, нежели остальные. Ее называют
ведущей. Функция же, которая
развита меньше остальных, как правило,
пребывает в бессознательном
состоянии и оказывается
Зачастую еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь по степени активности к ведущей функции. Очевидно, что она представлена другой парой противоположностей. Эта функция вспомогательная. В соответствии с ведущей функцией мы будем иметь четыре функциональных типа: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный.
Мыслительный
тип в большей степени
Чувственный тип соответственно больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных взаимодействий и отношений партнерства являются здесь главной целью. Чувствительность и отзывчивость к нуждам других являются показательной чертой, основным качеством данного типа. Самое большое удовлетворение здесь встречает переживание эмоционального контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом, нездоровым любопытством по поводу личных дел других. О таких людях часто говорят: “Вечно он суется не в свои дела.”
Поскольку в данном случае мышление оказывается функцией подчиненной, то и способность к абстрактному безличному суждению у таких людей подвергается известному сомнению. Мышление как таковое принимается лишь в той степени (или до той поры), в какой (или пока) оно обслуживает интересы чувственных взаимоотношений. Носами взаимоотношения, как правило, очень неустойчивы, противоречивы, оценки постоянно колеблются, занимают крайние позиции. Мышление же служит стабилизирующим фактором.
Сенсорный
(ощущающий) - типе характеризуется
приспособленностью к обычной сиюминутной
реальности, к “здесь и сейчас”.
Он охотно довольствуется жизнью в
ее простейших незамысловатых проявлениях,
бесхитростных формах, без каких-либо
тонкостей, сложного размышления или
туманного воображения. Ощущающий
тип выглядит устойчивым и земным,
реальным и настоящим в смысле
готовности “жить” в данную минуту,
но одновременно он выглядит довольно
глупым. Глубинное зрение и воображение,
способное приглушать это заземленное
состояние, - продукты интуиции, выступающей
в нашем случае как функция
подчиненная. Ощущающий тип фактически
подавляет все интуитивные
Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых ведений и предчувствий, проистекающих от его внутреннего активного восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное являются приманкой для данного типа. Интуиция есть некое свидетельство о прошлом и будущем вещей. данная функция позволяет видеть круглые углы: живя в четырех стенах и выполняя рутинную работу, к интуиции прибегают редко, но она очень нужна, скажем, при охоте в тайге на медведя. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми. Его разум работает скачкообразно и быстро, трудно проследить его действие. Если попросить его действовать более медленно, он может раздражаться и посчитать своих собеседников тугодумами и тупицами. Ощущение как психическое свойство у него подчинено и подавленно. В реальной жизни зачастую такой человек остается непонятым окружающими, и его прозрения, если в результате они оказываются конструктивными, должны терпеливо разрабатываться другими людьми.
Обычно развитие вспомогательной функции смягчает и модифицирует остроту проявления описанных выше характеристик. Но и это еще не все, поскольку согласно установленному типу каждая из функций может быть ориентирована либо интровертно, либо экстравертно. В результате мы имеем восемь возможных типов, впечатляюще описанных в шестом томе собрания сочинений К.Г.Юнга “Психологические типы”.
В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями (в расширенном виде восемью) с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы. К сожалению в действительности что недостижимо, хотя и остается желанной целью, идеалом, определяя таким образом одну из главных задач аналитической психотерапии: привести к сознанию данное положение вещей и помочь в развитии подчиненных, угнетаемых, неразвитых функций с тем чтобы достичь психической целостности.
Применимо
воинской Среды знание о психологических
типах личности определенно имеет
свое место и право на существование.
И по моему мнению, я не зря
обратил ваше внимание на данную классификацию
типов. К.Г.Юнг с наиболее возможной
четкостью указал нам какой из
типов больше тяготит к тому или
иному роду деятельности. На мой
взгляд офицер должен непременно руководствоваться
данной информацией в определенных
случаях. При распределении
И
непременно офицер должен избегать разъединенности
личности своих подчиненных, о которой
предупреждает К.Г.Юнг. в конечном
итоге которая может привести
к серьезным психическим
Таким
образом, мы подразделяем трансакции на
дополнительные и пересекающиеся, на
простые и открытые, а последние
- на угловые и двойные.
ВЫВОД
На
основании изложенного
Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: “Оно“, “Я“ , “Сверх-Я“. “Оно“ - это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. “Я“ - сознание, а “Сверх-Я“ представленно как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. “Оно“ действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. “Я“ ориентируется на принцип реальности, а “Сверх-Я“ руководствуется идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.
“Оно“ является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта. “Я“ - это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. “Сверх-Я“ - это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятие им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования “Сверх-Я“ личности - это родители, учителя, воспитатели, другие люди с которыми данный человек вступил в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни.
В основе всех построений аналитической психологии лежит утверждение, что целостная психика не может быть показана с помощью одного лишь элемента, поскольку в психике, помимо рационального сознательного начала присутствуют еще и иррациональный бессознательный аспект. Подтверждением тому являются многочисленные процессы и переживания в психологическом опыте других людей, не соответствующие нашему интеллектуальному ожиданию. Как правило, наше рациональное сознание тотчас же опровергает эти процессы и переживания.
Соответственно конечной целью психологической концепции Юнга оказывается постижение жизни в ее внешнем и внутреннем проявлении в психике человека как особой целостной реальности.
Лейтмотивом аналитико-психологического подхода можно считать постулат о том, что психическое расстройство характеризуется разъединенностью личности, тогда как психологическое здоровье есть проявление личностного единства.
Связь
с фрейдовской триадой (“Я”, “Оно”
и “Сверх-Я”) неоспорима. Главное
различие заключается в том, что
“Ребенок” в человеческой душе
не сводился у Берна к бессознательным
влечениям. Это не изначальная, биологическая
по своей природе сила (как “Оно“
у Фрейда). Ребенок есть результат
множества взаимодействий, начиная
с раннего возраста, поэтому он
сам уже в определенном смысле
является социальным продуктом.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. З.Фрейд “Психология бессознательного”. М., 1990г.
2. З.Фрейд “Психоанализ и русская мысль”. М., 1994г.
3. Ф.Виттельс “Фрейд (его личность, учение и школа)”. М., 1991г.
4. М.Джеймс, Д.Джонгвард “Рожденные выигрывать”. М., 1991г.
5. М.Г.Ярошевский “История психологии”. М., 1976г.
6. Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989г.
7. Р.С.Немов “Психология” 2 тома М., 1994г
8. К.Г.Юнг “Аналитическая
психология. Прошлое и настоящее”.
М.
и ее информационные
ресурсы .
Информация о работе Психоаналитический подход к пониманию личности ( З. Фрейд и К.Юнг )