Программа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:42, реферат

Краткое описание

Цель: Помочьдетям осознать свою индивидуальность, выработать свой коммуникативный стиль, освоить способы общения с окружающими.
Задачи:
снижение эмоционального напряжения в группе;
создание положительного эмоционального комфорта в группе;
формирование у детей адекватной самооценки;
формирование навыков саморегуляции и релаксации;

Файлы: 1 файл

КОММУНИКАЦИЯ!!.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

Этап 4. Рефлексия группового опыта. Обмен впечатлениями о занятии.

Ритуал окончания  занятия. Упражнение «Солнечные лучики».

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным  лучиком.

 

 

 

IV Занятие. « Я считаю тебя хорошим».

Этап 1. Приветствие. Создание  хорошего настроения. Дети сидят на стульчиках, берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу. Использование приемов обратной связи для лучшего  принятия детьми друг другу.

Игровое упражнение «Комплименты».Дети говорят друг другу приятные слова – комплименты («Мне нравится твой костюм, мне нравится твоя прическа, мне приятно, что ты такой радостный  и т. д.)

Игра «Ракета». Игра вызывает положительные эмоции и  дает ребенку почувствовать свою значимость. Психолог предлагает детям запустить в космос ракету с космонавтом. Какой человек может быть космонавтом? Конечно смелый, умный, сильный человек. Но мы здесь все такие, поэтому выберем космонавта с помощью считалочки.  Итак,  космонавт занимает место в корабле – на стуле, а мы будем  мотором этого корабля, сядем на корточки  вокруг стула и начнем ракету запускать. Дети сначала шепчут «У –У –у», потом постепенно приподнимаются, усиливая голос, затем  с громким криком  «Ух» подпрыгивают и поднимают руки вверх.  Ведущий может попросить детей повторить запуск, если им не удалось достаточно резко подпрыгнуть и достаточно громко крикнуть.

Этап 2. Игровое упражнение «Тень». Развитие готовности принимать себя и другого человека.

Ведущий создает воображаемую ситуацию, где дети становятся «тенями взрослого» и повторяют все его действия.Ведущий подчеркивает сложность этого упражнения и высказывает надежду  на то, что дети смогут дома быть такими же внимательными с родными.

Упражнение на снятие напряжения «Порхание бабочки».

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты. Психолог включает музыку и говорит: « Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как  ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните  на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок  и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих впечатлениях».

Тематическое рисование. 

Психолог предлагает детям нарисовать, что они делают лучше всех и что у них не очень хорошо получается. По окончании работы каждый ребенок комментирует свои рисунки.  Психолог показывает ценность каждого человека в жизни, возможность его развития. «Видите, у каждого человека, и у вас тоже, есть обязательно дело, которое ты делаешь лучше всех, оно будет тебе удаваться, если ты не будешь бояться ошибок, будешь пробовать и учиться у других. И нужно научиться радоваться не только своей удаче, но и удаче других.

Этап 3. Этюд «Фея сна»

К детям  подходит фея сна (девочка или мальчик) с тонкой палочкой. Фея касается палочкой, и ребенок засыпает. Фея обходит всех детей и тихо уходит. Играет спокойная музыка.

Этап 4 . Рефлексия группового опыта. Беседа.

Психолог подводит детей к следующему групповому правилу: «Уметь радоваться успехам других» и предлагает придумать и нарисовать к нему значок. Обмен впечатлениями о занятии.

Ритуал окончания  занятия. Упражнение «Нам все вместе хорошо».

Дети берутся за руки и передают, как эстафету, рукопожатие. Начинает психолог: «Я передаю свое прекрасное настроение всем вам, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д., наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что настроение мое стало еще лучше, т. к. Я чувствую, что настроение  мое стало лучше, т.к. каждый из вас добавил частичку своей теплоты и дружбы. Пусть же она не покидает вас и греет. До свидания!

 

 

 

V Занятие. «Что такое дружба?»

Этап 1. Приветствие. Игровое  упражнение «Доброе животное».

Дети встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! Дети прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей. « А теперь послушаем вместе! Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно бьется его доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад».

Творческое задание. Работа со сказкой. Психолог рассказывает детям сказку о цветке, которому никак не удавалось подружиться, просит  их подумать, почему это произошло, а затем объяснить, как незабудка все-таки сумела сделать это /см. приложение №5/

Игровое упражнение «Веселый мяч»

 Дети встают в  круг и передают мяч друг другу со словами: «Ты катись, веселый мячик, быстро  по рукам, чтоб не скучно было нам». Ребенок, получивший мяч при последнем слове, выходит в центр круга и танцует под музыку.

Этап 2. Игровое  упражнение  «Волшебник». Тренировка навыка дарить «тепло».

Дети становятся в  круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем одному из них завязывают глаза  и переводят на другое место в  кругу. Ему необходимо представить  себя волшебником и почувствовав  плечи друзей, угадать, кто стоит рядом.

Этап 3. Этюд «Золотые капельки»

Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнышко, и дождь стал золотым. Дети подставляют лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь!  Голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы  лица  расслаблены, плечи опущены.

Этап 4. Рефлексия группового опыта.

Психолог побуждает  детей поделиться впечатлениями  о содержании занятия. Дети делятся  по очереди своими переживаниями, эмоциями.

Ритуал окончания занятия.

«Всем до свидания!» /см. занятие №1/

 

 

 

 

 

 

VI Занятие. «Дружба – это помощь».

Этап 1. Разминка по кругу.  Игра «передай по кругу». Достичь взаимопонимания, сплоченности. 

Дети сидят по кругу, передают друг другу воображаемые предметы: игрушку, горячую картошку, ледышку, бабочку (пантомимикой).

«Мыслительная картинка»  на тему «Дружба»

Дети мысленно рисуют картинку, а затем рассказывают о  том, что у них получилось. В  ходе обсуждения рассказов ведущий  подводит детей  к выводу, что во многих картинках присутствовала тема помощи. Значит, дружить – это не только вместе играть, но и помогать друг другу.

Этап 2. Игра «Помоги  другу или самая дружная пара». Создание положительного эмоционального фона, обучение бережному отношению к другому.

Дети делятся на пары. Одному из пары завязывают глаза. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Второму  ребенку  из пары необходимо провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка  не была сбита.

Упражнение на снятие напряжения «Воздушный шарик»

Дети сидят на стульчиках. Психолог говорит: «Откиньтесь на спинку стула, спина расслабленная, руки сложены на груди так, чтоб пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика. Не торопитесь, повторите.  Дышите и представляйте себе, как шарик   наполняется воздухом  и становится все больше и больше.  Сделайте паузу, сосчитайте до пяти. Снова вдохните, почувствуйте, как воздух выходит чрез рот. Дышите и чувствуйте, как  наполняетесь  энергией и хорошим  настроением.

Игра «Пересядьте  все, кто…» Сплочение группы, развитие способности к согласованному взаимодействию.

Психолог говорит, что  мы все очень разные и в то же время чем – то друг на друга похожи.  Предлагает  убедиться в этом. Затем он говорит: «Присядьте те, кто любит мороженое,  ложиться спать вовремя, убирать игрушки и т.д.» Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.

Этап 3. Игра « Доброе тепло».

Психолог: «Встаньте в  круг и нежно возьмитесь за руки.  От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он

следующему  и так далее.  Давайте попробуем. А теперь то же самое, но с закрытыми глазами.  Посмотрим,  как группа дружно сработает.

Рисование «Моя доброта».

Психолог предлагает детям нарисовать чашу доброты.

 

Этап 3. Психомышечныйрелакс  «Комарики»

Дети гуляют по лесу. По команде «Комарики!» - они замирают на месте и сильно напрягаются, сжимаются. По команде «Улетели!» - дети расслабляются.

Этап 4. Рефлексия группового опыта. Ведущий побуждает детей поделиться впечатлениями о занятии.

Ритуал окончания  занятия «Всем до свидания!»/см. занятие №1/

 

 

 

 

VII Занятие. «Кто такой настоящий друг?»

Этап 1. Упражнение «Приветствие» Создание хорошего настроения.

Ведущий поочередно садится  на корточки перед каждым ребенком,  глядя ему в глаза,  соединяет  поднятые вверх  ладоши с ладошками ребенка, приговаривая: « Здравствуй  (имя). Ребенок отвечает». Так ведущий проходит по всему детскому кругу.

Этап 2. Мыслительная картинка «Настоящий друг». Развитие интереса и внимания к партнерам по общению, развитие самосознания.

Психолог предлагает детям нарисовать мыслительную картинку, в которой присутствовал хороший друг, а затем рассказать о нем  группе. Делаем вывод, что хорошим другом может быть брат, сестра или сверстник, а может быть собака, кошка и т.д. Психолог в завершение рассказывает стихотворение «Друг» Виталия Шленского.

Уважаю других за скромность

Уважаю других за гордость,

За веселость, неугомонность,

А тебя за что?

Если трудно, я мимо скромных,

Если трудно, я мимо гордых,

Всех веселых, неугомонных,

Я к тебе прихожу и  все!

Этюд «Встреча с другом»

Психолог делит детей  на пары и предлагает  каждой паре с помощью выразительных движений  разыграть этюд: друзья встретились после долгой разлуки. Как же они обрадовались друг другу.

Пары  поочередно выполняют  задание.

Игра « От спины  к спине» Помочь детям объединиться для решения совместной задачи.

Дети разбиваются на группы по 3-4 человека и становятся в тесный плотный круг, плечом к  плечу. Потом они встают на четвереньки, по-прежнему тесно прижавшись плечом к плечу. Ведущий кладет тарелку  на спину одного из них. Играющие должны передавать тарелку друг другу спинами, без помощи рук. Когда тарелка сделает полный круг. Всем можно громко крикнуть «Ура!»

Этап 3. Упражнение «Отдых на море с друзьями».

Психолог включает спокойную  музыку и говорит: «Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.  Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря со своими друзьями. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тепло становится легким,  сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение  бодрое и жизнерадостное. Хочется  встать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

Этюд 4. Рефлексия группового опыта.

Дети обмениваются впечатлениями о занятии и расстаются под речевку:

Все мы дружные ребята

Мы ребята – дошколята

Никого не обижаем

Как заботиться мы знаем

Никого в беде не бросим

Не отнимем, а попросим

Пусть всем будет хорошо, 
Будет радостно, светло!

 

 

 

 

VIII Занятие. «С кем я хочу дружить?»

Этап 1. Введение в групповой  процесс. Упражнение «Комплименты»

Дети сидят в кругу, все берутся за руки. Глядя в  глаза соседу, надо сказать ему  несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой  и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении психолог может сделать комплимент или предложить сказать что-то вкусное, сладкое, цветочное. Во время ритуала психолог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, настраивает детей.

Этап 2. Работа со сказкой.  Дети слушают и обсуждают сказку о Бобердулике/см. приложение № 6/

Игра «Передай апельсин» Побуждает детей действовать слажено.

Участники игры становятся вряд. Первый игрок удерживает апельсин подбородком. Необходимо без помощи рук передать апельсин следующему игроку.

Этап 3. Упражнение «Тихое  озеро». Снятие напряжения.

Психолог включает спокойную музыку и говорит: «Внимание! Мы прибыли на станцию, которая называется «Тихое озеро». Закройте глаза и слушайте меня: « Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя лучше и лучше. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух

 чист и прозрачен.  Вы ощущаете всем  телом тепло  солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня.

Этап 4. Рефлексия группового опыта.

Ритуал прощания «Всем  досвидания!»

 

 

IX Занятие. «Какие чувства мешают дружить?»

Этап 1. Разминка в кругу. Упражнение «Ветер дует на…» Развитие учения быть наблюдательными и устанавливать  доверительные отношения с окружающими.

Дети сидят в кругу, приветствуют друг друга. Психолог предлагает: «Ветер дует на того, кто… любит сказки, мороженое и т.д. Если ребенок узнал себя, то должен встать. Роль ведущего выполняют все дети по очереди.

Информация о работе Программа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников