Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:42, реферат
Цель: Помочьдетям осознать свою индивидуальность, выработать свой коммуникативный стиль, освоить способы общения с окружающими.
Задачи:
снижение эмоционального напряжения в группе;
создание положительного эмоционального комфорта в группе;
формирование у детей адекватной самооценки;
формирование навыков саморегуляции и релаксации;
Этап 2. Беседа «Какие чувства мешают дружить?» Обсуждение чувств их смыслов для дружбы.
Психолог говорит детям, что у каждого человека есть свое любимое чувство: кто-то чаще радуется, кто-то обижается, кто-то злиться, кто-то завидует, кто-то всех любит… Ведущий предлагает детям подумать, какие чувства помогают дружить, а какие мешают.
Пантомима «Сердитый мальчик – веселая девочка». Развитие наблюдательности, воображения, умение распознавать эмоциональные состояния.
Ведущий дает детям задание (говорит тихо) изобразить сердитого мальчика, веселую девочку, обиженного мальчика, пугливую девочку и т.д. Остальные дети обсуждают, хочется ли им иметь такого друга и почему.
Этюд «Цветок дружбы» способствует доверительным отношениям со взрослым, повышает самооценку.
Ведущий предлагает детям превратиться в красивые цветы, с которыми хочется дружить. Каждый ребенок выбирает себе цветок, в который он хотел бы превратиться. Затем ведущий взаимодействует поочередно со всеми детьми. Сначала он «сажает семечку» - ребенок поджимает ноги, садится на стульчик, опускает голову – он «семечко». Ведущий поглаживает его – «закапывает ямку». Затем из пипетки слегка капает на голову водой – поливает. «Семечко начинает расти» - ребенок тихонько встает, поднимая руки вверх. Ведущий помогает ему, поддерживая его за пальцы. Когда «цветок вырастает», дети хором кричат ему: «Какой красивый цветок! Мы хотим дружить с тобой».
Игра «Коровы, кошки,
собаки» Побуждает детей
Дети делятся на три группы, каждая из которых становится каким – либо животным. Затем дети одевают повязки на глаза, и они несколько минут «разговаривают на языке» этого животного, ходят по группе. После этого они начинают прислушиваться к звукам, и искать своих «родственников», «говорящих на том же языке»
Этап 3. Этюд «Облака»
Дети закрывают глаза и представляют, что они – облака. Медленно и плавно двигаются, танцуют, «плывут» по небу и т.д.
Этап 4. Рефлексия группового опыта. Дети обмениваются своими впечатлениями.
Ритуал окончания занятия «Всем до свидания!»
X Занятие. «Мы изменились»
Этап 1. Рефлексия. Приветствие детей улыбкой и рукопожатием. Психолог предлагает детям вспомнить все правила, по которым они жили в группе, а затем выбрать правила, которые каждый из них взял бы с собой.
Упражнение – разминка «Четыре стихии». Дети сидят в кругу. Психолог договаривается с ними: «Если я скажу «земля», то все должны опустить руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух» - поднять руки вверх, «огонь» - произвести вращение руками».
Этап 2. Групповая беседа. Осознание переживаний детей, связанных с их изменениями.
Ведущий побуждает детей рассказать о том, что они узнали за время занятий о себе и о других. Беседуя о переменах, которые произошли в каждом ребенке, психолог направляет групповой разговор на то, что дети повзрослели, стали интереснее и для себя и для других, научились понимать себя и других. Теперь каждый ребенок может говорить и про себя, и про переживания других людей. Обсуждается готовность ребенка к принятию новой социовозрастной ситуации.
Этап 3. Проективное рисование. Осознание ребенком себя изменяющегося.
По окончании беседы ведущий предлагает детям изобразить в рисунках, что произошло с ними в течение занятий. Все участники рисуют по два рисунка, – «Какой «Я» был до занятий?» и «Какой «Я» стал после занятий».
Этап 4. Рефлексия группового опыта. Дети обмениваются своими переживаниями, впечатлениями.
Дети стоя в кругу произносят слова:
Все мы дружные ребята,
Мы ребята дошколята!
Никого не обижаем,
Как заботиться мы знаем,
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!
Ритуал окончания занятия «Всем до свидания!»
Приложение № 1
Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Способность к общению включает в себя:
Детям 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми.
Чем раньше мы обратим внимание на этусторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Несколько слов об отличительных особенностях этого возраста. К ним относятся: чувство уверенности в себе при общении (или при некоторых условиях развития – ощущение своей неполноценности), а также осознание своих возможностей: «На что я способен?»
Наиболее часто взрослых беспокоят такие индивидуальные особенности ребенка, как медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, страхи, вранье и т.д. Кроме этого, не всегда нам, взрослым понятно, почему у ребенка нет друзей, не складываются отношения с братом (сестрой), он не ходит гулять, так как на него не обращают внимания.
Для этого, чтобы помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины. К ним мы относим: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.
Показателями благополучной для ребенка обстановки являются:
Второй причиной могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, ухода в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении дети с двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность.
У дошкольников
могут проявиться следующие
При выявлении таких особенностей желательно провести более глубокое обследование у невропатолога, детского психотерапевта и психолога.
На особенности общения влияет тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка. Остановимся на краткой характеристике проявлений различных темпераментов.
Для сангвиников характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность. Такой ребенок легко сходится с людьми, хотя он не отличается постоянством в своих привязанностях.
Холерики – энергичны, резки в движениях, у них ярко выражены эмоции. При неблагоприятных условиях дети – холерики становятся вспыльчивыми, не способны к самоконтролю, раздражительны и агрессивны.
Темперамент флегматика характеризуется низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Дети – флегматики трудно сходятся с людьми, затрудняются в проявлении свих чувств.
Меланхолический темперамент характеризуется низкой активностью, сдержанностью и приглушенностью речи, слабым выражением чувств. На этом фоне могут развиваться эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, тревожность и неуверенность в себе. Таких детей пугает новая обстановка и незнакомые люди.
Главное, дорогие родители не стремитесь переделать ребенка! В каждом из этих типов темперамента есть свои положительные черты. Опирайтесь в общении с ребенком на них!
Памятка для родителей
по преодолению трудностей
в общении детей дошкольного возраста.
Информация о работе Программа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников