Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 13:31, курсовая работа
Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент Темперамент (от лат. emperame um – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – это совокупность индивидуальных относительно устойчивых психодинамических свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими свойствами личности, например со свойствами характера, поскольку их физиологической основой являются свойства центральной нервной системы.
Гипотеза исследования: Студенты, намеревающиеся получить профессию психолога, обладают основными качествами, необходимыми психологу-профессионалу. Предмет исследования: Индивидуальные психологические особенности. Объект исследования: Соответствие индивидуальных психологических особенностей студентов, планирующих получить профессию психолога и получающих психологическое образование, индивидуальным психологическим особенностям, перечисленным в профессиограмме психолога. Задачи исследования: Изучить теоретические основы взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и формирования личности - профессионала; Подобрать методики для диагностики степени развития у студентов исследуемых нами свойств; Рассмотреть, склонны ли студенты, обладающие необходимыми психологу в работе качествами, к выбору психологической деятельности как своей будущей профессии; Проанализировать степень выраженности необходимых профессиональному психологу свойств у студентов, планирующих получить профессию психолога; Рассмотреть, действительно ли студенты, получающие профессию психолога, обладают качествами, необходимыми психологу-профессионалу. Глава 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи профессионализма и индивидуальных психологических особенностей личности 1.1 Актуальность диагностики профпригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим становлением профессионализмаТруд является неотъемлемой частью человеческой жизни. Без него немыслимо не только существование и жизнедеятельность человека, но и само его развитие как личности. Помимо этого, труд также является и способом познания и преобразования окружающего мира, целью, потребностью, смыслом жизни. Трудовая деятельность сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Каждый человек связывает с профессиональной деятельностью становление себя как личности, свое материальное благополучие и социальный статус. В связи с этим, для всех людей важно, окончив обучение, начать заниматься той деятельностью, которая им интересна, к которой имеются склонности и способности, выполняя которую можно стать профессионалом, обеспечить себе карьерный и личностный рост, а также, что немаловажно, гармонию в душе. Труд в основном рассматривается как социально-экономическая категория, но определяющая роль человека в трудовой деятельности обусловливает необходимость изучения различных психологических, физиологических, социальных и других его характеристик с точки зрения их влияния на процесс труда и особенностей взаимосвязи, взаимодействия со средствами, условиями и организацией труда. Таким образом, в настоящее время особенно актуальной становится проблема диагностики профпригодности людей. Актуальна эта проблема потому, что в большинстве случаев молодые люди еще не могут определиться со своими склонностями и индивидуальными особенностями, наличием и степенью развития у себя тех или иных способностей и зачастую выбирают себе профессию не соответствующую их личностным качествам. А если учесть, что именно личностные качества и другие индивидуальные психологические особенности влияют на развитие личности профессионала, то можно сказать, что молодые люди, желающие стать профессионалами, но не определяющиеся правильно с выбором профессии рискуют столкнуться со значительными трудностями.
Успешный бизнесмен: психологические особенности Н. Конюхов В последнее время к психологам за помощью стали обращаться крупные бизнесмены, сумевшие сделать капитал в начале 90-х годов и начинающие разоряться сейчас. Проведенное психологическое тестирование показало, что у большинства из них одни и те же ярко выраженные черты характера (акцентуации личности). Одновременно, изучение процветающих в настоящее время крупных предпринимателей выявило, что у них тоже есть общие, типичные акцентуации, которые, однако, существенно отличаются от тех, которые были получены в первой группе. При этом, что весьма примечательно, никакой разницы в уровне интеллектуального развития выявлено не было. Просто одним социально-экономическим условиям более соответствовал один тип личности бизнесмена, другим - другой. Психологи получили информацию о чертах личности, в том числе и акцентуированных, которые в настоящее время могут привести бизнесмена к успеху, а также чертах, которые статистически чаще коррелируют с его "успешным" разорением. И это весьма тонкое знание, ставшее в какой-то степени и коммерческой тайной. Интересно, что эти данные совпали с результатами исследований в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Неудачный для бизнеса тип личности стал в массовом порядке пытаться пристроиться на госслужбе. Так какие же качества личности способствуют успешному бизнесу, а какие нет? Ведь люди очень разнятся как по природе, так и по воспитанию. Это проявляется в интеллекте, личностных качествах, метапрограммах поведения и др. Рассмотрим последнее различие - различие в метапрограммах - более подробно. Метапрограммы психической активности - это автоматически, бессознательно проявляющиеся алгоритмы внутренней деятельности, предопределяющие направленность активности человека. Так, в условиях стресса одни люди как бы замирают, другие начинают активно действовать. И это имеет под собой генетическую детерминацию. У одних психическая активность направлена на достижение чего-то, а у других - на избегание и т.д. Метапрограммы тесно связаны с акцентуациями личности. Та или иная акцентуация представляет собой не что иное, как сплав нескольких акцентуированных метапрограмм. В современной психологии известны различные акцентуации - шизоидная, паранойяльная, истероидная и др. И все они сотканы из определенных метапрограмм. Метапрограммы могут между собой в "снятом виде" соединяться, складываться, изменяться, трансформироваться. Допустим, мы можем говорить о метапрограмме "предметника" и метапрограмме "общественника". При этом бизнесмен-"общественник" ориентируется на мнение других, а бизнесмен-"предметник" ориентируется на технологические процессы, которые протекают. Рассмотрим для примера некоторые из метапрограмм. Метапрограмма "внутренняя и внешняя референтность". Есть люди, которые при принятии решения больше опираются на собственный опыт, на собственное мнение, а есть те, для которых более важно мнение других. Такие лица есть и среди бизнесменов, руководителей. Некоторые подчиненные это тонко чувствуют и могут добиться того или иного решения начальника, работая под их доминирующий алгоритм, доминирующую метапрограмму.
Так, чтобы убедить человека внешней референтности в принятии определенного решения, важно привести примеры, что аналогичные решения были у других, наиболее авторитетных для данного человека личностей, организаций, бизнесменов, то такие решения были в прошлом и они привели к позитивным результатам, что их применяют сегодня и есть тенденция перехода к подобным решениям проблемы в будущем и т.д. В то же время, если подобные примеры приводить человеку с внутренней референтностью, то его типичная реакция на такую аргументацию будет с высокой вероятностью негативной: мнение и решение других для него как красная тряпка для разъяренного быка. Он будет сам анализировать ситуацию и принимать решение самостоятельно. Ссылка на мнение и решения других для него не довод, а скорее повод для внутреннего раздражения: технология принятия решений у него другая. Лица с внутренней референтностью при принятии решений ориентируются на свое видение мира, на свои чувства, знания, интуицию. Статистически чаще это характерно для интровертов. И обусловлено тем, что экстраверт как бы идет за ситуацией, за внешними изменениями, а интроверт уходит от внешних ситуаций в себя, в свой внутренний мир. Поведением экстраверта более управляют внешние факторы, ситуации, в то время как поведением интроверта - его прошлое, в том числе и его внутренние моральные нормы. Внутренняя референтность более характерна для шизоидных личностей, для интровертов. Лица с такой ориентацией могут быть относительно независимы от окружения, но тем самым нередко как бы выпадают из сложившейся системы взаимоотношений, становятся изгоями, козлами отпущения и т.п. Люди порой весьма жестко относятся к тем, кто пренебрегает общепринятым. В то же время лица с внутренней референтностью способны увидеть то, что массовое сознание, подвластное внушению, конформизму, порой не в состоянии понять. Лица с внутренней референтностью способны видеть мир иначе, чем большинство, окружающие. И им многим обязаны люди за это. Примером тому может служить А.Сахаров, у которого была выражена потребность смотреть на мир по-своему, отстаивать свою точку зрения, даже если все были против него. Лицо с внешней референтностью не способно к таким взглядам, оценкам, к такому поведению. Внутренняя референтность была сильно развита у Дж.Бруно, Галилея и у многих других лиц, чьи идеи опережали самосознание большинства своей эпохи. И мы благодарны этим людям за такую стратегию мышления: она вела вперед и человечество. В то же время в придворных интригах лицо с внутренней референтностью оказывается беззащитным, с ним быстро расправляются. В этих условиях более действенны лица с внешней референтностью, способные вовремя уловить мнение сильного, подстроиться под него. В начале 90-х годов рывок в бизнесе сделали лица с внутренней референтностью, которые вняли утверждению "можно все, что не запрещено". Именно они быстро, за считанные недели, месяцы сделали крупные состояния. Сейчас же лица с внутренней референтностью достаточно часто попадают под сень правосудия, ими стали заниматься правоохранительные органы, так как по своей природе они более предрасположены к нарушению законов, общепринятых норм поведения.
Отсюда и возникающие проблемы в их бизнесе. Еще одна из метапрограмм - "глобализм - частность". Эта метапрограмма отражает преобладание у человека одной из двух стратегий: стратегии стремления к глобальному или стратегии стремления к частному, конкретному. Есть лица, которые более предрасположены рассуждать, принимать решения, действовать в масштабе глобального, чего-то абстрактного, обобщенного. Так, М.С.Горбачев в своих идеях неоднократно обращался к проблеме общечеловеческих ценностей, мировой цивилизации и др. И его жизненный путь, деятельность приобретают логику, если мыслить в масштабе всего человечества. В то же время при решении конкретных вопросов многие оказывались эффективнее его. Некоторую часть людей, особенно тех, кто был склонен к конкретному мышлению, предрасположен видеть частности, раздражали ответы М.С.Горбачева на конкретные вопросы: на них они получали ответ в соответствии с противоположной доминирующей стратегией мышления. Поэтому у М.С.Горбачева немало оппонентов и по причине расхождения у него и у некоторой части людей стратегий понимания окружающего мира: они говорили на разных метаязыках, метапрограммах. Стратегия стремления к конкретному, частному более развита у людей, не склонных к индукции, синтезу, которые чаще являются кинестетиками, то есть людьми, которые предрасположены воспринимать окружающий мир через реально осязаемые вещи, явления, через конкретные действия. Эта метапрограмма оказывалась более эффективной у бизнесменов на начальном этапе накопления капитала, в то же время по мере роста степени обобществления производства статистически чаще среди крупных руководителей встречались лица без акцентуации метапрограммы "частность". В то же время и в начале 90-х годов в бизнесе неплохо сработали лица с акцентуированными метапрограммами в сторону глобализма. Это некоторые метапрограммы. На самом деле их очень и очень много. Все их осознать сложно и почти невозможно, когда идет анализ мышления, поведения конкретного человека. И нужно ли это делать, если существует закон Клапареда, который говорит о том, что чем больше из сознательного перешло в бессознательное, тем эффективней деятельность? Этот закон ориентирует на то, что чрезмерное включение сознательного компонента психики в понимание происходящего может снизить эффективность познавательной и практической деятельности вообще. Поэтому если мы начнем осознавать все эти метапрограммы в поведении, деятельности конкретного человека, то это может помешать непосредственному эффективному общению. Но определенные метапрограммы должны быть осознаны. Во-первых, должны быть осознаны свои метапрограммы, особенно актуализированные, то есть те, по которым мы резко отличаемся от других, бессознательно принимаем решения по ним. Любой человек должен знать психологические механизмы принятия им решений, особенно это важно для тех, кто рискует при этом материальными средствами. Во-вторых, должны быть осознаны метапрограммы лиц, которыми мы руководим, с которыми работаем и которые руководят нами, с которыми делается бизнес. Однако надо осознать в первую очередь те метапрограммы, по которым они резко выделяются из большинства, которые у них актуализированы.
Тема: Индивидуальные особенности личности. 1. Понятие личности в психологии Определение личности В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих. В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения. В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации. Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир - других людей, обстоятельства жизни и т. п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению. Направленность и устойчивость личности Практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность — система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т. д.), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях. Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния (например, преодоление отрицательных психических состояний с помощью положительно доминирующей мотивации) и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (в частности, высокая мотивация в развитии процессов мышления имеет не меньше значение, чем способности). Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (либеральной или консервативной), профессиональной («гуманитарной» или «технической») и бытовой (человек для дома, для семьи или «для друзей и подруг»).
Информация о работе Проявление индивидуальных способностей личности в бизнесе и менеджменте