Проблемы социально-психологических факторов профессионального самоопределения взрослых

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время изменения в экономической, политической и общественной жизни происходят столь стремительно, что вопрос выбора профессии встает не только перед традиционной социальной группой старшеклассников, но и перед другими социальными группами, к которым относятся как безработные, так и студенты учебно-профессиональных заведений, работающие специалисты, пенсионеры, женщины по завершении декретного отпуска и др. В связи с этим выбор профессии стал серьезной социальной проблемой, поскольку незавершенность профессионального самоопределения, растянутость этого процесса во времени во многих случаях становятся причиной недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией, а следовательно, и текучести кадров, которая в условиях дефицита рабочих рук наносит немалый ущерб экономике. Ежегодно, по официальным данным Госкомстата России, «в службы занятости обращаются 4 млн. человек, однако трудоустройство безработных граждан даже после их переобучения остается нерешенной проблемой».
Целью разработанной профконсультациии является выбор профессии, а также формирование готовности к возможной перемене сферы труда.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы к анализу проблемы социально- психологических факторов профессионального самоопределения взрос¬лых
1.1 Социально-психологический аспект профессионального самоопределения личности
1.2. Проблема выбора профессии в различных социальных группах
1.4. Виды психологической помощи взрослым при планировании про-фессиональной карьеры
ВЫВОДЫ
Глава 2. Групповая профессиональная консультация «Профессиональное самоопределение взрослых».
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

проблемы социально- психологических факторов профессионального самоопределения взрос¬лых.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

На профессиональное самоопределение воздействуют внешние и внутренние факторы. В качестве внешних факторов выступают социально- экономические условия, социальная среда, социальная ситуация. Под социальной ситуацией понимается совокупность условий, в которые включены субъект и объект социальной деятельности и которые оказывают влияние на эту деятельность. Социальная ситуация детерминирует отношение личности к профессии и профессиональным общностям. Для большинства людей основой развития личности в зрелом возрасте становится профессиональная деятельность, выбор которой во многом зависит от внешних факторов.

Мы считаем, что внешние (социальные) факторы наиболее значимы для взрослых при выборе профессии и построении профессиональных планов; именно они, в первую очередь, побуждают к смене профессии. При повторном выборе профессии у взрослых выявляются специфические особенности, связанные с социальной ситуацией и отличающие их от других социальных групп. Взрослые отличаются независимостью и самостоятельностью в принятии решения при выборе профессии от значимых для них людей и основными мотивами повторного выбора являются: перспектива профессионального роста, материальная обеспеченность, возможность быть востребованным на рынке труда, соответствие профессии интересам и склонностям, неудовлетворенность собой или своим профессиональным статусом.

К внутренним (психологическим) факторам профессионального самоопределения личности отнесены базисные характеристики конкретного индивида, которые влияют на успешность профессиональной деятельности и на профессиональное самоопределение. Психологические факторы профессионального самоопределения включают в себя волевой, мотивационно- ценностный, профессиональный.

Волевой фактор включает в себя совокупность личностных качеств, которые определяют стратегию поведения личности при выборе цели и принятии решения в ситуации повторного выбора профессии. К данным личностным качествам относятся самостоятельность, решительность, настойчивость в достижении цели, ассертивность. Указанные волевые качества личности связаны с проявлением «силы воли» при принятии решения в повторном выборе профессии и значимы для успешного профессионального самоопределения.

Мотивационно-ценностный фактор включает в себя направленность личности, мотивацию достижения и ценности. Мотивация достижения определяется большинством ученых как устойчивая личностная черта, которая проявляется в потребности добиваться субъективно оцениваемых успехов в самых разных видах деятельности. С мотивом достижения связаны и такие качества личности, как настойчивость и упорство. Направленность личности -это устойчивое доминирование какой-то потребности, интереса, определяющего вектор поведения. Направленность личности обусловливает активность человека в принятие решения при выборе профессии.

Мотивационный фактор профессионального самоопределения личности связан с ценностями. Ценность, по мнению М Рокича. это «устойчивое представление о том, что особый способ поведения (инструментальная ценность) или конечная цель (терминальная ценность) существования являются личностно или социально более предпочтительными по сравнению с противоположным или обратным способом поведения или конечной целью». На повторный выбор профессии, мы считаем, большое влияние оказывают ценности-цели, относящиеся к профессиональной сфере: интересная работа, материально обеспеченная жизнь, познание и творчество.

В процессе учебно-профессиональной и профессиональной деятельности под влиянием социальной среды происходит перестройка мотивационно-потребностной сферы личности, способствующая переосмыслению оценки себя как профессионала и включающая в себя совокупность мотивационных образований: направленность личности, мотивы, цели и т.д.

Профессиональный фактор включает профессиональные интересы и личный профессиональный план. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения в профессиональной деятельности, выстраивая личный профессиональный план. Личный профессиональный план -это представление человека о своем профессиональном будущем; построение плана зависит от самой личности, от ее опыта. Сформированность личного профессионального плана Н.С. Пряжников предлагает оценивать по трем основным критериям: самостоятельность выбора, осознанность выбора, адекватность выбора.

Развитие рынка трудовых ресурсов предъявляет определённые требования к личности, характеризуя успешную личность как конкурентно-способную, саморазвивающуюся и способную сменить специальность в нестабильной быстроменяющейся обстановке. Мы считаем, что включение взрослых в целенаправленную работу по формированию готовности к возможной смене специальности или места работы обеспечивается составляющими характеристиками волевого и профессионального факторов.

В данной работе в качестве социально-психологических средств по оказанию психологической помощи взрослым при формировании готовности к возможной смене специальности, места работы мы использовали групповую профессиональную консультацию.

 

Глава 2.  Групповая профессиональная консультация «Профессиональное самоопределение взрослых».

Цель: Основной целью настоящего занятия является осмысление сделанного выбора профессии, а так же подведение к возможной перемене сферы деятельности.

Материалы и оборудование: ручки, анкеты «Авторская анкета» (см.приложение1), профориентационные упражнения «Я-высказывание»,  «Угадай профессию», опросники и бланки теста «Опросник профессиональных предпочтений» (Дж.Голланд).

Время проведения: 150 минут.

Количество человек:  12 человек.

  

Современные изменяющиеся социально-экономические условия жизни общества требуют постоянной готовности к смене рабочего места, организации, профессии, специальности, а при необходимости — целеустремленного поиска работы, психологического и экономического выживания в ситуации вынужденной безработицы. В качестве наиболее эффективного социально-психологического средства по оказанию психологической помощи и поддержки социальной группе взрослых при решении проблем, связанных с выбором профессии.

Первый блок - информационный.

Цель этого блока: включение в групповую работу; познание себя как субъекта выбора профессии и как субъекта межличностного взаимодействия.

    • Авторская анкета (Приложение 1 )использовалась с целью изучения социально-психологических причин, побуждающих взрослых к выбору профессии, а также для определения уровня сформированности личного профессионального плана.

Оценка сформированности личного профессионального плана проводилась по трем параметрам: самостоятельность выбора, осознанность выбора, адекватность выбора.

а) самостоятельность выбора: самостоятельно - несамостоятельно (под влиянием друзей, родителей, коллег и т.д.).

б) осознанность выбора: осознан (учтены основные факторы); частично осознан (частично учтены основные факторы); неосознан (под влиянием случайных факторов). К основным факторам относятся:

  • осознание главной цели и более отдаленных конкретных целей (планирование профессионального будущего);
  • внешние (возможные препятствия) и внутренние (свои возможности и интересы) условия достижения целей;
  • запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов;
  • общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и в мире профессионального труда.

в) адекватность выбора: адекватен (объективная оценка личностью своих профессиональных знаний, умений и навыков, а также профессиональных интересов), неадекватен (необъективная оценка своих профессиональных знаний, умений и навыков). При оценке адекватности учитывались результаты, полученные по методике Дж. Голланда.

Личный профессиональный план у испытуемых определялся по трем параметрам, которые характеризуются тремя уровнями: высокий (личный профессиональный план сформирован); средний (личный профессиональный план частично сформирован); низкий (личный профессиональный план несформирован).

 

    • Взрослым предлагается 18 незаконченных «Я-высказываний», которые они должны закончить. Главное требование, чтобы они были максимально конкретны при формулировки своих «Я-высказываний».

Итак, Ваши профессиональные желания

    1. Я собираюсь ...
    2. Я вижу свою профессиональную цель в том, чтобы...
    3. Я стремлюсь...
    4. Я могу достичь успеха в ...
    5. У меня подходящий возраст для...
    6. Я абсолютно убежден, что я хочу...
    7. Мой успех связан...
    8. У меня есть то, что требуется для...
    9. Я знаю, что я буду...
    10. Я совершенно уверен...

11 .Мне хорошо быть...

      1. В работе я удовлетворю свое желание...
      2. У меня есть стремление...
      3. Моя учеба позволит мне...
      4. У меня есть способности для...
      5. Я мечтаю...
      6. Мой профессиональный интерес направлен...
      7. Мое сегодняшнее положение позволяет...

После заполнения списка «Я-высказываний» предлагается ответить на два вопроса: 1) Связаны ли мои профессиональные желания с имеющейся специальностью? 2) А может стоит что то поменять?

    • Профориентациаонное упражнение «Угадай профессию» после заполнения предлагается ответить на два вопроса: 1) Какие существуют возможности профессиональной карьеры, места работы и учебы, которые наиболее полно удовлетворяют мои желания? 2) Достаточно ли хорошо я осведомлен о том, как будут удовлетворяться мои потребности в тех местах работы, которые я себе предварительно наметил?

Второй блок — практический.

Цель этого блока - применение результатов самопознания в принятии решения о выборе профессии.

Диагностика определения своих профессиональных интересов и способностей (тест профессиональных интересов Дж. Голланда). [90]

«Тест профессиональных интересов» Дж. Голланда позволяет выявить профессиональные интересы и тип профессиональной ориентации. (интерпретация приложение 2).

Цель использования методики — выявить направленность профессиональных интересов у взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

АНКЕТА

      1. Ф.И.О. 
      2. Год рождения 

3. Семейное положение

        1. Образование (нужное подчеркнуть — высшее, незаконченное высшее, средне-специальное)
        2. Где и кем работаете 
        3. Стаж общий по специальности 
        4. Сделали ли сейчас окончательный выбор профессии? Да, нет (какой)
        5. Удовлетворены ли вы своим первым выбором? 
        6. Что стало причиной выбора профессии? (обведите кружком 1-2 варианта

нужного ответа)

          1. давно хотела заниматься именно этим делом;
          2. советы родственников, знакомых;
          3. повышение профессионального роста;
          4. получение интересной профессии;
          5. возможность трудоустройства;
          6. возможность иметь две специальности;
          7. неудовлетворенность выполняемой работой;
          8. неудовлетворенность заработной платой;
          9. другое (укажите что именно) 
        1. Что получите после окончания учебного заведения?
          1. профессиональный рост;
          2. хороший заработок;
          3. уважение от окружающих;
          4. возможность работать в крупных городах, научных центрах;
          5. соответствие профессии интересам и склонностям;
          6. интересную работу;
          7. общение с коллегами;
          8. повышение интеллектуального уровня;
          9. престижность диплома о высшем образовании;
          10. получение удовлетворения от выполненной работы;
          11. другое  
        2. Ваши профессиональные планы в ближайшее время?
          1. поиск работы по своей специальности;
          2. поиск работы не поспециальности;
          3. получение дополнительного образования (или курсовое обучение);
          4. другое 

Информация о работе Проблемы социально-психологических факторов профессионального самоопределения взрослых