Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:42, реферат
Цель: Помочьдетям осознать свою индивидуальность, выработать свой коммуникативный стиль, освоить способы общения с окружающими.
Задачи:
снижение эмоционального напряжения в группе;
создание положительного эмоционального комфорта в группе;
формирование у детей адекватной самооценки;
формирование навыков саморегуляции и релаксации;
Программа
по формированию коммуникативных
навыков у дошкольников
Пояснительная записка.
Программа направлена на поиск форм работы с детьми дошкольного возраста, способствующих развитию личности, формированию коммуникативных навыков и умений.
Цель: Помочьдетям осознать свою индивидуальность, выработать свой коммуникативный стиль, освоить способы общения с окружающими.
Задачи:
Все темы развивающего этапа распределены по трем разделам.
I раздел: «Кто я?»
Задача:
IIраздел «Я и другие»
Задачи:
IIIраздел« Мы вместе!»
Задачи:
Содержание программы
Каждое занятие рекомендуется заканчивать релаксационным комплексом для снятия психоэмоционального напряжения, перехода из возбужденного состояния в спокойное.
Количество игр и упражнений в занятии можно варьировать в зависимости от эмоционального настроя и физического самочувствия детей
Структура занятия.
Независимо от содержания все занятия имеют единую структуру, которая определяет последовательность этапов.
-сплочение группы;
- раскрепощение участников;
- снятие негативного настроения.
2. Коррекционный этап, включающий в себя следующие задачи:
- повышение уверенности в себе;
- развитие
эмоциональной произвольности
- коррекция непродуктивных форм общения.
3. Релаксационный этап, включающий в себя следующие задачи:
- снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела;
- снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;
- развитие воображения, восприятия.
4. Этап рефлексии, на котором происходит:
- подведение итогов (получение обратной связи);
- закрепление полученных навыков
Критерием эффективности проводимой коррекционно – развивающей работы с детьми может служить:
Ожидаемый результат:
Отсроченный результат:
Тематический план.
Тема |
Цели и задачи |
Формы и методы
|
Срок |
Примечания |
I раздел «Кто я? » | ||||
|
Создание благоприятных условий для работы группы и установление контакта. Снятие эмоционального и физического напряжения, выработка правил проведения группы. |
Беседа. Игровое упражнение «Волшебный клубочек». Подвижная игра «Зоопарк». Игра «Художник» Рисование «Улыбка». |
1-2 дня |
|
IIраздел «Я и другие» |
Создание условий для осознания и принятия ребенком себя. |
Беседа. Игра «Ладонь на ладонь» Рисование «Я люблю…» Игра «Встаньте те, кто…»
|
1-2 дня |
|
|
Способствовать усилению ориентации ребенка на другого человека, как на партнера по общению. |
Групповая беседа. Игра «Лисонька, где ты?» Игровое упражнение «Что во мне изменилось?» Игра «Скучно так сидеть». |
1-2 дня |
|
|
Создание условий для формирования адекватных переживаний в ситуации удачи и неудачи. Формирование готовности принимать себя и другого человека. |
Игровое упражнение «Комплименты». Игровое упражнение «Тень». Игра «Эстафета дружбы». |
1-2 дня |
|
|
Формирование представления у детей понятия- «Дружба». |
Игровое упражнение «Доброе животное». Работа со сказкой «Незабудка не смогла подружиться». Игра «Веселый мяч». Игровое упражнение «Волшебник». |
1-2 дня |
|
III раздел «Мы вместе!» | ||||
6.«Дружба – это помощь» |
Формирование у ребенка бережного, доверительного отношения к сверстникам. Развивать у детей умение сотрудничать. |
Игровое упражнение «Доброе животное». Групповая беседа. Игра «Помоги другу или самая дружная пара». Игра «Присядьте те, кто…» |
1-2 дня |
|
7. «Кто такой настоящий друг?»
|
Помочь детям выделить и обобщить качества настоящего друга. |
Этюд «Встреча с другом». Игра «От спины к спине». Игровое упражнение «Мои дорогие друзья». |
1-2 дня |
|
8. «С кем я хочу дружить?» |
Формирование у детей представления о том, что важно в дружеских отношениях. Продолжать развивать умение сотрудничать. |
Этюд «Комплименты». Работа со сказкой «СмелыйБобердулик». Игра «Передай апельсин». Игровое упражнение «Круг друзей». |
1-2 дня |
|
9. «Какие чувства мешают дружить?» |
Создание условий для открытия ребенком средств выражения чувств, эмоций, настроения. |
Игровое упражнение «Какие чувства мешают дружить?» Игра «Сердитый мальчик – веселая девочка». Игра «Цветок дружбы». Игра «Коровы, кошки, собаки». |
1-2 дня |
|
10. « Мы изменились» |
Рефлексия групповой работы, осознание новых смыслов этих изменений. |
Групповая беседа с элементами драматизации. Игровое упражнение «Круг доверия». Рисование –пожелание «Я желаю…» |
1-2 дня |
План занятий.
I Занятие. Знакомство.
Этап 1. Организационный момент. Групповая беседа. Психолог знакомит детей с правилами группового общения. Психолог: «Это наша групповая комната. Здесь мы будем встречаться, говорить о разном, играть, а главное – мы попытаемся узнать друг о друге больше и стать интересными и понятными. Если мы сможем узнать много нового о себе, о других людях, об отношениях, то наши занятия принесут пользу каждому из вас и мне в том числе. У нас есть определенные правила, которые необходимо выполнять. На наших занятиях мы с вами будем обсуждать только то, что происходит здесь и сейчас в нашей группе. Иногда мы будем сидеть на стульчиках и обсуждать что-либо, а иногда играть в задорные и веселые игры. И чем внимательнее и активнее вы будите, тем больше пользы принесут наши занятия каждому из вас. А сейчас я хочу сказать, в добрый путь!»
Ритуал начала занятия. Игровое упражнение «Волшебный клубочек». Дети сидят на стульчиках или на ковре по кругу. Психолог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласково, называет себя по имени.
Игра «Зоопарк» Снятие напряжения, скованности, застенчивости у детей.
Дети «превращаются» в животных, в тех, кого захотят сами. Сначала все сидят на стульчиках «в клетках». Каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого они изображают. После того как всех «узнали», клетки открываются и «звери» выходят на свободу: прыгают, бегают под музыку.
Этап 2. Беседа.
Ребята! Мы знаем, что когда люди знакомы, то они при встрече как-то приветствуют друг друга. Как они это делают, что говорят друг другу при встрече, а что при расставании? Психолог предлагает вспомнить различные слова и способы выражения приветствий. По кругу идет обсуждение. Каждому ребенку предлагается изобразить по два вербальных и невербальных приветствия и прощания.
Игра Художник» Развитие у детей наблюдательности, зрительной памяти, коммуникативных умений.
Считалкой из группы выбирают двух детей. Остальные дети – «зрители». Один из выбранных – «художник», другой – «заказывает ему свой портрет». Художник внимательно смотрит на своего заказчика (1,5-2 мин.) Затем он отворачивается и по памяти описывает внешность ребенка. Если художник медлит, разрешается задавать ему наводящие вопросы: какие волосы у ….? Психолог должен подчеркивать внешние достоинства детей.
Рисование «Улыбка» Развитие творческого воображения.
Психолог переводит разговор на обсуждение значения невербальных средств общения – улыбки. Рисование под музыку.
Этап 3. Этюд на расслабление «Шалтай – Болтай»
Шалтай – Болтай сидел на стене
Шалтай – Болтай свалился во сне
Этап 4. Рефлексия группового опыта.
Дети поворачивают туловище вправо – влево, руки болтаются, как у куклы. На последних словах дети резко роняют голову вниз.
Психолог предлагает детям рассказать о том, что сегодня на занятии детям запомнилось, что понравилось, что нет, поделиться своими переживаниями.
Ритуал окончания занятия Игровое упражнение «Всем до свидания!»
Дети становятся в круг, берутся за руки и произносят: «Всем, всем до свидания!»
II Занятие. «Кто «Я» такой?»
Этап 1. Установление контакта. Ритуал начала занятия. Игровое упражнение «Улыбка». Сидящие в кругу дети берутся за руки. Смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
Беседа – обмен. Формирование желания и умения обсуждать среди сверстников свои удачи и неудачи.
Психолог: «Мы в группе говорили, что всем интересно узнать о каждом из нас, и сейчас поделимся тем. Что происходило с нами за то время, пока мы не виделись. Будем говорить все, что захотим». Ведущий первым делится, задает возможный образец высказывания, далее дети по желанию говорят о своих делах, переживаниях, настроении.
Игра «Ладонь на ладонь» Формирование группового единства.
Дети прижимают
ладошки друг к другу и таким
образом двигаются по комнате,
где можно установить разные
препятствия, которые пара
Этап 2. Групповая беседа. Освоение коммуникативных умений.
Психолог: «Каждый человек интересен. Мы еще мало знаем друг о друге. И сейчас мы попытаемся описать и рассказать о себе, на кого похож и т.д.» Дети по кругу говорят о себе. Психолог, обобщая разговор, говорит о том, что у каждого есть свой мир, свое любимое в этом мире и многое другое - этим люди отличаются друг от друга.
Рисование. Диагностика ценностных ориентаций.
Ведущий предлагает детям нарисовать на листе бумаги с одной стороны то, что они любят больше всего, а на другой – то, что не любят. После завершения рисования каждый ребенок комментирует рисунок.
Этап 3. Игра «В нашей семье любят…» Расширение образа «Я» идентификация с близкими людьми.
Ведущий предлагает продолжить выражение: «Моя мама любит…, мой папа любит…, в нашей семье любят…»
Игра «Встаньте те, кто любит….» Расширение образа «Я»
Дети сидят на ковре, психолог: «Встаньте те, кто любит играть в мяч…и т. д.
Театрализованная инсценировка «Мое имя».
Далее психолог представляет себя детям в различных социальных ролях, побуждает каждого ребенка к определению своего «Я» в предлагаемых ситуациях: если я мама, то ты – дочка, сын, бабушка, внук, продавец, покупатель и т. д. Ведущий, обращаясь к детям, обсуждает отношение воспитанников к имени: какой из вариантов имени используют другие люди в разных жизненных ситуациях, какой из них для ребенка является самым любимым и почему. Дети используют маски, костюмы для перевоплощения в образ.После воспитанники обмениваются своими впечатлениями.
Этап 4. Этюд на расслабление «Качели»
Выполняется стоя. Ноги расставлены, но вес тела перенесен на одну ногу. Тяжесть тела поочередно переносится с одной ноги на другую.
Ритуал окончания занятия «Всем до свидания!» (см. занятие 1)
III Занятие. «Я и другие».
Этап 1. Установление контакта. Групповая беседа. Создание условий для ориентации на другого, выделение образа «Я».
Ведущий организует приветствие, помогает установить контакт и побуждает детей поделиться тем, что происходило с ними за то время, пока мы не виделись. Психолог предлагает детям рассказать о тех изменениях, которые они заметили в других детях: « Можете ли вы, сказать о каждом из нашей группы, какое у него настроение, как он изменился за это время наших занятий? Представьте, что вы разгадываете загадки. Тот о ком будет идти разговор, определит, кто точнее всех из ребят рассказал о нем (его «отгадал»).
Игра «Лисонька, где ты?» Развитие внимания, создание благоприятной атмосферы.
Дети становятся полукругом, ведущий - в центр. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного ребенка, что означает, что он будет играть роль лисы. Все остальные – зайцы. По сигналу дети открывают глаза и поворачиваются. Никто не знает, кто лиса. Ведущий зовет: «Лисонька, где ты?» Лиса не отзывается. Ведущий зовет второй и третий раз. И только на четвертый раз лиса бросается ловить зайцев. Если заяц успел присесть на корточки, его ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.
Этап 2. Игровое упражнение «Что во мне изменилось?» Освоение коммуникативных умений.
Ведущий приглашает поочередно детей в другое помещение и помогает детям быстро что – либо изменить в своей внешности или изменить настроение. Дети должны постараться угадать, что изменилось в других детях и сказать обо все – кто, что заметил. По окончании упражнения психолог обсуждает с детьми важность умения замечать изменения в других людях.
Игра «Скучно так сидеть» Тренировка самоорганизации, снятие скованности у детей.
У одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стороны комнаты так же стоят стульчики, но их на один меньше количества детей. Дети садятся около первой стороны комнаты. Ведущий говорит:
Скучно, скучно так сидеть
Друг на друга все глядеть
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только ведущий заканчивает, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стульчики. Проигрывает тот, кто остался без стула. Дети провожают ребенка под аплодисменты.
Этап 3. Этюд на расслабление «Факир»
Дети сидят на ковре, скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, голова опущена, глаза закрыты. Пока звучит спокойная музыка, факиры отдыхают.
Информация о работе Программа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников