Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:07, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы проанализировать понятие личности и ее составляющих; исследовать типы темпераментов в коллективе.
Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Составляющие личности ..………………………..4
1.1 Понятие о психики .……………………………….4
1.2 Индивид и личность ….…………………………..5
1.3 Индивидуальность личности ……………………8
Глава 2. Свойства личности …….…………………………..9
2.1 Темперамент ……….……………………………10
2.2 Характер ………………………………………….15
2.3 Способности ……………………………………..17
2. 4 Эмоции и чувства ……..……………………….18
Глава 3. Темперамент в коллективе ……………………….20
Заключение ……………………………………………………..23
Список используемой литературы...………………………..24
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Профессионально-педагогический колледж
Кафедра экономики, менеджмента и информационных технологий
Курсовая работа по специальности
0605 – Менеджмент
Выполнил:
Студент группы 307м _________________________
Руководитель:
Работа защищена с оценкой
_____________
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Составляющие личности ..………………………..4
1.1 Понятие о психики .……………………………….4
1.2 Индивид и личность ….…………………………..5
1.3 Индивидуальность личности ……………………8
Глава 2. Свойства личности …….…………………………..9
2.1 Темперамент ……….……………………………10
2.2 Характер ………………………………………….15
2.3 Способности ……………………………………..17
2. 4 Эмоции и чувства ……..……………………….18
Глава 3. Темперамент в коллективе ……………………….20
Заключение ……………………………………………………..23
Список используемой литературы...………………………..24
Приложение А …………………………………………………..25
Вопрос о том, что такое личность, какого человека можно назвать личностью – один из центральных не только для психологии, но и для философии, литературы, религии – практически для всех отраслей гуманитарного знания. Особенно важно осознание понятия личности, ее составляющих и ее свойств для управленческой деятельности, для того, чтобы управление людьми, их трудом было эффективно.
Также важно каждому из нас знать особенности своего темперамента и темпераментов других и учитывать слабые и сильные стороны друг друга в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений.
Поэтому все вопросы, связанные с личностью в современном обществе актуальны и заслуживают особого внимания.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы проанализировать понятие личности и ее составляющих; исследовать типы темпераментов в коллективе.
Объект исследования – понятие личность, индивид и индивидуальность; свойства личности.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. исследовать понятие личности, индивида и индивидуальности.
2. исследовать свойства личности: темперамент, характер, способности, эмоции и чувства.
3. провести исследование – анкетирование по вопросу «типы темперамента в коллективе», выявить общие советы для управления данным коллективом.
Для составления курсовой работы были использованы специальные учебные пособия по психологии, такие как «Психология» А. В. Петровского, «Личность и ее формирование в детском обществе» Л. И. Божовича.
1. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЛИЧНОСТИ
В психологии понятие личности является одним из основополагающих. Личность, - писал С. Л. Рубинштейн, - образует «основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни». С другой стороны, подчеркивал он, - и все «психические процессы… протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее».
Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «психика», «индивид» и «индивидуальность».
1.1 ПОНЯТИЕ О ПСИХИКЕ
Возникновение и формирование психики обеспечивается развитием нервной системы и особенно головного мозга.
Развитие мозга человека происходило в процессе эволюции. Особое значение при этом имели членораздельная речь и изготовление орудий, способствующих развитию руки. Нервная система развивается по мере усложнения и изменения окружающей среды. Чем сложнее становится окружающая среда, тем развитее, сложнее нервная система.
Психика – это свойство высокоорганизованного мозга. Чем более развит мозг, чем более тонко дифференцирована его структура, тем сложнее и разнообразнее деятельность психики, или психическая деятельность, тем сложнее и разнообразнее поведение.(8, с.16)
С другой стороны можно сказать, что психика – это сущность, где многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.
Психическое отражение не является зеркальным, механическим копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке. Благодаря этому мы можем представить то, что случиться через некоторое время, можем строить планы, ставить цели, мечтать. Оно позволяет нам, заранее подготовиться к какому-либо сложному событию. Например, если вам не хочется делать уроки или готовиться к экзамену, очень полезно представить себе свое будущее эмоциональное состояние. Что будете испытывать, когда вас будут спрашивать о результатах экзамена. Такое «эмоциональное предвосхищение», как правило, позволяет преодолеть лень и начать заниматься.
Значит можно сделать вывод, что психика – это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.(8, с.17)
Психика реализует две функции: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.
Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека. Все вопросы, связанные с движением, заставляют психику предвидеть, накапливать опыт и развивать память, лучше вооружаться для жизненной борьбы. Подвижность стимулирует, активизирует и требует все большего совершенствования умственной деятельности.
Психика имеет индивидуальный характер. Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальные особенности. Вы сами, наверное, неоднократно наблюдали, как одно и тоже событие одного человека волнует, а другого оставляет безразличным.
1.2 ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ
Понятие индивид относится к человеку. Человек как индивид представляет свой биологический род, род Homo sapiens, «человек разумный».
Младенец, появляясь на свет, уже является человеком. У человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Например – конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта и т. д.
Таким образом, младенца можно считать индивидом. Также индивидом можно назвать взрослого на стадии дикости и высокообразованного жителя цивилизованной страны.
К основным характеристикам индивида можно отнести: активность, целостность, а также устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром. Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития.
Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появляясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становиться личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность. Формирует реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они, действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.
Личность в психологии определяется как особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, в которые индивид вовлекается.(5. с.45)
Развиваясь вне человеческого общества, индивид никогда не станет подобием личности. Известен случай, когда в Индии в 1920 году были найдены две девочки, живущие в волчьей стае, младшая быстро умерла, а старшая (ее звали Камилой), которой было 6-7 лет, прожила более 10 лет. Печать сообщала еще о нескольких подобных случаях: один мальчик был обнаружен снова в Индии среди волков и два мальчика обнаружены в Африке в стае обезьян. По-видимому, дети были похищены животными, но быстро передвигались на четвереньках или ловко лазили по деревьям; не владели речью и не могли произносить членораздельные звуки; отказывались от человеческой пищи, питались сырым мясом или дикими растениями, жуками и стрекозами; воду лакали, срывали с себя одежду, кусались, выли, спали на полу.
Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имели собственного «Я», так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.
Поэтому многие психологи подчеркивают, что «индивидами рождаются, а личностью становятся».
Какого же человека можно назвать личностью? Л. И. Божович отвечала на этот вопрос так: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью… Личность, достигшая полного развития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственник моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды. Необходимой характеристикой личности является особая форма ее активности, связанная с наличием мотивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственными целями и принятыми намерениями. Иными словами, для личности становится характерной активная форма поведения».
. Если понятие «индивид» соотносится с понятием «другие индивиды», то понятие «личность» - не только с понятиями «другие личности», но и «общество», «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни человека. Личность – социальный человек, человек в мире других людей.
Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.
Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно, социально значимых качеств, форм поведения, деятельности. Качества личности, черты личности всегда значимы для других людей. Например, доброта – качество личности, потому что она всегда направлена на других людей, а значит, и на общество в целом. Различные стороны, черты личности воспитываются, целенаправленно формируются.
Многие ученые (А. В. Петровский и др.) считают, что человек является личностью настолько, насколько он значим для других людей, насколько он способен отдать, передать себя другим людям, оставить в них свой след. Только так он становиться значимым и для себя. То, насколько человек значим как личность, во многом зависит от особенностей его деятельности, реализуемых в ней ценностей, смысла, которые эта деятельность имеет для каждого из тех, кто ее осуществляет.
Пользуясь определением известного французского писателя А. Де Сент-Экзюпери, можно сказать, что личность – «человек как узел связей». Связи личности могут далеко выходить за пределы ее непосредственного окружения, соотноситься с обществом, с миром людей вообще.
Именно это определяет активность личности – ее способность производить значимые изменения в окружающем мире и самом себе. Человек рассматривает себя как источник и причину своего поведения, своего развития. Считает себя хозяином собственной жизни. Это обеспечивает устойчивость и последовательность его поведения.
.
1.3 ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности.