Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:00, курсовая работа
Актуальность этой работы заключается в сложности и многоплановости определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может отрицательно сказаться на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Проблемы девиантного поведения…………………………………………..5
1.1. Понятие и виды девиантного поведения……………………………….5
1.2. Причины возникновения девиантного поведения…………………....13
1.3. Формы проявления девиантного поведения у подростков…………..17
1.3.1. Наркомания…………………………….………………………..17
1.3.2. Пьянство и алкоголизм…………………………………………19
1.3.3. Проституция……………………………………………………..21
1.3.4. Суицидальное поведение……………………………………….22
1.4. Профилактика девиантного поведения среди подростков…………..23
2. Методика изучения девиантного поведения………………………………30
2.1. Описание методик для изучения отклоняющегося поведения……...30
2.3. Анализ результатов…………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………...35
Библиографический список……………………………………………………36
Приложение «Текст личностного опросника Айзенка (EPI)»………………37
Приложение «Ключ для обработки результатов личностного опросника Айзенка (EPI)»………………………………………………………………………...40
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО»
Историческо-филологический
факультет психологии
Курсовая работа по психологии на тему
«Профилактика девиаций в подростковый период»
Студент ______________________________
подпись
Руководитель ______________________________
доцент кафедры психологии
Пенза, 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Проблемы девиантного поведения…………………………………………..5
1.1. Понятие
и виды девиантного поведения……
1.2. Причины
возникновения девиантного
1.3. Формы проявления девиантного поведения у подростков…………..17
1.3.1. Наркомания…………………………….……………………
1.3.2. Пьянство и алкоголизм………………………
1.3.3. Проституция…………………………………………………
1.3.4. Суицидальное поведение……………………………………….22
1.4. Профилактика девиантного поведения среди подростков…………..23
2. Методика изучения девиантного поведения………………………………30
2.1. Описание
методик для изучения
2.3. Анализ результатов…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………36
Приложение «Текст личностного опросника Айзенка (EPI)»………………37
Приложение «Ключ для обработки
результатов личностного опросника Айзенка (EPI)»………………………………………………………………
Введение
Актуальность этой работы заключается в сложности и многоплановости определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может отрицательно сказаться на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.
Резкое ухудшение материального уровня жизни существенно сказывается на здоровье населения. Среди подростков получили широкое распространение наркомания и токсикомания. Резко ухудшились условия отдыха школьников, полноценно им охвачены лишь дети состоятельных родителей. Немало подростков уверовало в возможность безбедно жить, не имея ни знаний, ни профессиональных навыков. Тысячи детей оставляют школу, не закончив даже 9 классов. Сегодня можно констатировать, что постановка социальной защиты подростков в России постепенно выходит из кризиса на новый профессиональный уровень. Во многих регионах создается и функционирует разветвленная система социальных служб, в которых трудится многочисленный корпус квалифицированных социальных педагогов и работников.
Целью работы является рассмотрение подростка в аспекте социально-негативных проявлений, определение сущности негативного поведения и принципов по социально-профилактической работе по предупреждению негативного поведения детей и подростков.
Объектом исследования являются ученики 6 класса средней школы.
Предмет исследования – это, с одной стороны, дети и подростки, с другой – отклоняющееся поведение.
Можно выделить следующие задачи:
1. Дать характеристику
2. Определить меры по
Методы, которые будут использоваться в этой работе:
1. Анализ литературы по проблеме девиаций в подростковом возрасте.
2. Эмпирические методы: Айзенка личностный опросник ( EPI).
1. Проблемы девиантного поведения
1. 1. Понятие и виды девиантного поведения
В социально-психологических и педагогических исследованиях для обозначения отклонений (девиации) в поведении человека используются различные определения: делинквентное поведение, девиантное поведение, асоциальное поведение и т.п.
Нормальное (адекватное, адаптивное) поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.
В некоторых исследованиях отмечается, что внутри девиации выделяют такие ее формы, как девиантное, делинквентное и криминальное поведение.1
Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.
Девиантное поведение рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам. При таком подходе необходимо различать позитивную и негативную девиацию. 2
Позитивная девиация – это такое отклоняющееся по ведение, которое хотя и воспринимается многими как необычное, странное, но в то же время, в основном, не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости или сочувствия и т. д.
Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения или осуждения. Сюда можно отнести терроризм, вандализм, воровство, предательство, жестокое обращение с животными и т. д.
В узком смысле под девиантным поведением понимаются всякие негативные и неодобряемые отклонения от общепринятых норм.
Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.
Выделяются следующие типы делинквентного поведения:
Делинквентное поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентации, ведущая к ослаблению системы регуляции.
Криминальное поведение как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса.3 Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.
Негативные формы девиации являются патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.4
Девиантное поведение подразделяется на 2 группы:
1. Поведение, отклоняющееся
от нормы психического
2. Поведение, отклоняющееся
от морально-нравственных норм
человеческого общежития и
К основным субъектам девиантного поведения можно отнести лиц, страдающих определенными формами психической патологией и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийствам.
Таким образом, психические расстройства проявляются в двух формах:
1. Акцентуированные характеры, т.е. крайние варианты нормы. Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб.
Психические расстройства в виде акцентуаций возникают у молодых людей по ряду причин:
Особенно провоцирует появление ранее скрытой акцентуации или патологии, пубертатный период, т.е. период полового созревания.
2. Личностные расстройства:
Отчуждение – проявляется в том, что человек оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно из нее выйти. Что бы уйти от конфликта он должен разорвать связь между своим «я» и травмирующей средой. Этот разрыв создает дистанцию между человеком и окружением, а позднее она перерастает в отчуждение.
Деперсонализация – имеет место, когда отчуждается само «я», утрачивается ощущение собственного тела, теряет смысл любая деятельность, притупляются эмоции, безразличие берет верх во всем.
Депрессия – состояние аффекта с отрицательной окраской. Под депрессией понимают сильную тоску, сопровождаемую отчаянием и кризисом духа. В состоянии депрессии время как бы замедляется, наступает быстрая утомляемость, снижается работоспособность. Приходят мысли о собственной ничтожности, возможны попытки самоубийства. Депрессия может протекать в различных формах:
Локус контроль – человек приписывает себе или другим ответственность за важнейшие события или наоборот, человек считает, что его жизнь зависит от внешних сил. Отсюда чувство бессилия и безнадежности. При тяжелых формах депрессии мнимое чувство вины, стрессовые ситуации в результате потери близких людей, критика со стороны авторитетных лиц может привести к суицидальным попыткам;
Бред физического недостатка, который возникает в период полового созревания преимущественно у девочек. Эти переживания, как правило, связаны с внешностью и широко варьируются от веснушек до полноты или худобы ног, талии и пр. Иногда недовольство своим телом достигает уровня паранойи, и молодые люди становятся озлобленными и несчастными.
Синдром философской интоксикации. Интерес молодых к проблемам бытия – явление вполне нормальное. Однако у части молодых людей этот интерес принимает уродливые формы: изобретаются всеобщие законы мировоздания, вынашиваются планы переустройства мира. Часто их увлекают такие таинственные науки, как парапсихология, оккультные науки, а так же контакты с НЛО.
Учебные неврозы или фобии проявляются в упорном нежелании посещать школу, колледж, институт. Невроз выражается в конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками, в нежелание вникать в отдельные учебные предметы или все предметы сразу. Особенно часто неврозами страдают школьники. Подчас в школах насаждаются порядки казармы, а учителя выполняют в ней функцию надзирателей.7
Трудность распознания юношеских патологий заключается в их скрытом проявлении и в большинстве своем касаются нормальных молодых людей. Психология нужна всем, особенно педагогам, социальным преподавателям и работникам социальных служб, чтобы вовремя заметить негативные черты характера и отреагировать на них педагогическими методами.
Информация о работе Профилактика девиаций в подростковый период