Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:00, курсовая работа
Актуальность этой работы заключается в сложности и многоплановости определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может отрицательно сказаться на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Проблемы девиантного поведения…………………………………………..5
1.1. Понятие и виды девиантного поведения……………………………….5
1.2. Причины возникновения девиантного поведения…………………....13
1.3. Формы проявления девиантного поведения у подростков…………..17
1.3.1. Наркомания…………………………….………………………..17
1.3.2. Пьянство и алкоголизм…………………………………………19
1.3.3. Проституция……………………………………………………..21
1.3.4. Суицидальное поведение……………………………………….22
1.4. Профилактика девиантного поведения среди подростков…………..23
2. Методика изучения девиантного поведения………………………………30
2.1. Описание методик для изучения отклоняющегося поведения……...30
2.3. Анализ результатов…………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………...35
Библиографический список……………………………………………………36
Приложение «Текст личностного опросника Айзенка (EPI)»………………37
Приложение «Ключ для обработки результатов личностного опросника Айзенка (EPI)»………………………………………………………………………...40
Рассмотрим различные виды социальных отклонений:
1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают, характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.
2. Индивидуальные и групповые отклонения:
3. Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.
4. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям:
5. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.8
1.2. Причины возникновения девиантного поведения
В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.
1. Основная предпосылка
всех теорий физических типов
состоит в том, что определенные
физические черты личности
2. В основе психоаналитических
теорий отклоняющегося
3. В соответствии с
социологическими, или культурными,
теориями индивиды становятся
девиантами, так как процессы
проходимой ими социализации
в группе бывают неудачными
по отношению к некоторым
Также можно выделить общие причины девиантного поведения:
1. Социальное неравенство.
Это находит выражение в
2. Морально-этический фактор
девиантного поведения
3. Окружающая среда, которая
нейтрально-благосклонно
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.
Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы:
При использовании этой типологии важно помнить, например, что люди никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности присутствуют в той или иной степени все перечисленные типы. Однако, какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.12
Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой – поддерживает эту стабильность. Так, например, при наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка.
С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения окружающей среды. Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и дальнейшего их принятия всеми членами социальных групп. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.
1.3. Формы проявления девиантного поведения у подростков
1.3.1. Наркомания
Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению. Прием наркотиков — опиума, гашиша, кокаина – сопровождается тахикардией, сухостью во рту, другими, еще более серьезными расстройствами. Для абстинентного синдрома, так называемой «ломки», т. е. наркотического похмелья, характерны резкий спад настроения, общая слабость, сонливость, тремор (дрожание) конечностей.
Наркомания имеет социальные причины и последствия. Для преступных элементов это самый легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи, и развитию ряда соматических и психических заболеваний. На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится причиной совершения преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания крайне отрицательно сказывается на потомстве. Дети рождаются с серьезными физическими и психическими отклонениями, что, в свою очередь, ведет к распаду семьи. 13
Путь молодых людей к наркомании начинается с безнадзорности со стороны семьи и общества, когда подросток попадает под влияние так называемого авторитета неформальной группы. Привыкание зависит от индивидуальных особенностей личности, но происходит быстро. Физическая зависимость проявляется в том, что если наркотик не вводится, то наступает абстинентный синдром – «ломка», т. е. организм уже требует новой порции отравы.
Мотивы наркомании:
1. Удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;
2. Испытание чувства
3. Выражение независимости,
а иногда враждебного
4. Познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;
5. Достижение «ясности
мышления» или «творческого
6. Достижение чувства полного расслабления;
7. Уход от чего-то гнетущего.
1.3.2. Пьянство и алкоголизм
Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство — это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.14
Употребление подростками алкогольных напитков запрещено законом. Однако результаты некоторых обследований свидетельствуют, что 7 из 10 опрошенных впервые употребили алкогольные напитки в возрасте 10-11 лет. По мнению медиков, четвертая часть юношей и шестая часть девушек, употребляющих алкоголь, потенциальные алкоголики.
Сложность ситуации в том, что если к наркотикам подростки в большинстве случаев приобщаются через друзей и знакомых, то к алкоголю – через членов семьи. Они же, по мнению некоторых исследователей, – основные поставщики алкоголя для подростков. В семьях, где традиционное употребление спиртного по праздникам и дням рождения еще не перешло в пьянство, дети воспринимают алкогольное застолье как естественное и даже обязательное явление.
На формирование алкоголизма влияет несколько факторов, среди которых главные – наследственность, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды.
К факторам, способствующим алкоголизации, можно отнести низкий уровень материального положения и образования. Влияет и обычай непременного угощения со спиртным.
Информация о работе Профилактика девиаций в подростковый период