Автор: Сергей Иванов, 05 Октября 2010 в 14:53, реферат
Человеческое общество образуют в любой исторический момент, конечно же, люди. В обыденной речи почти не различаются понятия "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность". В научной - человек - понятие самое общее, родовое. Индивид - отдельный, конкретный представитель человеческого рода. Под индивидуальностью понимают совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Понятие "личность" вводится для выделения надбиологической, социальной сущности человека.
В социологии личность определяется как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В момент рождения ребенок еще не является личностью. Ему еще предстоит ею стать.
Введение………………………….…….………………………………………....3
Основные аспекты понятий личность, индивид, индивидуальность .....4
Заключение………………….………………………………………….……….10
Источники литературы…………...….…………………………………....…..11
Содержание:
Введение………………………….…….……………………
Заключение………………….………………………………
Источники
литературы…………...….……………………………
Введение
Человеческое общество образуют в любой исторический момент, конечно же, люди. В обыденной речи почти не различаются понятия "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность". В научной - человек - понятие самое общее, родовое. Индивид - отдельный, конкретный представитель человеческого рода. Под индивидуальностью понимают совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Понятие "личность" вводится для выделения надбиологической, социальной сущности человека.
В
социологии личность определяется как
субъект социальных отношений и сознательной
деятельности. В момент рождения ребенок
еще не является личностью. Ему еще предстоит
ею стать.
1. Основные аспекты понятий личность, индивид, индивидуальность
Каждый человек, будучи представителем биологического вида под названием Homo sapiens (человек разумный), характеризуется некоторой совокупностью признаков (стойкие, неизменные анатомо-физиологические черты, задатки и свойства, выражающие особенности человека как живого существа например разумность, прямохождение, членораздельная речь и др.).
Сам вид Homo sapiens является последней из известных сегодня ступеней развития рода Homo. В прошлом его предшественниками были другие виды этого рода (такие, как Homo habilis — человек умелый; Homo erectus — человек прямоходящий и пр.).
Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеческих индивидов является уникальным, поскольку набор генов, получаемых им от родителей неповторим (исключение составляют только однояйцовые близнецы, наследующие идентичный генотип). Эта неповторимость усиливается в течение жизни в процессе взаимодействия биологических факторов развития человека с факторами социальными. Биологическая природа человека представляет собой необходимую предпосылку формирования собственно человеческих качеств, которые проявляются только в результате воздействия социальных факторов.
Каждый человек с момента его рождения является индивидом, т.е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют конкретного единичного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие "человек", как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие "личность".
Слово личность (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем это понятие стали применять к самому актеру и его роли (отсюда произошло слово "персонаж"). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т.п.). Превратившись в научный термин, слово "личность" существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья.
Семья представляет собой сложное социальное образование. Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, которые связаны узами супружества, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
Ученые-социологи
выделяют специфические и
В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур:
1) моногамное супружество и полигамию. Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия — брак одного супруга с несколькими. Полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами, и полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;
2) патрелинеалъные и матрелинеалъные семьи. В пат-релинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, а в матрелинеальных — по матери;
3) патриархальные и матриархальные семьи. В патриархальных семьях главой является отец, в матриархальных — наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;
4) гомогенные и гетерогенные семьи. В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных же они происходят из разных социальных групп, каст, классов;
5) малодетные (1-2 ребенка), среднедетные (3-4 ребенка) и многодетные семьи (5 и более детей).
Самыми
распространенными в
Благодаря происходящему в семье процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус.
Статус — это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный.
Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.
С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.
Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.
Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождения и т.п., ко второй — профессия, образование и др.
В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот.
Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
б) системы ценностей, характерной для данного общества.
Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженным, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нор мальное функционирование.
От престижа необходимо отличать авторитет. Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.
Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.
Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же носить неформальный характер.
Любой индивид в обществе представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своего общества. Поэтому каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой.
Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).
Ученые предлагают различные классификации социальных ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:
а)роль труженика; б) роль собственника;
в)
роль потребителя; г)роль
гражданина; д) роль
члена семьи.
Заключение
Таким
образом, поведение личности во многом
определяется тем статусом, который она
занимает, и теми ролями, которые она играет
в обществе, личность, тем не менее, сохраняет
свою автономию и имеет определенную свободу
выбора. И хотя в современном обществе
наблюдается тенденция к стандартизации
личности, ее полного копирования, к счастью,
не происходит. Индивид имеет возможность
выбирать из множества социальных статусов
и ролей, которые ему предлагаются обществом,
те, которые позволяют ему лучше реализовать
свои планы, максимально эффективно применять
свои способности. Любое ролевое действие
намечает только общую схему поведения
человека, предлагая осуществить выбор
путей его исполнения самой личности.
Источники
литературы: