Личность и индивидуальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:02, реферат

Краткое описание

Проблема личности – одна из центральных в социологии. Но изучение личности и ее понимание тесно связано с осмыслением таких категорий, как субъект и индивидуальность. В трудах многих ученых часто говорится о личности, но понимают они ее очень широко или под личностью имеют в виду индивидуальность человека. Но еще С.Л. Рубинштейн утверждал, что "индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность". Чем же личность отличается от индивидуальности?

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Соотношение понятий "индивидуальность" и "личность"……………5
Связь воспитания и развития……………………………………………..7
Цели развития индивидуальности……………………………………….8
Сфера саморегуляции……………………………………………………..9
Предметно-практическая сфера………………………………………….9
Гуманизм…………………………………………………………………..10
Заключение………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат социология.docx

— 33.87 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Владимирский государственный  университет

Имени Александра Григорьевича и 

Николая Григорьевича Столетовых»

 

Кафедра социологии

 

 

 

Реферат

по социологии

 

 

Тема: Личность и индивидуальность

 

 

 

 

 

Выполнил:

ст.гр. ЭКк-311

Розенков Г.И.

Принял:

доцент Баннова Т.А.

 

 

Владимир 2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

Соотношение понятий "индивидуальность" и "личность"……………5

Связь воспитания и развития……………………………………………..7

Цели развития индивидуальности……………………………………….8

Сфера саморегуляции……………………………………………………..9

Предметно-практическая сфера………………………………………….9

Гуманизм…………………………………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………......11

Список используемой литературы……………………………………...13

 

Введение

Проблема личности – одна из центральных в социологии. Но изучение личности и ее понимание  тесно связано с осмыслением  таких категорий, как субъект  и индивидуальность.  В трудах многих ученых часто говорится о личности, но понимают они ее очень широко или под личностью имеют в виду индивидуальность человека. Но еще С.Л. Рубинштейн утверждал, что "индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность". Чем же личность отличается от индивидуальности?

Человек, живя в обществе, настолько подчиняется культуре, обычаям, традициям, настолько социализируется, настолько бездумным становится иной раз его поведение, что, будучи личностью, он зачастую теряет свой человеческий облик - теряет индивидуальность. Индивидуальность и личность не одно и то же - это  две стороны человека.

Современное общество вовлекает  человека в круговорот разнообразных  процессов, связей, отношений, навязывая  ему определенные образцы, стандарты  жизни и деятельности. В этих условиях очень важно защитить и развить  дальше уникальность, самобытность человеческой личности, сохранить индивидуальность человека. Личность - это социализированный  индивид, рассматриваемый со стороны  его наиболее существенных социально  значимых свойств. Личность есть такая  целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление  индивидуального способа общественного  бытия.

Проблема изучения человека как субъекта, индивидуальности и  личности позволяет не только обозначить суть данных понятий, но и определить их взаимосвязь, отличия и значение этих категорий в практической социологии. Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени, благодаря чему можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека. Существует большое количество тестов и других инструментов, позволяющих определить характеристики индивидуальности и личности человека

Необходимость изучения индивидуальности и личности человека вызывается также  и тем, что обычно делается множество  неверных заключений о людях, об их характеристиках, их индивидуальности. Связано это с тем, что люди при познании других опираются на стереотипы, предубеждения, необоснованные обобщения. Делая неверные выводы об индивидуальности людей, мы создаем  основу для вредных конфликтов, скандалов, трудностей в общении и взаимодействии людей. Это все наносит ущерб  отдельным людям и организации  в целом. Факт необходимости тщательного  и регулярного изучения индивидуальных и личностных характеристик членов организации не вызывает сомнения.

 Оценивая себя и  других людей, мы часто задаемся  вопросом: «Что значить быть личностью  и являюсь ли я личностью?».  Личность предстает не только как активная, целеустремленная, но и как саморазвивающаяся система. Человек не рождается личностью, он становится ею в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается и проявляет себя как личность.

 

 

 

 

 

 

 

Соотношение понятий "индивидуальность" и "личность"

 

В трудах многих ученых часто говорится  о личности, но понимают они ее очень  широко или под личностью имеют  в виду индивидуальность человека. Но еще С.Л. Рубинштейн утверждал, что "индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность". Чем же личность отличается от индивидуальности?

Человек, живя в обществе, настолько  подчиняется культуре, обычаям, традициям, настолько социализируется, настолько  бездумным становится иной раз его  поведение, что, будучи личностью, он зачастую теряет свой человеческий облик - теряет индивидуальность. Индивидуальность и  личность не одно и то же - это две  стороны человека.

Французский философ Люсьен Сэв утверждает: личность есть живая система общественных отношений, но которые всегда связаны с человеческим поведением и выступают как поведение. Личность определяется тем, насколько включена индивидуальная деятельность в социальный мир отношений. Личность - это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д., а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Личность есть сложная система социально значимых актов, проявление способностей в социальном мире. Поэтому основная функция личности - это развитие своих способностей.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность - это то, что отличает человека от животного и социального мира.

Индивидуальность дает возможность  проявиться человеку как свободному, независимому существу (И. Кант). В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Человеческая индивидуальность рассматривается  как высокий уровень развития человека в онтогенезе. Такого индивида К. Роджерс назвал "полноценно функционирующим человеком" для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга.

В какой мере и как педагоги имеют  право на деформацию индивидуальности? Этот вопрос, как отмечают ученые (Б.И. Додонов, В.Д. Шадриков), в нашей этике, психологии и педагогике практически  не обсуждался.

Деформация индивидуальности может проходить по нескольким направлениям: во-первых, это может быть развитие всех сфер в интересах ребенка; во-вторых, - развитие этих сфер в интересах общества и ребенка; в-третьих, - изменение их в интересах только общества (или государства), но не ребенка; наконец, в-четвертых, - их изменение в интересах определенных групп. Идеалам гуманистической педагогики соответствуют первые два направления. Первое направление предполагает достижение целей развития природных задатков в различных сферах человека, а второе - предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что первое решает задачи развития индивидуальности, второе - воспитания личности.

Рассмотрение соотношения индивидуальности и личности позволяет конкретизировать связь человека и общества (коллектива и личности). Если человек и коллектив гармонируют между собой, то можно сказать, что личностные качества человека отвечают целям данного коллектива. Человек в этом случае является личностью. Но в другом обществе (коллективе) этот же человек может и не являться личностью, так как его взгляды могут не отвечать целям другого общества. Следовательно, в зависимости от социальных ценностей, составляющих мораль и культуру общества, и соответствия этим ценностям мировоззрения и поступков человека он может быть личностью, но может ею и не быть, то есть личность является относительной характеристикой человека.

В то же время индивидуальность человека во многом не зависит от того, в каком  обществе (коллективе) находится человек. Его опыт, интеллект, сформировавшиеся сферы в данный конкретный момент не зависят уже от обстоятельств, поэтому индивидуальность во многом носит черты постоянства, в какой-то мере абсолютности. Поэтому когда говорят о подчинении личных (а точнее, индивидуальных) интересов общественным, то это не выдерживает испытания жизнью. Происходит разрушение и индивидуальности (оглупление и разрушение определенных сфер), и личности (конформизм). В целом, происходит дробление и того и другого: лицемерие, двуличие, двойная мораль, расхождение слова и дела. А такие следствия не нужны ни обществу, ни индивиду.

 

Связь воспитания и развития

Воспитание в специальном педагогическом смысле есть процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. Процесс воспитания осуществляется на всех возрастных этапах развития человека, а не только в детском возрасте.

Развитие же предполагает совершенствование  психических качеств, основных сфер (эмоциональной, волевой, мотивационной) человека - его индивидуальности.

Индивидуальностью человек  не рождается, а становится ею в ходе своей жизни, в результате воспитания и самовоспитания. Об индивидуальности можно говорить тогда, когда человек осознает уникальность себя и своей жизни и, чувствуя свою неповторимость, сам реализует свое будущее, чтобы как можно более полно раскрыть свои возможности. А это требует как понимания самого себя и активного отношения к своей жизни, так и предоставление обществом возможностей для самостоятельного выбора целей и средств жизнедеятельности.

 

Цели развития индивидуальности

И. Кант сформулировал положение, выражающее сущность гуманизма: человек может  быть для другого только целью, но не средством. Поэтому посмотрим  на ребенка не как на средство укрепления нашего государства (вспомним наши штампы: подготовка к жизни на благо общества, подготовка к защите Родины и т.п.), а как на цель развития в нем "человеческого" (В.Г. Белинский). "Усовершенствуй себя, - советовал Л.Н. Толстой, - и только так усовершенствуешь мир".

Основная задача учителя - помочь ребенку  в его развитии, и вся гуманистическая  педагогическая практика должна быть направлена на развитие и совершенствование  всех сущностных человеческих сил школьника. К ним относятся следующие  сферы: интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная и сфера саморегуляции. Эти сферы в развитом виде характеризуют  целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека. От их развития зависит его социальная активность. Они же определяют его образ жизнедеятельности, его счастье и самочувствие среди людей.

 

Сфера саморегуляции

Она характеризуется свободой выбора целей и средств их достижения; осознанностью их выбора; совестливостью, самокритичностью, разносторонностью и осмысленностью действий; умением соотносить свое поведение с действиями других людей; добропорядочностью, рефлексией, оптимистичностью; умением человека управлять своими физическими и психическими состояниями, умением удерживать их на должном уровне. Для развития и совершенствования сферы саморегуляции необходимо формирование навыков психических и физических саморегуляций; развитие у ребенка необходимых навыков анализа жизненных ситуаций; обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей; формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям.

 

Предметно-практическая сфера

Она включает в себя способности, поступки, умения учащихся в различных видах деятельности и общении. Здесь нужно исходить из необходимости развития у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Нельзя ограничиваться вопросами: "кем быть?", "каким стать?", необходимо решать "как жить?". Ибо цель жизни - жизнь, то есть сам процесс жизни. Отсюда следует, что ребенку необходимо помочь научиться жить: своими поступками он должен выразить свое отношение к миру, природе, самому себе, другим людям.

Экзистенциальная сфера характеризуется  гармонией чувств и поступков, слова  и дела, чувств и общения, которые  выражаются в жизненной позиции  человека по отношению к себе и  другим. Сегодня особенно актуально  звучат мысли П.Ф. Лесгафта о целях  развития этой сферы: выработать в человеке сознательное отношение к своим  действиям, ограничить произвол их и  развить в нем стремление к  совершенствованию; заботиться как  о красоте тела, так и о красоте  речи и самостоятельности в проявлении мысли; сформировать умение владеть  своими потребностями, управлять собой.

 

Гуманизм

Он заключается в том, чтобы уважать неприкосновенность другого человека, уметь признавать его индивидуальность и личность и быть справедливым в отношении к нему. Подводя итог рассмотрению основных сфер индивидуальности как педагогических целей (подробнее они представлены ниже), отметим, что реальная цель школы - дать каждому школьнику общее образование и предоставить условия для гармонического развития и совершенствования всех сторон индивидуальности. Эта цель, в отличие от глобальной общей идеи всестороннего развития личности, конкретна, достижима и реальна, психологически обоснована, так как соответствует природе развития ребенка. И в этом видится ее гуманизм.

Информация о работе Личность и индивидуальность