Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 10:31, реферат
Данная проблема давно волновала умы человечества и не только представителей общественных наук, таких, как история, психология, философия, социология, но и писателей, поэтов. Так, феномен превращения почти чисто биологического существа, каким в детстве является каждый из нас, в высокоорганизованную социобиологическую систему, не смотря на его, казалось бы очевидность, вызывает немало споров и в наши дни.
Московский Государственный
Социальный Университет
Институт
Социологии
Реферат
Ступени
восхождения человека:
индивид, индивидуальность,
личность
Студента 3курса факультета социологии
Иванова
Михаила Сергеевича
Жена просматривает свежие газеты и говорит мужу:
(Журнал «Сатирикон» №3 1997 г.)
Взяв эпиграфом следующий анекдот, я прежде всего хотел подчеркнуть то, что действительно великими, да и просто нормальными людьми не рождаются, а становятся благодаря длительному и весьма сложному процессу социализации.
Данная проблема давно волновала умы человечества и не только представителей общественных наук, таких, как история, психология, философия, социология, но и писателей, поэтов. Так, феномен превращения почти чисто биологического существа, каким в детстве является каждый из нас, в высокоорганизованную социобиологическую систему, не смотря на его, казалось бы очевидность, вызывает немало споров и в наши дни.
Прежде, чем преступать к рассмотрению этой темы, я считаю, необходимо разобраться в рассматриваемых понятиях.
Индивид – представитель какой либо социальной группы , с которой он себя отождествляет
Индивидуальность –
Личность
– результат общественного
Социализация – последовательная смена состояний стадий социального развития. С. – процесс формирования, становления личности.
Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно в какай то мере рассматривать и как процесс социализации ( влияния общества ) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой.
Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. Избежать этого процесса во взрослом возрасте человек может, лишь изолировав себя от общества. Процесс социализации человека представляет собой взаимосвязь трех других процессов: идентификация, индивидуализация, персонализация. Эти процессы не происходят автономно, а взаимно дополняют друг друга. Другое дело, что в начале становления личности все-таки превалирует процесс идентификации. Уникальность процесса социализации для человека состоит еще и в том, что он одновременно является и ее объектом и ее предметом.
На процесс социализации личности влияет всякого рода факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. От того, какого рода гены заложены в человека, во многом зависит его развитие, особенно на ранней стадии. Но не обязательно у гениальных родителей рождаются гениальные дети. Очень многое зависит и от окружения, в котором воспитывается человек. Так, наглядным примером этому может служить русские народные сказки, в одной из которых волею судеб в младенческом возрасте поменялись семьи у представителей разных социальных слоев.
Процесс социализации в основном идет в семье, но чем старше ребенок, тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает « улица », школа и т. д. Причем очень важно наличие и женского и мужского начала в процессе первичной социализации, когда большая часть информации закладывается на подсознательном уровне. В более же старшем возрасте, на социализацию человека особенно важное влияние оказывает трудовой коллектив и общество в целом.
Процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего общества, а в настоящее время, в связи с открытость границ и возможностью получения информации со всего мира, и всего человечества.
По мнению Нейла Смелзора процесс социализации обусловлен тремя факторами: ожиданиями, изменитнием поведия, стремлением к конформизму. Он приводит пример из жизни школьников, когда часть ребят, выделившись из общей массы, навязывают модели поведения другим.
Смелзер
выделяет три основных аспекта социализации:
биологический, культурный и социокультурный.
Автор считает, что уже при
рождении в человеческом организме
заложены определенные элементарные модели
поведения и навыки, которые помогают
ему органично вливаться в общество. Но,
навыки эти очень и очень ограниченны
и поэтому, особенно в первые годы для
ребенка столь важно присутствие родителей.
С точки зрения Смелзара для процесса
социализации особенно важно влияние
культуры, сложившейся в том или ином обществе.
Так, в соответствии с культурными традициями
ребенок с самого начала жизни через коммуникативные
каналы вынужден усваивать нормы и ценности
принятые в данном обществе. Все проявления
индивидуальности в той или иной мере
наказуемы.
Информация о работе Ступени восхождения человека: индивид, индивидуальность, личность