Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 22:06, курсовая работа
В настоящее время изменения в экономической, политической и общественной жизни происходят столь стремительно, что вопрос выбора профессии встает не только перед традиционной социальной группой старшеклассников, но и перед другими социальными группами, к которым относятся как безработные, так и студенты учебно-профессиональных заведений, работающие специалисты, пенсионеры, женщины по завершении декретного отпуска и др. В связи с этим выбор профессии стал серьезной социальной проблемой, поскольку незавершенность профессионального самоопределения, растянутость этого процесса во времени во многих случаях становятся причиной недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией, а следовательно, и текучести кадров, которая в условиях дефицита рабочих рук наносит немалый ущерб экономике. Ежегодно, по официальным данным Госкомстата России, «в службы занятости обращаются 4 млн. человек, однако трудоустройство безработных граждан даже после их переобучения остается нерешенной проблемой».
Целью разработанной профконсультациии является выбор профессии, а также формирование готовности к возможной перемене сферы труда.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы к анализу проблемы социально- психологических факторов профессионального самоопределения взрос¬лых
1.1 Социально-психологический аспект профессионального самоопределения личности
1.2. Проблема выбора профессии в различных социальных группах
1.4. Виды психологической помощи взрослым при планировании про-фессиональной карьеры
ВЫВОДЫ
Глава 2. Групповая профессиональная консультация «Профессиональное самоопределение взрослых».
ЛИТЕРАТУРА
На профессиональное самоопределение воздействуют внешние и внутренние факторы. В качестве внешних факторов выступают социально- экономические условия, социальная среда, социальная ситуация. Под социальной ситуацией понимается совокупность условий, в которые включены субъект и объект социальной деятельности и которые оказывают влияние на эту деятельность. Социальная ситуация детерминирует отношение личности к профессии и профессиональным общностям. Для большинства людей основой развития личности в зрелом возрасте становится профессиональная деятельность, выбор которой во многом зависит от внешних факторов.
Мы считаем, что внешние (социальные) факторы наиболее значимы для взрослых при выборе профессии и построении профессиональных планов; именно они, в первую очередь, побуждают к смене профессии. При повторном выборе профессии у взрослых выявляются специфические особенности, связанные с социальной ситуацией и отличающие их от других социальных групп. Взрослые отличаются независимостью и самостоятельностью в принятии решения при выборе профессии от значимых для них людей и основными мотивами повторного выбора являются: перспектива профессионального роста, материальная обеспеченность, возможность быть востребованным на рынке труда, соответствие профессии интересам и склонностям, неудовлетворенность собой или своим профессиональным статусом.
К внутренним (психологическим) факторам профессионального самоопределения личности отнесены базисные характеристики конкретного индивида, которые влияют на успешность профессиональной деятельности и на профессиональное самоопределение. Психологические факторы профессионального самоопределения включают в себя волевой, мотивационно- ценностный, профессиональный.
Волевой фактор включает в себя совокупность личностных качеств, которые определяют стратегию поведения личности при выборе цели и принятии решения в ситуации повторного выбора профессии. К данным личностным качествам относятся самостоятельность, решительность, настойчивость в достижении цели, ассертивность. Указанные волевые качества личности связаны с проявлением «силы воли» при принятии решения в повторном выборе профессии и значимы для успешного профессионального самоопределения.
Мотивационно-ценностный фактор включает в себя направленность личности, мотивацию достижения и ценности. Мотивация достижения определяется большинством ученых как устойчивая личностная черта, которая проявляется в потребности добиваться субъективно оцениваемых успехов в самых разных видах деятельности. С мотивом достижения связаны и такие качества личности, как настойчивость и упорство. Направленность личности -это устойчивое доминирование какой-то потребности, интереса, определяющего вектор поведения. Направленность личности обусловливает активность человека в принятие решения при выборе профессии.
Мотивационный фактор профессионального самоопределения личности связан с ценностями. Ценность, по мнению М Рокича. это «устойчивое представление о том, что особый способ поведения (инструментальная ценность) или конечная цель (терминальная ценность) существования являются личностно или социально более предпочтительными по сравнению с противоположным или обратным способом поведения или конечной целью». На повторный выбор профессии, мы считаем, большое влияние оказывают ценности-цели, относящиеся к профессиональной сфере: интересная работа, материально обеспеченная жизнь, познание и творчество.
В процессе учебно-профессиональной и профессиональной деятельности под влиянием социальной среды происходит перестройка мотивационно-потребностной сферы личности, способствующая переосмыслению оценки себя как профессионала и включающая в себя совокупность мотивационных образований: направленность личности, мотивы, цели и т.д.
Профессиональный фактор включает профессиональные интересы и личный профессиональный план. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения в профессиональной деятельности, выстраивая личный профессиональный план. Личный профессиональный план -это представление человека о своем профессиональном будущем; построение плана зависит от самой личности, от ее опыта. Сформированность личного профессионального плана Н.С. Пряжников предлагает оценивать по трем основным критериям: самостоятельность выбора, осознанность выбора, адекватность выбора.
Развитие рынка трудовых ресурсов предъявляет определённые требования к личности, характеризуя успешную личность как конкурентно-способную, саморазвивающуюся и способную сменить специальность в нестабильной быстроменяющейся обстановке. Мы считаем, что включение взрослых в целенаправленную работу по формированию готовности к возможной смене специальности или места работы обеспечивается составляющими характеристиками волевого и профессионального факторов.
В данной работе в качестве социально-психологических средств по оказанию психологической помощи взрослым при формировании готовности к возможной смене специальности, места работы мы использовали групповую профессиональную консультацию.
Глава 2. Групповая профессиональная консультация «Профессиональное самоопределение взрослых».
Цель: Основной целью настоящего занятия является осмысление сделанного выбора профессии, а так же подведение к возможной перемене сферы деятельности.
Материалы и оборудование: ручки, анкеты «Авторская анкета» (см.приложение1), профориентационные упражнения «Я-высказывание», «Угадай профессию», опросники и бланки теста «Опросник профессиональных предпочтений» (Дж.Голланд).
Время проведения: 150 минут.
Количество человек: 12 человек.
Современные изменяющиеся социально-экономические условия жизни общества требуют постоянной готовности к смене рабочего места, организации, профессии, специальности, а при необходимости — целеустремленного поиска работы, психологического и экономического выживания в ситуации вынужденной безработицы. В качестве наиболее эффективного социально-психологического средства по оказанию психологической помощи и поддержки социальной группе взрослых при решении проблем, связанных с выбором профессии.
Первый блок - информационный.
Цель этого блока: включение в групповую работу; познание себя как субъекта выбора профессии и как субъекта межличностного взаимодействия.
Оценка сформированности личного профессионального плана проводилась по трем параметрам: самостоятельность выбора, осознанность выбора, адекватность выбора.
а) самостоятельность выбора: самостоятельно - несамостоятельно (под влиянием друзей, родителей, коллег и т.д.).
б) осознанность выбора: осознан (учтены основные факторы); частично осознан (частично учтены основные факторы); неосознан (под влиянием случайных факторов). К основным факторам относятся:
в) адекватность выбора: адекватен (объективная оценка личностью своих профессиональных знаний, умений и навыков, а также профессиональных интересов), неадекватен (необъективная оценка своих профессиональных знаний, умений и навыков). При оценке адекватности учитывались результаты, полученные по методике Дж. Голланда.
Личный профессиональный план у испытуемых определялся по трем параметрам, которые характеризуются тремя уровнями: высокий (личный профессиональный план сформирован); средний (личный профессиональный план частично сформирован); низкий (личный профессиональный план несформирован).
Итак, Ваши профессиональные желания
11 .Мне хорошо быть...
После заполнения списка «Я-высказываний» предлагается ответить на два вопроса: 1) Связаны ли мои профессиональные желания с имеющейся специальностью? 2) А может стоит что то поменять?
Второй блок — практический.
Цель этого блока - применение результатов самопознания в принятии решения о выборе профессии.
Диагностика определения своих профессиональных интересов и способностей (тест профессиональных интересов Дж. Голланда). [90]
«Тест профессиональных интересов» Дж. Голланда позволяет выявить профессиональные интересы и тип профессиональной ориентации. (интерпретация приложение 2).
Цель использования методики — выявить направленность профессиональных интересов у взрослых.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
АНКЕТА
3. Семейное положение
нужного ответа)