Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:07, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы проанализировать понятие личности и ее составляющих; исследовать типы темпераментов в коллективе.
Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Составляющие личности ..………………………..4
1.1 Понятие о психики .……………………………….4
1.2 Индивид и личность ….…………………………..5
1.3 Индивидуальность личности ……………………8
Глава 2. Свойства личности …….…………………………..9
2.1 Темперамент ……….……………………………10
2.2 Характер ………………………………………….15
2.3 Способности ……………………………………..17
2. 4 Эмоции и чувства ……..……………………….18
Глава 3. Темперамент в коллективе ……………………….20
Заключение ……………………………………………………..23
Список используемой литературы...………………………..24
Способ сбора информации я выбрала анкетирование с закрытыми вопросами (требовалось ответить «да» или «нет» на 57 вопросов, анкета прилагается), также я использовала метод наблюдения за особенностями людей.
Результаты моего исследования следующие. Оказалось, что у всех 6 человек (100 %) меланхоличный тип темперамента. Как говорилось выше, люди с таким типом темперамента неэнергичны, ненастойчивы, застенчивы, но постоянны в дружбе, тактичны, чутки, отзывчивы.
Как я заметила, что в данном коллективе конфликты возникают крайне редко, возможно это из-за того, что в группе люди одного типа темперамента. Они размышляют одинаково, их стили поведения схожи, им легче понять друг друга.
Исходя из того, что в данной неформальной группе все личности одного темперамента, я попробовала разработать общий метод управления этим коллективом.
Задача руководителя персонала учитывать тип темперамента личностей, их слабые и сильные стороны. Не стоит переделывать данный тип темперамента на более лучший. Руководитель должен способствовать развитию положительных качеств с одной стороны, а с другой – ослаблению недостатков.
Людям с меланхоличным темпераментом следует поручать работу, связанную с активными действиями и сильными переживаниями, например – поручить какой-нибудь интересный совместный проект. Эффективность работы обеспечена, если эти люди будут выполнять работу совместно, если задания будут четко сформулированы и поставлены конкретные цели. Важно, чтобы работа была связана с активными действиями и сильными переживаниями, например можно поручить интересный проект, связанный с поездками. Обязательно следует смотивировать работников, объяснив не только об интересности задания, но и о полезности. Они не сразу берутся за дело, но если группа возьмется за дело, то проявит в этом постоянство и исполнительность. Также не следует поручать совместное задание с незнакомыми личностью, так как люди этого типа плохо устанавливают контакт в общении с новыми людьми, они постоянны в своих предпочтениях.
Возможно создание спортивного кружка, можно организовать совместный активный отдых на природе или с выездом в культурные места, например театр, кино и т.д.
Руководитель должен понимать, что меланхолики очень обидчивы и ранимы. Замечания следует делать не при общем коллективе, а наедине и в мягкой форме. Обратные действия могут привести к ухудшению взаимоотношений между подчиненным и начальником, а сильные обиды вплоть до увольнения.
Для данной группы руководитель обязан обеспечить нормальные, спокойные условия для труда. Их не должны отвлекать посторонние раздражающие элементы, например громкий шум, большой поток проходящих мимо людей. Возможно создание совместного кабинета для сложившегося коллектива или отдельных кабинетов для каждого, но они должны находиться рядом. В привычной, спокойной обстановке люди этого типа работают очень продуктивно, отличаются глубиной, содержательностью своего эмоционально-нравственного поведения и отношения к окружающим людям.
Людям с меланхоличным темпераментом следует предоставлять длительный отдых (конечно в рамках законодательства), нельзя урезать отпуск или вообще его лишать. Так как для них характерно быстрое падение работоспособности и потребность в длительном отдыхе.
Если предприятию необходимо резко поменять род своей деятельности, вида производства или ввести какие-то новинки, директор должен учитывать, что меланхолики попадая в новые условия жизни, теряются. Им нужно время для адаптации. Также следует помнить, что они застенчивы и смущаются в непривычной обстановке. Не следует слишком критично относиться к данному типу людей.
Руководителю также не стоит забывать, что нет четкой характеристики той или иной личности и не следует учитывать только тип темперамента. Каждый человек индивидуален, ему присущи отдельные особенности личности, они также важны для разработки методики управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании курсовой работы было проанализировано понятие «психика», «индивид», «индивидуальность» и «личность». Рассмотрены свойства личности: темперамент, характер, способности, эмоции и чувства.
Определено, что для руководителя основной задачей является применение к персоналу личностного подхода. Важно, при разработке методики управления учитывать все составляющие и свойства личности в системе межиндивидуальных отношений с людьми.
В практической части, определив тип темперамента каждой личности в дружном коллективе, получилось то, что все меланхолики. Можно сделать вывод, что темперамент влияет на создание сплоченного коллектива. Также мною были разработаны советы руководителю по управлению группой с меланхоличным типом темперамента.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адлер Альфред. Понять природу человека / пер. Е. А. Цыпина – СПБ.: «Академический проект», 2000 – с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: 1986. – с. 421
3. Дубровина И. В. и др. Психология. – М.: «Академия», 1999. – с.7 – 286
4. Монтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: 1977
5. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. – М.: «Логос», 1995. – с.45
6. Петровский А. В. Психология. – М.: «Академия», 2002. – с. 336 – 370
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., с.617 – 618
8. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – с.16 –30
9. Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения. – М.: ПрофОбрИздат, 2002. – с.70 – 84
2