Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:07, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы проанализировать понятие личности и ее составляющих; исследовать типы темпераментов в коллективе.
Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Составляющие личности ..………………………..4
1.1 Понятие о психики .……………………………….4
1.2 Индивид и личность ….…………………………..5
1.3 Индивидуальность личности ……………………8
Глава 2. Свойства личности …….…………………………..9
2.1 Темперамент ……….……………………………10
2.2 Характер ………………………………………….15
2.3 Способности ……………………………………..17
2. 4 Эмоции и чувства ……..……………………….18
Глава 3. Темперамент в коллективе ……………………….20
Заключение ……………………………………………………..23
Список используемой литературы...………………………..24
Флегматический тип темперамента имели И. А. Крылов и М. И. Кутузов.
Описанные типы темпераментов не являются реальными портретами, поскольку ни один конкретный человек не обладает всеми признаками того или иного типа. Однако учитывая свойства темперамента конкретного человека, можно предсказать особенности его реагирования в определенной ситуации. Кроме того, темперамент накладывает отпечаток на способы общения и определяет способности человека к различным видам деятельности. Моральные качества личности не зависят от темперамента и могут компенсировать проявление его отрицательных черт.
2.2 ХАРАКТЕР
Особенности темперамента часто маскируются характером. Характер отвечает за содержание нашего внутреннего мира, который не зависит от внешних событий. Характером мы объясняем свои и чужие поступки; именно в нем мы часто ищем причину не сложившихся отношений, прикрываясь фразой: «Не сошлись характерами».
«Характер» - слово древнегреческого происхождения и переводе означает чеканка, печать, особенность. Неповторимое, индивидуальное сочетание или совокупность особенностей личности представляет собой характер. Однако надо иметь в виду, что это не любое сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, а совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, которые являются типичными для конкретного человека и систематически проявляются в его действиях и поступках. Если Вы, к примеру, случайно кому-то грубо ответили, это еще не означает, что грубость является чертой Вашего характера.
Характер не наследуется и не является постоянным; в течение жизни черты характера могут изменяться и иногда значительно, но эти параметры происходят медленно. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта, воспитания. Образно говоря, жизнь формирует наш характер, а при самовоспитании с определенного момента человек сам начинает формировать свой характер, который проявляется в поступках, мыслях и чувствах. При современном взгляде на жизнь управленца не нужно убеждать в том, как важно разбираться в характерах людей, с которыми общаешься. Познание характера человека помогает предвидеть его поведение и при необходимости корректировать ожидаемые действия.
Черт характера (или качеств личности) много, но они подразделяются на несколько групп, которые тесно связанны между собой, влияют друг на друга и являются отражением человека к разным сторонам жизни. Характер человека проявляется в следующих чертах:
1. Отношение человека к другим людям: родным, коллегам, знакомым, малознакомым и т.п. Это, прежде всего общительность, которая может широкой и поверхностной, или противоположная ей черта – замкнутость, которая проявляется в безразличном отношении к людям или является результатом внутренней сосредоточенности. В эту же группу входят откровенность и противоположная ей скрытность, а также чуткость, тактичность, справедливость, вежливость или грубость, черствость, лицемерие.
2. Отношение человека к самому себе. Сюда входят чувство собственного достоинства или неуверенности в своих силах; застенчивость, эгоцентризм (склонность постоянно быть в центре внимания со своими переживаниями), эгоизм (забота о своем личном благе).
3. Отношение человека к миру вещей, т.е. отношение к общественной собственности, а также аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, одеждой, книгами и т.п.
4. Отношение человека к делу, к своему труду. К этой группе относится инициативность, трудолюбие, ответственность за порученное дело и исполнительность или лень, легкомыслие и формальное отношение к деятельности. По отношению к труду характеры подразделяются на деятельные (активность, настойчивость, целеустремленность) и бездеятельные (пассивность, созерцательность).
Выделение в характере человека отдельных черт говорят о необходимости рассматривать и оценивать их во взаимосвязи друг с другом. Например, сочетание смелости с осторожностью или импульсивностью, с моральными чувствами или чувством тщеславия по-разному влияет на его характер. Осторожность может выражаться в бездеятельности, а в сочетании с решительностью приобретает иное качество.
Следует также понимать, что характер влияет на продвижение по службе. Вы, конечно, замечали, что человек с «хорошим» характером при прочих равных условиях быстрее поднимается по служебной лестнице, чем неуживчивый человек.
2.3 СПОСОБНОСТИ
Дейл Карнеги, американский специалист в области человеческих отношений, отмечал, что самая большая ошибка при поиске работы – не знать, на что способен. И это в такой области, от которой зависит ваше будущее благополучие.
Почему люди, затрачивая одинаковые усилия в той или иной области, все-таки достигают различных результатов? Объясняется это просто – у них разные способности. Понятие «способности» часто употребляется нами в повседневной жизни, особенно тогда, когда мы анализируем свои или чужие успехи и неудачи в учебе, ошибки в профессиональной деятельности и профессиональный рост.
Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, которые проявляются в конкретной сфере и являются условием успешной работы в ней.
От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность овладения знаниями, умениями и навыками, которые, в свою очередь, содействуют дальнейшему развитию способностей. Однако недостаточное знание или неумение нельзя сводить к отсутствию способностей.
Таким образом, способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. Более того, качество выполнения деятельности, успешность, уровень достижений зависят от способностей.
Следует заметить, что не всякая деятельность развивает способности человека. Например, если человек имеет музыкальные способности, но в силу сложившихся обстоятельств вынужден заниматься тяжелым физическим трудом, то данная деятельность вряд ли будет развивать заложенные в нем способности. Иначе говоря, для развития способностей необходима соответствующая деятельность.
Формирование и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвоения знаний многих поколений. Способности человека развиваются в деятельности, которая должна вызывать у него удовлетворение и положительные эмоции. Жизненные наблюдения показали, что любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей. Недостаток или слабое развитие какой-либо одной способности компенсируется за счет развития других или за счет упорного труда. Как правило, способности всегда сочетаются с трудолюбием.
Различаются следующие виды способностей.
Общие способности необходимы для достижения успеха в любом виде деятельности; к ним относятся уровень общего интеллектуального развития, устойчивость внимания, волевой самоконтроль, трудоспособность и др.
Специальные способности необходимы для достижения высоких результатов в определенных, специфических видах деятельности, например, математические, художественные, организаторские и другие относятся к специальным способностям. Общие и специальные способности связаны, они дополняют и обогащают друг друга.
Общие способности, которые обеспечивают относительную легкость, продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, часто называются одаренностью. Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: учебной, интеллектуальной, сфере общения. Одаренным людям свойственна настойчивость в достижении цели, потребность в труде, их отличает собранность и внимательность.
Высокий уровень развития специальных способностей говорит о талантливости; деятельность талантливого человека отличается новизной и оригинальностью. Однако никакие выдающиеся способности не приведут к надежным значительным достижениям, если отсутствует такая важная черта характера, как скромность. Ведь уверенность в своей исключительности, подпитываемая восторгами окружающих, формирует зазнайство, самолюбование и является тормозом для развития способностей.
2.4 ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
Характеризуя человека, мы часто обращаем внимание на его эмоциональность, эмоциональную впечатлительность. Ведь одни и те же события одних людей оставляют равнодушными, других – слегка взволнуют, а у третьих вызовут сильное переживание.
Наша жизнь невозможна без переживаний, так как все, с чем сталкивается человек, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Профессиональная деятельность человека также невозможна без переживаний и имеет определенную окраску. Работая, человек выражает свое отношение к работе и ее условиям в форме чувств и эмоций.
Часто чувства и эмоции употребляются как синонимы, но, в сущности, эти понятия отличаются друг от друга. Важное отличие чувств от эмоций состоит в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают на конкретную ситуацию.
В точном переводе на русский язык «эмоция» - это душевное волнение, душевное движение. Эмоции – это явление, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе, причем для эмоций характерна субъективность. Эмоции в зависимости от устойчивости, длительности и силы различают по видам.
1. Настроение – это длительное эмоциональное состояние, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями, окрашивающее все другие переживания, мысли и действия человека. Настроение накладывает отпечаток на поведение человека, влияет на деятельность и ее результат. Известно, что хорошо и плодотворно работает тот, у кого преобладает бодрое и спокойное настроение. Плохое настроение, напротив, машет человеку общаться, он смотрит на мир мрачно, его все сердит и раздражает: и погода, и сосед, неосторожно его толкнувший, и жизнерадостный смех. Поэтому очень важно, особенно в межличностном общении, чтобы человек научился управлять своим настроением.
2. Аффект – это сильное, кратковременное эмоциональное состояние, напоминающую бурю, шквал. Аффект возникает внезапно, резко, и в этот момент человек как бы теряет самоконтроль, весь отдается переживанию.
В аффекте человек «теряет голову» и совершает поступки без анализа и учета обстановки, например, он может отшвырнуть попавшую под руку вещь, сломать ее, хлопнуть по столу. Аффекты снижают организованность человека и тем самым отрицательно сказываются на его деятельности.
3. Страсть – это яркое, сильное эмоциональное состояние, направленное на удовлетворение потребностей и захватывающее человека надолго. Страсть поглощает человека, захватывает его мысли, и все остальное, не связанное с предметом страсти, кажется второстепенным, не имеющим значения, упускается из виду и забывается. Например, ученые, страстно увлеченные своей работой, не придавали значение своему внешнему виду, забывали про сон и еду.
Важной характеристикой страсти является ее связь с волевой сферой, поскольку, обладая большой силой и энергией, она побуждает человека к деятельности.
Как известно, человеку свойственно переживание эмоционального состояния от удовлетворения своих потребностей. В основе чувств человека лежат как материальные, так и более сложные потребности – духовные, которые вызывают особую форму переживаний – высшие чувства. Выделяются следующие виды чувств:
1. Нравственные (моральные) чувства основаны на нравственной оценке человеком своих и чужих поступков и действий в соответствии с усвоенными моральными нормами и правилами (добро, справедливость, долг).
2. Интеллектуальные чувства сопровождают процесс познания и творчества. Удивление и любопытство, любознательность и радость открытия, сомнения – все это свидетельство взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов.
3. Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, искусстве, в жизни людей. Они обогащают личность, придают ей индивидуальное своеобразие.
Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении.
4. ТЕМПЕРАМЕНТ В КОЛЛЕКТИВЕ
Мною было проведено исследование по типу темперамента личностей в коллективе.
Целью исследования является определить тип темперамента у каждой отдельной личности в коллективе, выявить общие тенденции и разработать советы для руководителя.
Я рассматривала группу работников, отдел бухгалтерии, состоящую из 6 человек, на предприятии МУП «Жилсервис». Данный коллектив сформировался постепенно, его можно охарактеризовать как сплоченный, в котором присутствует тесное общение и дружба.