Человек: индивид, личность, индивидуальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:37, реферат

Краткое описание

Личиной в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Маска была характерной - «герой», «злодей», «несчастный», «любовник» и др. и указывала на ту роль, которую актер играл в представлении. Сейчас, говоря о человеке как о личности, так же имеют в виду его роль, но в более широком значении - роль в «театре жизни», в обществе, среди людей.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3
1.Человек: индивид, личность, индивидуальность…….........................................4
1.1 Формирование и развитие личности…………………………………………...5
2. Структура личности по Платонову, Фрейду, Рубинштейну, Гиппократу,
Кречмеру, Юнгу…………………………………………………..........................8
3. Основные свойства и качества личности……………………………………...11
3.1. Задатки и способности……………………………….………………………....15
Заключение…………………………………………………………………….……..16
Литература…………………………………………………………………………....17

Файлы: 1 файл

Психология реферат.docx

— 211.16 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение ……………………………………………………………………………..3

1.Человек: индивид, личность, индивидуальность…….........................................4 

1.1 Формирование и развитие личности…………………………………………...5

2.  Структура личности по Платонову, Фрейду, Рубинштейну, Гиппократу,

     Кречмеру, Юнгу…………………………………………………..........................8

3.   Основные свойства и качества личности……………………………………...11

3.1. Задатки и способности……………………………….………………………....15

Заключение…………………………………………………………………….……..16

Литература…………………………………………………………………………....17

 

Введение

     Понятие личность используется во многих науках, но их понятия схожи.

     Личиной в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Маска была характерной - «герой», «злодей», «несчастный», «любовник» и др. и указывала на ту роль, которую актер играл в представлении. Сейчас, говоря о человеке как о личности, так же имеют в виду его роль, но в более широком значении - роль в «театре жизни», в обществе, среди людей.

     Что определяет такую роль? Ответы разные, но преобладает следующий: личные достоинства  человека, определяющие его место, роль в обществе, общественную зрелость. Важно подчеркнуть и другое:

     Личность  в психологии - это порождение достижений общественного развития в конкретном живом человеке, у которого есть сознание и самосознание. В широком смысле слова это субъект социальных отношений и сознательной деятельности в целом. А в узком смысле - это такое качество индивида, которое формируется в деятельности человека и его совместном общении.

     Существует  и более развернутое пояснение  термина «личность» - это системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мира его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. С.Л. Рубинштейн определяет личность как «как общественное существо, включенное в систему общественных связей, выполняющее определенную роль» и «как субъект своего развития».

     Тема  структура личности человека, динамика ее развития, процессы ее становления и существования волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики. По той причине, что человек внутренне весьма мало изменился за последние четыре-пять тысяч лет, мы можем утверждать, что актуальность структуры личности, формирование и развитие личности остается неизменно высокой в системе ценностей человека. 
 

    1. Человек: индивид, личность, индивидуальность. 

     На  вопрос, что такое личность, психологи  отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении  мнений на этот счет проявляется сложность  самого феномена личности. Каждое из определений  личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его  в поисках глобального определения  личности.

     По  определению Р.С. Немова, личность – это человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

     Наряду  с понятием «личность» употребляются  термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены  между собой.

     Человек – это родовое понятие, указывающее  на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы  – к человеческому роду. В понятии  «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

     Индивид – это единичный представитель  вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

     Индивидуальность  – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это  своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

     Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия  человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления  личности и индивидуальности.

     Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это  освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека.

     Становление личности связано с принятием  индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием  умений строить отношения с другими  людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в  социуме.

     Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это  процесс самоопределения и обособления  личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

     В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других.

     Об  индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в  виду качества самостоятельной сущности.

     1.2 Психологическая  структура личности

     В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые  качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

     Рассмотрим  набор таких черт, которые, достаточно полно характеризуют личность:

  1. Уверенность в себе – неуверенность.
  2. Интеллектуальность (аналитичность) – ограниченность (отсутствие развитого воображения).
  3. Зрелость ума – непоследовательность, алогичность.
  4. Рассудительность, сдержанность, стойкость – суетность, подверженность влиянию.
  5. Спокойствие (самообладание) – невротичность (нервозность).
  6. Мягкость – черствость, цинизм.
  7. Доброта, терпимость, ненавязчивость – эгоизм, своеволие.
  8. Дружелюбие, покладистость, гибкость – ригидность, тираничность, мстительность.
  9. Добросердечие, мягкость – злобность, черствость.
  10. Реализм – аутизм.
  11. Сила воли – безволие.
  12. Добросовестность, порядочность – недобросовестность, непорядочность.
  13. Последовательность, дисциплина ума – непоследовательность, разбросанность.
  14. Уверенность – неуверенность.
  15. Взрослость – инфантилизм.
  16. Тактичность – бестактность.
  17. Открытость (контактность) – замкнутость (уединенность).
  18. Веселость – грустность.
  19. Очарованность – разочарованность.
  20. Общительность – необщительность.
  21. Активность – пассивность.
  22. Самостоятельность – конформность.
  23. Экспрессивность – сдержанность.
  24. Разнообразие интересов – узость интересов.
  25. Чувствительность – холодность.
  26. Серьезность – ветреность.
  27. Честность – лживость.
  28. Агрессивность – доброта.
  29. Бодрость – веселость.
  30. Оптимизм – пессимизм.
  31. Смелость – трусость.
  32. Щедрость – скупость.
  33. Независимость – зависимость.

     К психологическим характеристикам  самоактуализирующейся личности относятся:

     - активное восприятие действительности  и способность хорошо ориентироваться  в ней;

     - принятие себя и других людей  такими, какие они есть;

     непосредственность  в поступках и спонтанность в  выражении своих мыслей и чувств;

     - сосредоточенность внимания на  том, что происходит вовне,  в противовес ориентации только  на внутренний мир, сосредоточенности  сознания на собственных чувствах  и переживаниях;

     - обладание чувством юмора;

     - развитые творческие способности;

     - неприятие условностей;

     - озабоченность благополучием других  людей, а не обеспечением только  собственного счастья;

     - способность к глубокому пониманию  жизни;

     - установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне  доброжелательных личных взаимоотношений;

     - способность смотреть на жизнь  с объективной точки зрения;

     - умение полагаться на свой  опыт, разум и чувства, а не  на мнения других людей, традиции  или условности;

     - открытое и честное поведение  во всех ситуациях;

     - способность брать на себя  ответственность, а не уходить  от нее;

     - приложение максимума усилий  для достижения поставленных  целей. 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Структура личности по Платонову, Фрейду, Рубинштейну

     Структура личности по Платонову:

     К. Платонов положил в основу структурирования личности группировку психологических  черт в логически целостные подструктуры: биологически обусловленные и социально  обусловленные. Подструктуры же, в свою очередь, имеют свои уровни:

     Самый нижний уровень - это те черты человека, которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства его  личности, темперамент, особенности  нервной системы. На следующем уровне находится подструктура, которая  включает особенности протекания различных  психических процессов: память, мышление, восприятие, врожденные способности.

     В следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания и умения, которые  были усвоены в процессе социальной жизни. И, наконец, на самом высоком  уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и  характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это  многообразие и формирует целостную  психологическую структуру личности. 

     Структура личности по Фрейду:

     З.Фрейд первым выделил в структуре личности сознательный и бессознательный компоненты, на основе которых строилась дальнейшая теория психоанализа.

     По  мнению Фрейда, сознание и бессознательное  находятся в постоянном конфликте, и задачей психоаналитика является установление гармонии и равновесия двух важнейших сторон человеческой психики.

     Бессознательное, по Фрейду, включает в себя Оно (или  Ид), которое отвечает за важнейшие  человеческие инстинкты - либидо (или  инстинкт жизни, сексуальная энергия) и тонатос (или инстинкт смерти).

     Оба эти инстинкта, согласно мнению основателя психоанализа, являются подлинными двигателями  человеческой жизни. Из сублимации либидо, например, возникла потребность в  творчестве, а необходимость контроля над иррациональными инстинктами  повлияла на возникновение табу в человеческом обществе.

     К бессознательному также относится Сверх-Я (Супер-Эго), которое включает в себя моральные нормы и предписания, выполняя роль цензора в структуре психики. Сознательная часть личности - Я или Эго - призвана поддерживать гармонию между Оно и Сверх-Я, уравновешивать человеческое стремление к удовольствиям и необходимость подчиняться определенным моральным стандартам. 

       
 

     Структура личности по Рубинштейну:

     С. Л. Рубинштейн понимал личность, как  целостную структуру, в которой  можно выделить различные группы черт, характеризующие определенные ее стороны. Эти черты, взаимодействуя друг с другом, создают единство личности.

     В структуре личности Рубинштейн выделял  следующие основные компоненты: направленность личности, т.е. собственно те установки, интересы и потребности, которые движут человеком; способности, темперамент и характер.

     Структура личности  по Гиппократу:

Информация о работе Человек: индивид, личность, индивидуальность