Проблемы социально-психологических факторов профессионального самоопределения взрослых

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время изменения в экономической, политической и общественной жизни происходят столь стремительно, что вопрос выбора профессии встает не только перед традиционной социальной группой старшеклассников, но и перед другими социальными группами, к которым относятся как безработные, так и студенты учебно-профессиональных заведений, работающие специалисты, пенсионеры, женщины по завершении декретного отпуска и др. В связи с этим выбор профессии стал серьезной социальной проблемой, поскольку незавершенность профессионального самоопределения, растянутость этого процесса во времени во многих случаях становятся причиной недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией, а следовательно, и текучести кадров, которая в условиях дефицита рабочих рук наносит немалый ущерб экономике. Ежегодно, по официальным данным Госкомстата России, «в службы занятости обращаются 4 млн. человек, однако трудоустройство безработных граждан даже после их переобучения остается нерешенной проблемой».
Целью разработанной профконсультациии является выбор профессии, а также формирование готовности к возможной перемене сферы труда.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы к анализу проблемы социально- психологических факторов профессионального самоопределения взрос¬лых
1.1 Социально-психологический аспект профессионального самоопределения личности
1.2. Проблема выбора профессии в различных социальных группах
1.4. Виды психологической помощи взрослым при планировании про-фессиональной карьеры
ВЫВОДЫ
Глава 2. Групповая профессиональная консультация «Профессиональное самоопределение взрослых».
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

проблемы социально- психологических факторов профессионального самоопределения взрос¬лых.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

На основе описанного выше материала можно сделать следующий вывод: специфика выбора профессии в различных социальных группах связана с социальной ситуацией, однако степень самостоятельности в принятии решения, а также содержание основных мотивов выбора у них различны. Если старшеклассникам необходимо получить профессию для приобретения независимости и принимают решение в выборе профессии они чаще всего под влиянием значимых людей, то взрослые уже независимы и принимают решение при выборе профессии они чаще самостоятельно. Основными мотивами повторного выбора профессии становятся: возможность быть востребованным на рынке труда, соответствие профессии интересам и склонностям, перспективы профессионального роста, материальная обеспеченность, неудовлетворенность собой или своим профессиональным статусом.

Все сказанное позволяет определить специфику выбора профессии в различных социальных группах в связи с социальной ситуацией (см. таблицу 1).

 

 

 

 

Таблица 1

Специфика выбора профессии в различных социальных группах

Специфика выбора профессии

Социальная группа старшеклассп иков

Социальная группа студентов

Социальная группа взрослых

Социальная ситуация

Социальная роль — учащегося; Взаимоотношения складываются в общеобразовательном учебном заведении; Политическое и гражданское совершеннолетие; Ведущая деятельность — учебно- профессиональная

Социальная роль личности - студента;

Взаимоотношения складываются в профессионально- учебном заведении;

Ведущая деятельность - учебно- профессиональная

Социальная роль - специалиста;

Взаимоотношения складываются в разновозрастном профессиональном коллективе; Ведущая деятельность - профессиональная

Находятся в зависимости от мнения и точки зрения, значимых для них людей

Не зависимы от мнения и точки зрения ближайшего окружения

Основные мотивы выбора

  • Престижность профессии (ее социальная ценность);
  • Качества личности, присущие представителям этой профессии;
  • Материальный - важность больших заработков в будущем;
  • Личностное признание;
  • Возможность не пойти в армию.
  • Перспективы профессионального роста;
  • Материальная обеспеченность;
  • Возможность быть востребованным на рынке труда;
  • Соответствие профессии интересам и склонностям



 

1.3 Социально-психологические  причины, побуждающие взрослых к  повторному выбору профессии

На профессиональное самоопределение личности воздействуют внешние (социальные) и внутренние (психологические) факторы. В качестве внешних факторов выступают социально-экономические условия, социальная среда, социальная ситуация. По определению энциклопедического словаря, фактор - это причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.

Для большинства людей основой развития личности в зрелом возрасте становится профессиональная деятельность. Превращение профессиональной деятельности в ведущую, считает Э.Ф. Зеер, зависит от социально- экономических отношений, социальной ситуации, позиции личности. Профессиональная деятельность — это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. Траектория судьбы человека, его счастье, самочувствие, удовлетворенность жизнью, физическое и психическое здоровье во многом определяются удовлетворенностью содержанием профессиональной деятельности, отношением к ней личности, уровнем профессиональных достижений.

Таким образом можно сделать вывод, что, выбор профессии во многом зависит от внешних факторов - социально-экономических условий, социальной ситуации. Теоретический анализ литературы показывает, что специфика выбора профессии в различных социальных группах зависит от социальной ситуации.

К социальному фактору относится и социальная среда, которая также влияет на развитие профессионального самоопределения и может являться причиной, побуждающей взрослых к повторному выбору профессии.

По мнению В.И. Слободчикова, среда - это совокупность условий, обстоятельств, окружающая индивида обстановка. Отечественный ученый В.В. Авдеев в понятие «среда» включает «среду функционирования структуры» и «среду обитания», где «среда функционирования» семейная либо школьная среда, а «среда обитания» - «окружающая среда в широком понимании» и «среда микрорайона, поселка». Анализ научной литературы показал, что авторы понимают социальную среду как образовательную (В.А. Левин), жизненную (Дж. Гибсон), семейную, эмоциональную, окружающую, школьную (М. Черноушек), профессиональную (Э.Ф. Зеер).

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что социальные факторы могут побуждать взрослых к смене специальности или месту работы. Однако «не все в поведении субъекта объясняется действием только внешних факторов» .

В работах Б.С. Братуся, Ю.П. Вавилова, Э.Ф. Зеера, Н.Е. Касаткиной, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Ю.Е. Пряжниковой к внутренним (психологическим) факторам профессионального самоопределения личности отнесены базисные характеристики конкретного индивида, которые обусловливают поведенческие реакции и психические состояния, влияющие на успешность профессиональной деятельности и на профессиональное самоопределение.

Личность во всем многообразии ее свойств и особенностей, психических процессов и реализующих их структур, знаний и умений является тем исходным материалом, на котором осуществляется факт выбора той или иной профессии.

В данном параграфе мы рассмотрим некоторые индивидуально- психологические особенности личности, влияющие на профессиональное самоопределение взрослых.

Роль в профессиональном самоопределении таких волевых качеств личности как самостоятельность, решительность, настойчивость в достижении цели, отмечают отечественные исследователи Л.И. Анцыферова, Е.И. Головаха, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, A.A. Кроник, A.B. Петровский, Н.С. Пряжников и другие. Указанные личностные качества значимы для успешного профессионального самоопределения.

Важным условием принятия решения при выборе профессии является самостоятельность человека, когда он принимает на себя ответственность за решение и его последствия, когда он в состоянии самостоятельно выдвигать и оценивать альтернативу.

Индивидуально-психологические качества личности, связанные с особенностями принятия решения, выделяет Е.П. Ильин:

    • нерешительность - наличие колебаний, необоснованных раздумий при принятии решения (выборе средства и способа удовлетворения потребности);
    • импульсивность - проявление активности под влиянием случайных импульсов, без рассмотрения возможных последствий; торопливость в принятии решения действовать;
    • самоуверенность - большая уверенность в себе, в своих возможностях;
    • предусмотрительность - учет при принятии решения возможных последствий;
    • самостоятельность - склонность к принятию решения без посторонних влияний и помощи;
    • рисковость — склонность к принятию планов, решений, могущих привести к неудаче, опасности.

Выделенные личностные качества, указывает Е.П. Ильин, связаны с проявлением силы воли (волевого усилия) или с его отсутствием. Волевые качества личности - это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности. Любое качества, в том числе и волевое, Е.П. Ильин рассматривает как фенотипическую характеристику наличных возможностей человека, как сплав врожденного и приобретенного.

Таким образом, самостоятельность, решительность, настойчивость в достижении цели являются ведущими волевыми качествами личности при выборе профессии, обеспечивающие в последующем успешное профессиональное самоопределение, и которые мы обозначили как волевой психологический фактор профессионального самоопределения.

Такое качество личности как ассертивность социально значимо для людей, работающих в сфере «человек-человек». Ассертивность - термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert- настаивать на своём, отстаивать свои права. В лексикон российских психологов термин проник в середине 90-х годов [56]. Ассертивность - способность организовывать своё поведение, умение формулировать свои желания и требования, умение добиваться их удовлетворения.

В сфере межличностных отношений, особенно при выборе профессии в сфере «человек-человек», ассертивность предполагает отказ от опоры на чужие мнения и оценки и построение личного профессионального плана в соответствии со своими собственными интересами. Ассертивный тип поведения больше характерен для людей взрослых, так как у них уже есть некоторый жизненный опыт в общении с другими людьми.

Итак, мы считаем, что ассертивность является также волевым качеством личности, так как связана с проявлением «силы воли» при принятии решения, при выборе профессии или места работы, особенно в сфере «человек- человек» и является составляющей волевого психологического фактора профессионального самоопределения взрослых.

Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.

Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [5].

Мотивационные свойства личности влияют не только на процесс принятия решения, т.е. на мотивацию, обуславливая ее индивидуальные особенности, но и само поведение.

Главную роль в профессиональном самоопределении играют мотивы, которые в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, от целей этой личности. Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четки и аргументированы мотивы выбора.

Мотивационный фактор профессионального самоопределения личности связан с ценностями. Ценности являются одним из наиболее предпочтительных элементов личностных диспозиций, при исследовании которых можно ответить на вопросы, как и почему делает что-то конкретная личность. Под ценностью понимается любой объект (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта. Ценности по отношению к потребностям являются фактором, обуславливающим важность удовлетворения той или иной потребности и влияющим на выбор средств удовлетворения. Они являются частью сознания как отдельного человека, так и общественного сознания, частью культуры.

В процессе учебно-профессиональной и профессиональной деятельности под влиянием социальной среды происходит перестройка мотивационно-потребностной сферы личности, способствующая переосмыслению оценки себя как профессионала и включающая в себя совокупность мотивационных образований: направленность личности, мотивы, цели и т.д.. С возрастом человек пытается найти новые подтверждения правильности выбора профессии. Если эти попытки оказываются безуспешными, то индивид либо меняет профессию, либо начинает относиться к себе как к неудачнику, либо находит себе какой-либо иной (кроме профессионального) канал для самореализации (самоутверждения) .

К следующей группе психологических факторов профессионального самоопределения взрослых относятся профессиональный интерес и личный профессиональный план, которые мы обозначим как профессиональный фактор. В психологическом словаре «интерес» определяется как «избирательная направленность личности на определенные области познания» [6, С. 124]. Интерес является одним из главных факторов, детерминирующих развитие профессионального самоопределения личности.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что интересы заставляют личность активно искать путей и способов удовлетворения в профессиональной деятельности, выстраивая личный профессиональный план. Но при выборе профессии старшеклассники ориентируются не на свой профессиональный интерес, а на престижность профессии и на высокую заработную плату. Поэтому личный профессиональный план у них оказывается несформирован, что в последующем приводит к неудовлетворенности своей профессиональной деятельностью и смене профессии. Отсюда следует, что профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но важно, прежде всего, принимать во внимание то, насколько выбираемая деятельность соответствует интересам и способностям человека, для того чтобы построить свой личный профессиональный план.

Личный профессиональный план, по мнению Е.Е. Смирновой, - это представление человека о своем профессиональном будущем; построение плана зависит от самой личности, от ее опыта. При составлении личного профессионального плана Е.Е. Смирнова предлагает обдумать свою главную цель, продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. В личном профессиональном плане всегда должен присутствовать запасной вариант, ибо на пути к поставленной цели могут возникнуть препятствия: неудача на вступительных экзаменах в вуз, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей .

Личный профессиональный план может быть сформированным, частично сформированным или несформированным. Сформированность личного профессионального плана Н.С. Пряжников предлагает оценивать по трем основным критериям: самостоятельность выбора, осознанность выбора, адекватность выбора:

Информация о работе Проблемы социально-психологических факторов профессионального самоопределения взрослых