Проблемы социально-психологических факторов профессионального самоопределения взрослых

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время изменения в экономической, политической и общественной жизни происходят столь стремительно, что вопрос выбора профессии встает не только перед традиционной социальной группой старшеклассников, но и перед другими социальными группами, к которым относятся как безработные, так и студенты учебно-профессиональных заведений, работающие специалисты, пенсионеры, женщины по завершении декретного отпуска и др. В связи с этим выбор профессии стал серьезной социальной проблемой, поскольку незавершенность профессионального самоопределения, растянутость этого процесса во времени во многих случаях становятся причиной недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией, а следовательно, и текучести кадров, которая в условиях дефицита рабочих рук наносит немалый ущерб экономике. Ежегодно, по официальным данным Госкомстата России, «в службы занятости обращаются 4 млн. человек, однако трудоустройство безработных граждан даже после их переобучения остается нерешенной проблемой».
Целью разработанной профконсультациии является выбор профессии, а также формирование готовности к возможной перемене сферы труда.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы к анализу проблемы социально- психологических факторов профессионального самоопределения взрос¬лых
1.1 Социально-психологический аспект профессионального самоопределения личности
1.2. Проблема выбора профессии в различных социальных группах
1.4. Виды психологической помощи взрослым при планировании про-фессиональной карьеры
ВЫВОДЫ
Глава 2. Групповая профессиональная консультация «Профессиональное самоопределение взрослых».
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

проблемы социально- психологических факторов профессионального самоопределения взрос¬лых.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

Социально-психологические исследования P.A. Ахмерова (2004 г.) показывают, что только одна треть выпускников четко определилась в своем выборе, и у них есть понимание того, чего они хотят в жизни. Две трети выпускников не видят ориентиров своего жизненного пути. Также исследования показывают, что 67,4 % выпускников школ, прежде всего, ориентируются на собственные интересы, на собственное мнение. Кардинальные изменения во всех сферах жизни в России привели к снижению влияния мнения родителей на выбор профессии школьниками [6].

Отсутствие у большинства старшеклассников профессиональной самоопределенности может быть следствием ряда факторов: 1) отсутствие в обществе четко обозначенной государственной политики в сфере трудовых ресурсов; 2) неэффективная профориентационная работа в школе; 3) рыночные условия жизни вносят свой вклад в неопределенность и трудность выбора; 4) социально- экономические и ментальные особенности региона, города [6].

Результаты десятилетних исследований (С.П. Дырин, О.В. Трунькина, 2004 г.) жизненных планов выпускников школ также позволяют провести анализ выбора профессии с точки зрения его сформированности к моменту окончания школы. На протяжении нескольких лет отмечается устойчивая тенденция увеличения доли тех, кто к моменту окончания школы не сделал окончательного (здесь имеется в виду однозначного) выбора профессии: в 1996 году - 37,8 %, в 1998 году - 40,7 %, в 1999 году - 64,4 % выпускников в качестве возможной выбрали не одну, а две профессии. Дальнейший анализ ответов позволил С.П. Дырину и О.В. Трунькиной сделать вывод о том, что выбор профессии уступает место стремлению получить высшее образование и это входит в их общую структуру жизненных планов, целей и представлений о взрослой самостоятельной жизни. Основными мотивами получения высшего образования становятся: а) личностное признание; б) приобретение профессии; в) материальная обеспеченность; г) возможность не пойти в армию. Разброс в выборе профессий достаточно велик, но характерна ориентация на профессии, дающие материальную обеспеченность и социальный престиж - экономист, предприниматель, переводчик .

Психологическое исследование, проведенное Самарским областным центром профориентации молодежи и психологической поддержки населения в 2002 г. в г. Самаре показало, что из 4725 старшеклассников половина учащихся (54,7 %) определилась в выборе профессии (из них 25,3 % учащихся 9-х классов и 29,4 % учащиеся 11-х классов), остальные 45,3 % (2140 чел.) не сделали окончательного (здесь имеется в виду однозначного) выбора профессии. Дальнейший анализ результатов опроса показал, что главным стимулом при выборе профессии для выпускников школ является реклама в средствах массовой информации, на втором месте стоит профессиональная подготовка в школе по специальности и на третьем месте - профессиональная консультация психолога. Выпускники выбирают себе будущую профессию из-за престижности и высокооплачиваемости, не соотнося ее со своими знаниями и личностными качествами.

Изучением проблемы профессионального самоопределения старшеклассников занимались такие психологи, как Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, Н.В. Самоукина, С.Н. Чистякова и другие. Они указывали, что ведущую роль в выборе профессии имеют такие индивидуально-психологические факторы как самооценка личности, мотивы выбора, интересы и склонности. Пик развития первичной профессиональной ориентации проходит на стадии исследования, в возрасте 17-18 лет. Характерной чертой юношеского возраста является формирование жизненных планов. «Жизненный план - это план деятельности, поэтому он заземляется в первую очередь на выбор профессии. В этом возрасте самоопределение, как профессиональное, так и личностное становится центральным новообразованием ранней юности. Потребность в профессиональном самоопределении становится стержневой в личности старшеклассника», отмечает И.С. Кон.

Для старшеклассников наиболее значимыми, по данным С.В. Кривцовой, в 90-е годы были три фактора: престижность профессии (ее социальная ценность), качества личности, присущие представителям этой профессии, и принципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга. Сейчас одним из наиболее важных факторов становится материальный -возможность много зарабатывать в будущем. Такие ценности, как творчество, познание, «интересная работа», не свойственны большинству современных старшеклассников.

Исследование Т.П. Варфоломеевой (2004 г.) в группе студентов, проведенное в разных областных центрах Поволжья, показало, что профессиональные интересы студентов-психологов младших курсов неопределенно разнообразны и преимущественно базируются на неясной информации, побудившей их к поступлению на данный факультет. Профессиональные интересы старшекурсников, имеющих объективную информацию об основных отраслях и видах деятельности психологов, все-таки не связываются в их представлении с реальной ситуацией на рынке труда, что в определенной мере объясняет их неуверенность в решении вопроса о перспективах трудоустройства.

Лишь немногие студенты, понявшие, что они выбрали не ту профессию, способны на решительный шаг - бросить учебу в данном вузе и наметить новую перспективу в жизни. По данным Н. П. Фетискина (2002 г.), на это решаются в основном студенты, имеющие определенные личностные и индивидные особенности, в частности определенные характер, темперамент, которым свойственно проявление решительности (сильная нервная система, подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения по «внешнему» балансу) и высокую самооценку. Следует отметить и то, что большинство отсеявшихся поступили в институт по совету родителей, а не по призванию [5].

Социально-психологическое исследование, проведенное под руководством Г.В. Акопова, показало, что поколение студентов 90-х годов (по сравнени с поколением 80-х годов) в меньшей степени выражает намерение работать по избранной профессии. Также им отмечено, что вплоть до выпускного курса остается «подвижным» механизм принятия решения о профессиональном самоопределении студентов [2].

Опрос, проведенный в школах и вузах, выявил несколько групп мотивов выбора профессии:

  • социальные (желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);
  • моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);
  • эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);
  • познавательные (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной деятельности);
  • творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);
  • материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);
  • престижные (стремление достичь видного положения в обществе);

- утилитарные (возможность  работать в городе, иметь «чистую  работу», близко к дому, легкость  поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).

Итак, намечается определенная иерархия мотивов выбора профессии. На первое место казалось бы, должны  выступить такие мотивы, как интерес к самой профессиональной деятельности или же к доходам, которые она будет приносить, но на практике это происходит не всегда. Данный опрос показывает, что на первых местах стоят такие мотивы выбора профессии, как материальные и престижные и только затем - интересное содержание труда.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что большинство старшеклассников и студентов не видят для себя ясного жизненного пути, не представляют своей профессиональной карьеры и неадекватно оценивают свою профессиональную перспективу.

Мы считаем, что специфика выбора профессии связана с социальной ситуацией и именно она в первую очередь побуждает к выбору или смене профессии. Под социальной ситуацией понимается совокупность условий, в которые включены субъект и объект социальной деятельности и которые оказывают влияние на эту деятельность. Социальная ситуация детерминирует отношение личности к профессии и профессиональным общностям.

Отмечая особенность социальной ситуации, в которой происходит выбор профессии в социальной группе старшеклассников, Э.Ф. Зеер выделяет завершающий этап детства, получение политического и гражданского совершеннолетия. Для членов данной социальной группы характерна роль учащегося и взаимоотношения друг к другу в основном складываются в общеобразовательном учебном заведении. Данная группа зависима от мнения и точки зрения людей близкого социального окружения. Ведущая деятельность у данной группы - учебно-профессиональная, в ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и проявляется в решении вопроса о выборе профессии [5].

Таким образом, поскольку социальная группа старшеклассников зависима от родителей и включена во взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками, то и выбирают профессию они чаще не самостоятельно, а под влиянием значимых для них людей. Подростки, оканчивая школу, приобретают гражданское совершеннолетие и вступают в самостоятельную жизнь, поэтому при выборе профессии они чаще ориентируются на престижность и высокооплачиваемость, не учитывая реалий рынка труда и профессий. Они чаще всего не имеют объективной информации о содержании получаемой профессии, о профессионально-важных качествах специалиста. При построении профессиональных планов старшеклассники ориентированы на ближайшие жизненные цели - выбор учебно-профессионального заведения, «хороший» заработок, и чаще всего не соотносят его со своим «трудовым вкладом».

Проблема выбора профессии у взрослой категории населения наиболее актуальной стала в новых социально-экономических условиях. Переход России к рыночным отношениям в экономике сопровождается объективным и неизбежным обострением ситуации на рынке труда и рынке профессий - вырос уровень вынужденной незанятости населения, серьезный сдвиг произошел в структуре профессий, снизилась ценность и престижность профессионального образования. По официальным данным Госкомстата России ежегодно десятки миллионов человек по тем или иным причинам меняют место своей работы, впервые с 1993 г. стала безработица постоянным и значимым фактором нашей жизни . Социально-экономический обзор рынка труда в г. Самаре за первое полугодие 2005 г. показал, что удельный вес женщин в общей численности безработных составил 75 %. Возрастная группа 40-60 лет занимает доминирующее место и составляет 57 % от общего числа безработных граждан. Наиболее распространенными профессиями безработных являются: бухгалтер, инженер, продавец, специалист, медицинский работник, менеджер, педагог, экономист, социальный работник и т.д.

Описывая социальную ситуацию развития человека в зрелом возрасте, Э.Ф. Зеер отмечает, что по мере освоения профессии личность все больше

погружается в профессиональную среду. Происходит кардинальная перестройка психологической структуры личности, так как изменяется сложившаяся система координат жизнедеятельности человека. Вместо прежней системы «школа - семья - общество» возникает новая система, определяемая координатами «профессия - семья - социально-экономические условия». Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Члены данной социальной группы исполняют роль - специалиста или профессионала, взаимоотношения друг с другом происходят в разновозрастном профессиональном коллективе. Ведущая деятельность - профессиональная. Группа взрослых уже имеет объективную информацию об основных отраслях и видах деятельности конкретного специалиста, соотносит данную информацию с реальной ситуацией на рынке труда и при этом она независима от мнения и точки зрения людей близкого социального окружения. Для многих людей к 30 годам проблема профессионального самоопределения вновь становится актуальной. Во многих случаях появляется неудовлетворенность собой, своим профессиональным положением. Сформировавшееся к этому времени профессиональное самосознание подсказывает альтернативные сценарии дальнейшей карьеры, и не обязательно в рамках данной профессии. Личность вновь испытывает потребность в самоопределении и самоорганизации. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры. При этом серьезной коррекции подвергается «Я - концепция», вносятся коррективы в производственные отношения. Можно констатировать: идет перестройка профессиональной ситуации развития. Человек в этот период при выходе из кризиса 30-летия либо становится профессионалом, либо меняет профессию и место работы. Как показывает современная действительность, второй путь выхода из кризиса 30-летия используется чаще.

Анализируя теорию профессионального развития зарубежного исследователя Дж. Сьюпера мы обратили внимание, что в этот возрастной период может происходить смена профессиональных интересов из-за неосознанной неудовлетворенности своей профессиональной деятельностью и нереализованное™ своих профессиональных возможностей. На этой стадии молодому специалисту требуется некое реальное подтверждение его профессиональных достижений в виде прибавки к зарплате, повышения статуса или хотя бы предложения каких-либо интересных перспектив. Если этого не происходит после 4-5 лет работы, появляется эмоциональный дискомфорт, неизбежно приводящий к углублению грядущего кризиса 30-летия. Сочетание этих неблагоприятных моментов увеличивают вероятность смены работы и профессии, которая в период кризиса 30-летия и без того повышается. Кризис 30-лет - один из самых острых кризисов возрастного развития. С профессиональной стороны основным его содержанием становятся потребность в подведении промежуточных итогов, чувство некоторого застоя и потребность в ощутимых переменах с некоторым страхом перед ними. В этом возрасте личностное признание уже не является проблемой, однако существует необходимость расширять сферу приложения своих способностей, добиваться признания себя как нужного и хорошего сотрудника. Ценности переосмысливаются, происходит переоценка и важности работы. Люди по-иному начинают рассматривать свои достижения.

Информация о работе Проблемы социально-психологических факторов профессионального самоопределения взрослых