Человек: индивид, личность, индивидуальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:37, реферат

Краткое описание

Личиной в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Маска была характерной - «герой», «злодей», «несчастный», «любовник» и др. и указывала на ту роль, которую актер играл в представлении. Сейчас, говоря о человеке как о личности, так же имеют в виду его роль, но в более широком значении - роль в «театре жизни», в обществе, среди людей.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3
1.Человек: индивид, личность, индивидуальность…….........................................4
1.1 Формирование и развитие личности…………………………………………...5
2. Структура личности по Платонову, Фрейду, Рубинштейну, Гиппократу,
Кречмеру, Юнгу…………………………………………………..........................8
3. Основные свойства и качества личности……………………………………...11
3.1. Задатки и способности……………………………….………………………....15
Заключение…………………………………………………………………….……..16
Литература…………………………………………………………………………....17

Файлы: 1 файл

Психология реферат.docx

— 211.16 Кб (Скачать)

Создатель учения о темпераментах.  Четыре  основных  жидкости  организма: кровь, флегма,  черная  желчь,  желтая  желчь.  От  их  соотношения  зависит темперамент.  Основные  характеристики  темпераментов  {доработка  Павлова}: сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Сангвиник - преобладает кровь. Сильный, подвижный, уравновешенный. Флегматик - преобладает флегма. Сильный, слабо подвижный, уравновешенный. Холерик - желтая желчь. Сильный, подвижный, слабо уравновешенный. Меланхолик - черная желчь. Слабые все характеристики.

Структура личности по Кречмеру и Юнгу.

  Кречмер.  Люди  с определённым  типом телосложения  имеют   определенные психические особенности:

  - Лептосоматик - хрупкий, высокий, плоская грудь, узкие плечи, конечности длинные и худые.

  - Пикник - толстый, тучный, средний рост, большой  живот, короткая шея.

  - Атлетик  - мускулистый, крепкий, высокий, широкоплечий.

  - Диспластик - строение бесформенное, неправильное, непропорциональное.

  Юнг.

  1. Экстраверты  - реакция и деятельность зависят  от  внешних  впечатлений. Открытые, жизнерадостные.

  2. Интроверты - реакция и деятельность зависят  от образов,  представлений и  мыслей, связанных с прошлым и  будущим. Замкнутые, подозрительные. 
 
 
 
 
 
 
 

3. Основные свойства  и качества личности 

     Психологические сферы определяют основные (базовые) свойства личности. К числу их чаще всего относят: направленность, способности, подготовленность (опыт) и темперамент  личности. Разберем эти свойства подробнее.

  1. Направленность личности - ее ведущее психическое свойство, в котором представлена система ее побуждений к жизни и деятельности. Ее микроструктура включает ряд качеств.

     Мировоззрение - совокупность идей, мнений, убеждений, взглядов личности на мир, жизнь, общество.

     Потребность - испытываемая человеком устойчивая и сильная нужда в чем-либо. Потребности побуждают человека к постоянному поиску того, что их удовлетворяет. Они направляют его интерес, мысли, движения. Стремление к удовлетворению потребностей- основа целенаправленной деятельности, а успешные результаты удовлетворения той или иной потребности усиливает ее роль в направленности личности. Потребности делятся на 2 группы: материальные и духовные.

     Материальные (социализированные)- это потребности в пище, тепле, отдыхе, продолжении рода, сохранении жизни, одежде, жилище, предметах быта и т.д. они развиваются на основе биологических, наследственных признаках, но социализируются в онтогенезе, приобретая новые признаки и содержание.

     Духовные - это потребности в самореализации, самоутверждении, знании, информации, общении, труде, защите Родины, творчестве, красоте, чтении, музыке и т.д. Духовные потребности взрослого человека социальны, сформировались при жизни под влиянием ее условий.

     Идеалы - образы желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками совершенства и привлекательности.

     Жизненные цели - долгосрочные и среднесрочные результаты, намеченные личностью для реализации в планах жизни и деятельности.

     Интересы - избирательное, эмоционально окрашенное внимание к определенным предметам, деятельности, результатам, условиям, связанным с возможностями удовлетворения потребностей и достижения жизненных целей.

     Социальные  установки - сложившиеся на основе опыта устоявшееся предрасположение, готовность человека к определенной форме реагирования (восприятию, оценке, действии, поведению) при контакте с определенными социальными объектами, факторами, условиями, событиями, информацией.

     Склонности - положительное отношение, влечение, тяга к какому-либо занятию.

     Мотивы - осознаваемые личностью побудительные силы конкретных выборов, решений и действий.

  1. Характер личности (свойство, относящееся к операциональной сфере)- это сложившееся у личности система устойчивых отношений к труду, к другим людям, к самому себе. Эти отношения во многом зависят от направленности, но связаны и со специальными знаниями, регулирующими отношения, ценностными ориентациями и навыками в реализации отношений, а также с соответствующими привычками и качествами.

     Отношение к труду выражены в знаниях личности, соответствующих ценностных ориентациях, навыках, умениях, привычках и качествах целеустремленности, деловитости, предприимчивости, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, инициативности, организованности и т.д.

     Отношение к людям выражены в уважительности личности, гуманности, доброжелательности, справедливости, доброте, альтруизме, коммуникабельности, сотрудничестве, конфликтности и др.

     Отношение к себе характеризуется самовоспитанием и самооценкой личностью себя и своих особенностей, отношением к необходимости стать культурным, образованным и цивилизованным человеком, требовательностью к себе, самокритичностью, владением собой, отношением к самосовершенствованию, личному росту, самореализации и др.

     Большинство отношений личности, закрепленных в  характере, - моральные. Мораль - это система ценностей и норма поведения, воплощающая сложившиеся в обществе представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, честности и порядочности. Характер и воплощает в себе моральные особенности личности. Это не абстрактная мораль, а живущий в личности и действующий арсенал моральных отношений, порождающих е поступки с выбором и реализацией свойственным им способов поведения и решения задач.

  1. Особенности личности (также относится к операциональной сфере)- свойство, связанное с особыми качествами личности, которые благоприятствуют быстрому и относительно легкому овладению каким-то делом, эффективному его осуществлению.

     Различают способности частные и способности  к определенной профессии, специальности.

     К частным способностям относят: интеллектуальные, творческие, деловые, организаторские, к наблюдению, к запоминанию, музыкальному слуху и т.д. они обусловлены, как правило, особым развитием отдельных качеств.

     Способности к определенной профессии, специальности, виду деятельности. Работа не по способностям малопродуктивна, неудачлива, трудна. Человек без способностей к делу, которым он занимается, принимает, как правило, не лучшие решения, не очень успешно реализует имеющиеся средства и условия труда, часто совершает ошибки и промахи. Оценка способностей- дело нужное, тонкое и должно осуществляться при участии специалиста-психолога.

  1. Опыт (подготовленность) личности - еще одно свойство, относящееся к операциональной сфере, - это совокупность знаний, приемов, деловых качеств, которые личность приобрела в процессе прижизненного развития и использует на пути к достижению жизненных и профессиональных целей. Без этого свойства личность не может обладать социальной значимостью, достигнуть желаемого в жизни.
  2. Темперамент личности - свойство, характеризующее модуляционную сферу, - это совокупность динамических особенностей психической деятельности, зависящих от особенностей высшей нервной деятельности данного человека.

     Выделяют  ряд особенностей темперамента:

      сила - интенсивность, выраженность психических процессов;

      подвижность - быстрота возникновения и прекращения психических процессов;

     уравновешенность - сбалансированность активности, побуждений, импульсивных ответов со сдержанностью, торможением;

      ригидность/ пластичность - трудность или легкость приспособляемости к новой обстановке, задачам, коррекции привычек, навыков и т.д.;

      активность - устойчивый уровень активности, энергичности психической деятельности;

      сентизивность - повышенная или пониженная чувствительность человека ко всем или некоторым воздействиям на органы чувств. Так, небольшой шум в читальном зале может раздражать одного студента, в то время как другой студент может даже не замечать его;

      эмоциональность - степень эмоционального реагирования на воздействия;

      психофизиологическая устойчивость - устойчивость к риску и опасности, перегрузкам, перенапряжению, потрясениям;

      работоспособность - запас психофизиологической выносливости.

     Комплексы различных психофизиологических особенностей служат основанием для выделения  типов темперамента. Есть четыре общих типа, обусловленных особенностями нервной системы. Их названия даны еще в V веке до н.э. Гиппократом:

      Сангвинический. Наиболее распространенный среди людей тип. Сангвиник отличается активностью, выраженностью и силой всех процессов, эмоциональностью, легкой переключаемостью, гибкостью, работоспособностью. Он уравновешен, оптимистичен, весел, но при этом обладает пониженной усидчивостью, нелюбовью к монотонной работе, непостоянством.

      Холерический. Холерик тоже отличается высокой активностью, повышенной эмоциональностью, легкой переключаемостью, работоспособностью, быстрой адаптацией к новым условиям. Обладает быстрой речью, выразительной мимикой, жестикуляцией,. Недостатки- неуравновешенность, быстрая смена настроения, раздражительность, импульсивность.

      Флегматический. Флегматик работоспособен, обычно спокоен, сдержан, упорен, усидчив, малоподвижен, медлителен, избегает перемен и ситуаций, где необходимо быстро реагировать, осторожен, нерешителен, консервативен.

      Меланхолический. Меланхолик (примерно 2% людей) отличается слабостью нервных процессов. Поэтому он повышенно сензитивен, эмоционален, и из-за этого недостаточно уравновешен, малоустойчив, психологически раним, склонен к отрицательным настроениям, растерян, пессимистичен, плаксив, работоспособность пониженная. Плюсы - хорошая наблюдательность, внимание к бедам других, отзывчивость, повышенная самокритичность.

     3.1 Задатки и способности

     В науке четко разделяют понятия  «задатки» и «способности».

     Задатки – это врожденные анатомо-физиологические  особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы  наделены различными задатками, они  лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают.

     Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

     Имеется такая структуризация способностей, как выделение общих и специальных.

     Общие способности – это те, которые  одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального  развития человека, его обучаемость, внимательность. Память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.

     Специальные – это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические.

 

     

Заключение 

     В заключении я хотел бы подвести итог своей работы. Описанная психологическая структура личности составляет основу программы изучения личности каждого человека, позволяет развернуто, оценивать его особенности, а также решать, на что надо обращать внимание, что совершенствовать и развивать.

       Итак, формирование личности –  это очень сложный процесс,  длящийся всю нашу жизнь. Некоторые  особенности личности в нас  уже заложены при рождении, я  говорю о биологическом факторе  развития личности, другие мы  вырабатываем в процессе нашей  жизни. И в этом нам помогает  окружающая среда. Ведь среда  играет очень важную роль в  формировании личности.

Информация о работе Человек: индивид, личность, индивидуальность