Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:30, реферат
Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности, внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................
ГЛАВА 1. Психологическая теория З.Фрейда.
1.1. Структура личности................................................
1.2. Защитные механизмы личности............................
ГЛАВА 2. Аналитическая психология К.Г.Юнга.
2.1. Архетип коллективного бессознательного..............
2.2. Психологические типы личности.............................
ВЫВОД................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................
3)Рационализация. Этот способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступка находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболее типичные приемы рационализации следующие:
а)оправдание своей неспособности что-либо сделать;
б)оправдание совершенно нежелательного действия, объективно сложившимися обстоятельствами.
4) Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа. К примеру, бессознательная неприязнь к военнослужащему может выражаться в нарочитом внимании к нему. Такая тенденция и получила название “формирование реакции”.
5)Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.
6)Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.
7)Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.
Если эти и другие защитные механизмы не сбрасывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из “Оно”, дают о себе знать в закодированной, символической форме, например, в сновидении, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений.
Теория
личности З.Фрейда и концепция неофрейдистов
неоднократно подверглись критике
и в нашей и в зарубежной
литературе. Эта критика касалась
крайней биологизации человека, отождествления
мотивов его социального
Но
несомненно изложенная выше информация
о защитных механизмах личности представляет
огромный интерес для нас. Например
взять такой момент, как адаптация
личности к воинской среде и вытекающей
от сюда вопрос о формировании воинского
коллектива. Ведь непременно на этих
этапах определенная часть коллектива
будет “ставить” свои защитные
механизмы. У одних они будут
слабо выражаться, но будут и ярко
выраженные случаи отрицания, подавления
или например рационализации. Именно
в этот момент особо важную роль
для офицера-воспитателя играет
умение проследить за тем, чтоб эти
защитные механизмы не обратились негативной
направленностью, как по отношению
к самой личности, так и по отношению
к окружающим.
ГЛАВА
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ К.Г.ЮНГА
2.1.
Архетип коллективного
бессознательного.
Как известно, глубинная психология есть общее название для обозначения психологических явлений, выдвигающих среди прочего идею о независимости психики от сознания и стремления обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить ее содержание. Условно глубинную психологию разделяют на классическую и современную.
Классическая глубинная психология представлена уже выше описанной концепцией Зигмунда Фрейда, а так же концепциями Альфреда и Карла Юнга - соответственно психоанализом, индивидуальной психологией и аналитической психологией.
Аналитическая
психология - одна из школ глубинной
психологии, базирующаяся на понятиях
и открытиях человеческой психики,
сделанных швейцарским
Исследовательская карьера Юнга началась в клинике для душевнобольных в Буфгхельцле, неподалеку от Цюриха, в то время Юнг находился под сильным влиянием Пьера Жане и Зигмунда Фрейда. Изучение в тот период шизофрении как раз привело Юнга к созданию иного, чем у Фрейда, более широкого взгляда на природу психической энергии. Фрейд полагал, что шизофрения на ряду с другими психическими расстройствами развивалась из-за подавления сексуальности и перемещения эротического интереса с объектов внешнего мира во внутренний мир больного.
Юнг же считал, что контакт с внешним миром поддерживаемая и иными способами, помимо сексуального, а потерю контакта с реальностью, характерную для шизофрении, нельзя связывать лишь с сексуальным перемещением. Так что принципиальной линией размежевания З.Фрейда и К.Юнга является толкование “либидо”, или психической энергии.
Теория
либидо Юнга тесно связанна с такими
понятиями, как прогрессия и регрессия,
а так же законом противоположностей
(Прогрессия - движение вперед, регрессия
- возвращение в прежнее
Юнг определяет прогрессию как ежедневный успех процесса психологической адаптации. Соответственно адаптация осуществляется в два этапа:
1)Получение установки;
2)Завершение
адаптации средствами
В
процессе регрессии несовместимые
и отвергнутые пережитки
Юнг
предложил достаточно обширную и
впечатляющую систему взглядов на природу
человеческой психики. Его труды
включают глубоко разработанную
теорию структуры и динамики психическо-сознательного
и бессознательного, обстоятельную
теорию психических типов и, что
еще важнее, детальное описание универсальных
и психических образов, берущих
свое начало в глубинных пластах
бессознательной психики. Юнг
называл эти изначальные образы
архетипами коллективного
Понятие
архетипов коллективного
Юнг
разработал свою психотерапевтическую
теорию, метод и технику. Центральным
понятием его психотерапии является
“индивидуация”. Оно используется
Юнгом в несколько ином значении,
нежели в средневековой теологии.
Речь идет о движении от фрагментарности
к целостности души, о переходе
от “Я“, центра сознания, к “Самости”
как центру всей психической системы.
Такое движение начинается, как правило,
во второй половине жизни.
2.2.
Психологические
типы личности.
Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для Юнга этот “решающий фактор” сфокусирован в бессознательной психике, являющейся реальной угрозой; “мир висит на тонкой нити и эта нить - психика человека”.
Идея психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией “психологических типов”. Различаются несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.
Экстраверт
характеризуется врожденной тенденцией
направлять свою психическую энергию,
или либидо, вовне, связывая носителя
энергии с внешним миром. Данный
тип естественно и спонтанно
проявляет интерес и уделяет
внимание объекту - другим людям, предметам,
внешним манерам и
Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт свою собственную компанию, свой “тесный мирок” и немедленно замыкается в больших группах.
Как
экстраверт, так и интроверт обнаруживают
те или иные свои недостатки в зависимости
от выраженности типа, но каждый невольно
стремится недооценить другого.
Любой
реальный человек несет в себе
обе тенденции, но обычно одна развита
несколько больше, нежели другая.
Как противоположная пара они
следуют закону противоположностей.
То есть чрезмерное проявление одной
установки неизбежно ведет к
возникновению другой, ей противоположной.
Но противоположная в силу ее недифферинцированности,
более слабого проявления, будет
осуществляться в неадоптированной
- грубой, не зрелой, негативной форме.
Так например, выраженный экстраверт
может стать жертвой
Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.
Мышление
есть рациональная способность структуировать
и синтезировать дискретные данные
путем концептуального
Чувство
- функция, определяющая ценность вещей,
измеряющая и определяющая человеческие
взаимоотношения. Мышление и чувство
- функции рациональные, поскольку
мышление оценивает вещи под углом
зрения “истина - ложь”, а чувство -
“приемлемо - неприемлемо”. Эти
функции образуют пару противоположностей,
и если человек более совершенен
в мышлении, то ему явно не достает
чувственности. Каждый член пары стремится
замаскировать другого и
Ощущение - функция, которая говорит человеку, что нечто есть, она не говорит, что это, но лишь свидетельствует, что это нечто присутствует. В ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют сами по себе в действительности.
Информация о работе Психоаналитический подход к пониманию личности ( З. Фрейд и К.Юнг )