Программа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:42, реферат

Краткое описание

Цель: Помочьдетям осознать свою индивидуальность, выработать свой коммуникативный стиль, освоить способы общения с окружающими.
Задачи:
снижение эмоционального напряжения в группе;
создание положительного эмоционального комфорта в группе;
формирование у детей адекватной самооценки;
формирование навыков саморегуляции и релаксации;

Файлы: 1 файл

КОММУНИКАЦИЯ!!.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

Этап 2. Беседа «Какие чувства мешают дружить?»  Обсуждение чувств их смыслов для дружбы.

Психолог говорит детям, что у каждого человека есть  свое любимое чувство: кто-то чаще радуется, кто-то обижается, кто-то злиться, кто-то завидует, кто-то всех любит… Ведущий предлагает детям подумать, какие чувства помогают дружить, а какие мешают.

Пантомима  «Сердитый  мальчик – веселая девочка». Развитие наблюдательности, воображения, умение распознавать эмоциональные состояния.

Ведущий дает детям задание (говорит тихо) изобразить сердитого  мальчика, веселую девочку, обиженного мальчика, пугливую девочку и т.д.  Остальные дети обсуждают, хочется ли им иметь такого друга и почему.

Этюд «Цветок дружбы»  способствует доверительным отношениям со взрослым, повышает самооценку.

Ведущий предлагает детям  превратиться в красивые цветы, с  которыми хочется дружить. Каждый ребенок  выбирает себе цветок, в который он хотел бы превратиться. Затем ведущий  взаимодействует  поочередно со всеми детьми. Сначала он «сажает семечку» - ребенок поджимает ноги, садится  на стульчик, опускает голову – он «семечко». Ведущий поглаживает его – «закапывает ямку». Затем из пипетки слегка капает  на голову водой – поливает.  «Семечко начинает расти» - ребенок  тихонько встает, поднимая руки вверх.  Ведущий помогает ему, поддерживая его за пальцы. Когда «цветок вырастает», дети хором кричат ему:  «Какой красивый цветок! Мы хотим дружить с тобой».

Игра «Коровы, кошки, собаки» Побуждает детей договариваться  друг с другом, сотрудничать. 

Дети делятся на три группы,  каждая из которых становится каким – либо животным. Затем дети одевают повязки на глаза, и они несколько минут «разговаривают на языке» этого животного, ходят по группе. После этого они начинают прислушиваться к звукам, и искать своих «родственников», «говорящих на том же языке»

Этап 3. Этюд «Облака»

Дети закрывают глаза  и представляют, что они – облака. Медленно и плавно двигаются, танцуют, «плывут» по небу и т.д.

Этап 4. Рефлексия группового опыта. Дети обмениваются своими впечатлениями.

Ритуал окончания  занятия  «Всем до свидания!» 

 

 

 

X Занятие. «Мы изменились»

Этап 1. Рефлексия. Приветствие детей улыбкой и рукопожатием.  Психолог предлагает детям вспомнить  все правила, по которым они жили в группе, а затем выбрать правила, которые каждый из них взял бы с собой.

Упражнение – разминка «Четыре стихии». Дети сидят в кругу. Психолог договаривается с ними: «Если я скажу «земля», то все должны  опустить руки  вниз,  «вода» - вытянуть руки вперед,  «воздух» - поднять руки вверх,  «огонь» - произвести вращение руками».

Этап 2. Групповая беседа. Осознание переживаний детей, связанных  с их изменениями.

 Ведущий побуждает  детей рассказать о том, что они узнали за время занятий о себе и о других.  Беседуя о переменах, которые произошли в каждом ребенке, психолог направляет групповой разговор на то, что дети повзрослели, стали интереснее и для себя и для других,  научились понимать себя и других.  Теперь  каждый ребенок может говорить и про себя, и про переживания других людей. Обсуждается готовность ребенка к принятию новой  социовозрастной ситуации.

Этап 3. Проективное рисование. Осознание ребенком себя изменяющегося.

По окончании беседы ведущий предлагает детям изобразить в рисунках, что произошло с ними в течение занятий. Все участники рисуют по два рисунка,  – «Какой «Я» был  до занятий?»  и  «Какой «Я» стал после занятий».

Этап 4. Рефлексия группового опыта. Дети обмениваются своими переживаниями, впечатлениями.

Дети стоя в кругу  произносят  слова:

Все мы дружные ребята,

Мы ребята дошколята!

Никого не обижаем,

Как заботиться мы знаем,

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!

Ритуал окончания  занятия «Всем до свидания!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 1

 

 

 

    Наверное,  все без исключения родители  хотят видеть своего ребенка  счастливым, улыбающимся, умеющим  общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

  Способность к  общению включает в себя:

  • Желание вступать в контакт с окружающими ( «Я хочу!»)
  • Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации
  • Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»)

Детям  5-6 лет уже умеют согласовывать  свои действия со сверстниками, участниками  совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми.

Чем раньше мы обратим внимание на этусторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

  Несколько слов об отличительных особенностях этого возраста. К ним относятся: чувство уверенности в себе при общении (или при некоторых условиях развития – ощущение своей неполноценности), а также осознание своих возможностей: «На что я способен?»

Наиболее часто взрослых беспокоят такие индивидуальные особенности ребенка, как  медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, страхи, вранье и т.д. Кроме этого, не всегда нам, взрослым понятно, почему у ребенка нет друзей, не складываются отношения с братом (сестрой), он не ходит гулять, так как на него не обращают внимания.

Для этого, чтобы помочь ребенку  в решении его коммуникативных  проблем, необходимо понять их причины. К ним мы относим: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.

  Показателями благополучной  для ребенка обстановки являются:

  • Выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми
  • Уверенность в своих силах, удовлетворение собой
  • Умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих
  • Ощущение свободы, автономности при общении с родителями

Второй причиной могут стать  психофизиологические нарушения, соматические  и наследственные заболевания. Часто  признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, ухода в себя, замкнутость и  пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении дети с двигательной  расторможенностью, повышенной возбудимостью. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность.

  У дошкольников  могут проявиться следующие неблагоприятные  характеристики:

  • Неспособность сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок
  • Неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей
  • Отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением.
  • Множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребенок постоянно возвращается при общении.

   При выявлении таких особенностей желательно провести более глубокое обследование у невропатолога, детского психотерапевта и психолога.

   На особенности общения влияет тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка. Остановимся на краткой характеристике проявлений различных темпераментов.

   Для сангвиников характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность. Такой ребенок легко сходится с людьми, хотя он не отличается постоянством в своих привязанностях.

Холерики – энергичны, резки в движениях, у них ярко выражены эмоции. При неблагоприятных условиях дети – холерики становятся вспыльчивыми, не способны к самоконтролю, раздражительны и агрессивны.

Темперамент флегматика характеризуется низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Дети – флегматики трудно сходятся с людьми, затрудняются в проявлении свих чувств.

Меланхолический темперамент  характеризуется низкой активностью, сдержанностью и приглушенностью речи, слабым выражением чувств. На этом фоне могут развиваться эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, тревожность и неуверенность в себе. Таких детей пугает новая обстановка и незнакомые люди.

   Главное, дорогие родители не стремитесь переделать ребенка! В каждом  из этих типов темперамента есть свои положительные черты. Опирайтесь в общении с ребенком на них!

 

Памятка для  родителей 

по  преодолению  трудностей

в  общении  детей  дошкольного  возраста.

 

  • Необходимо  ограничить  отрицательную  оценку  поведения  ребенка,  особенно  в  присутствии  других  детей.

 

  •  При  необходимости  отрицательной  оценки  поведения  ребенка  сделать  ее  один  на  один,  без  присутствия  кого-либо.

  • Необходимо  предоставить  ребенку  возможность  в  чем-то  значимом  проявить  себя.

  • Родителям  ребенка  с  проблемами  общения  нужно  познакомиться  с  родителями  тех  детей,  с  кем  хочет  дружить  их  ребенок.



Информация о работе Программа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников