Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:37, реферат
Личиной в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Маска была характерной - «герой», «злодей», «несчастный», «любовник» и др. и указывала на ту роль, которую актер играл в представлении. Сейчас, говоря о человеке как о личности, так же имеют в виду его роль, но в более широком значении - роль в «театре жизни», в обществе, среди людей.
Введение ……………………………………………………………………………..3
1.Человек: индивид, личность, индивидуальность…….........................................4
1.1 Формирование и развитие личности…………………………………………...5
2. Структура личности по Платонову, Фрейду, Рубинштейну, Гиппократу,
Кречмеру, Юнгу…………………………………………………..........................8
3. Основные свойства и качества личности……………………………………...11
3.1. Задатки и способности……………………………….………………………....15
Заключение…………………………………………………………………….……..16
Литература…………………………………………………………………………....17
Содержание
Введение …………………………………………………………………………….
1.Человек:
индивид, личность, индивидуальность……............
1.1 Формирование и развитие личности…………………………………………...5
2. Структура личности по Платонову, Фрейду, Рубинштейну, Гиппократу,
Кречмеру,
Юнгу………………………………………………….......
3. Основные свойства и качества личности……………………………………...11
3.1. Задатки и способности……………………………….………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Понятие личность используется во многих науках, но их понятия схожи.
Личиной в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Маска была характерной - «герой», «злодей», «несчастный», «любовник» и др. и указывала на ту роль, которую актер играл в представлении. Сейчас, говоря о человеке как о личности, так же имеют в виду его роль, но в более широком значении - роль в «театре жизни», в обществе, среди людей.
Что определяет такую роль? Ответы разные, но преобладает следующий: личные достоинства человека, определяющие его место, роль в обществе, общественную зрелость. Важно подчеркнуть и другое:
Личность в психологии - это порождение достижений общественного развития в конкретном живом человеке, у которого есть сознание и самосознание. В широком смысле слова это субъект социальных отношений и сознательной деятельности в целом. А в узком смысле - это такое качество индивида, которое формируется в деятельности человека и его совместном общении.
Существует и более развернутое пояснение термина «личность» - это системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мира его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. С.Л. Рубинштейн определяет личность как «как общественное существо, включенное в систему общественных связей, выполняющее определенную роль» и «как субъект своего развития».
Тема
структура личности человека, динамика
ее развития, процессы ее становления
и существования волновали человечество
с доисторических времен. Стремление познать
самого себя, стремление разобраться в
глубинах своего существа направляло
мысли людей в сложный и запутанный мир
человеческой психики. По той причине,
что человек внутренне весьма мало изменился
за последние четыре-пять тысяч лет, мы
можем утверждать, что актуальность структуры
личности, формирование и развитие личности
остается неизменно высокой в системе
ценностей человека.
1.
Человек: индивид, личность,
индивидуальность.
На
вопрос, что такое личность, психологи
отвечают по-разному, и в разнообразии
их ответов, а отчасти и в расхождении
мнений на этот счет проявляется сложность
самого феномена личности. Каждое из определений
личности, имеющихся в литературе,
заслуживает того, чтобы учесть его
в поисках глобального
По определению Р.С. Немова, личность – это человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Наряду
с понятием «личность» употребляются
термины «человек», «индивид», «индивидуальность».
Содержательно эти понятия
Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
Индивид – это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность
– это единство неповторимых личностных
свойств конкретного человека. Это
своеобразие его
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление
личности есть процесс социализации
человека, который состоит в освоении
им родовой, общественной сущности. Это
освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических
обстоятельствах жизни
Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление
индивидуальности есть процесс индивидуализации
объекта. Индивидуализация – это
процесс самоопределения и
В
понятиях «личность» и «индивидуальность»
зафиксированы различные
Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.
1.2 Психологическая структура личности
В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Рассмотрим набор таких черт, которые, достаточно полно характеризуют личность:
К
психологическим
-
активное восприятие
- принятие себя и других людей такими, какие они есть;
непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
-
сосредоточенность внимания на
том, что происходит вовне,
в противовес ориентации
- обладание чувством юмора;
-
развитые творческие
- неприятие условностей;
-
озабоченность благополучием
-
способность к глубокому
-
установление с окружающими
- способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения;
-
умение полагаться на свой
опыт, разум и чувства, а не
на мнения других людей,
- открытое и честное поведение во всех ситуациях;
- способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
-
приложение максимума усилий
для достижения поставленных
целей.
2. Структура личности по Платонову, Фрейду, Рубинштейну
Структура личности по Платонову:
К.
Платонов положил в основу структурирования
личности группировку психологических
черт в логически целостные
Самый
нижний уровень - это те черты человека,
которые обусловлены
В
следующую подструктуру входит опыт
человека, т.е. те знания и умения, которые
были усвоены в процессе социальной
жизни. И, наконец, на самом высоком
уровне находится направленность личности,
т.е. особенности мировоззрения и
характера человека, его самооценка,
интересы и увлечения. Все это
многообразие и формирует целостную
психологическую структуру
Структура личности по Фрейду:
З.Фрейд первым выделил в структуре личности сознательный и бессознательный компоненты, на основе которых строилась дальнейшая теория психоанализа.
По мнению Фрейда, сознание и бессознательное находятся в постоянном конфликте, и задачей психоаналитика является установление гармонии и равновесия двух важнейших сторон человеческой психики.
Бессознательное, по Фрейду, включает в себя Оно (или Ид), которое отвечает за важнейшие человеческие инстинкты - либидо (или инстинкт жизни, сексуальная энергия) и тонатос (или инстинкт смерти).
Оба
эти инстинкта, согласно мнению основателя
психоанализа, являются подлинными двигателями
человеческой жизни. Из сублимации либидо,
например, возникла потребность в
творчестве, а необходимость контроля
над иррациональными
К
бессознательному также относится Сверх-Я
(Супер-Эго), которое включает в себя моральные
нормы и предписания, выполняя роль цензора
в структуре психики. Сознательная часть
личности - Я или Эго - призвана поддерживать
гармонию между Оно и Сверх-Я, уравновешивать
человеческое стремление к удовольствиям
и необходимость подчиняться определенным
моральным стандартам.
Структура личности по Рубинштейну:
С. Л. Рубинштейн понимал личность, как целостную структуру, в которой можно выделить различные группы черт, характеризующие определенные ее стороны. Эти черты, взаимодействуя друг с другом, создают единство личности.
В структуре личности Рубинштейн выделял следующие основные компоненты: направленность личности, т.е. собственно те установки, интересы и потребности, которые движут человеком; способности, темперамент и характер.
Структура личности по Гиппократу:
Информация о работе Человек: индивид, личность, индивидуальность