Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 22:06, курсовая работа
В настоящее время изменения в экономической, политической и общественной жизни происходят столь стремительно, что вопрос выбора профессии встает не только перед традиционной социальной группой старшеклассников, но и перед другими социальными группами, к которым относятся как безработные, так и студенты учебно-профессиональных заведений, работающие специалисты, пенсионеры, женщины по завершении декретного отпуска и др. В связи с этим выбор профессии стал серьезной социальной проблемой, поскольку незавершенность профессионального самоопределения, растянутость этого процесса во времени во многих случаях становятся причиной недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией, а следовательно, и текучести кадров, которая в условиях дефицита рабочих рук наносит немалый ущерб экономике. Ежегодно, по официальным данным Госкомстата России, «в службы занятости обращаются 4 млн. человек, однако трудоустройство безработных граждан даже после их переобучения остается нерешенной проблемой».
Целью разработанной профконсультациии является выбор профессии, а также формирование готовности к возможной перемене сферы труда.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы к анализу проблемы социально- психологических факторов профессионального самоопределения взрос¬лых
1.1 Социально-психологический аспект профессионального самоопределения личности
1.2. Проблема выбора профессии в различных социальных группах
1.4. Виды психологической помощи взрослым при планировании про-фессиональной карьеры
ВЫВОДЫ
Глава 2. Групповая профессиональная консультация «Профессиональное самоопределение взрослых».
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время изменения в экономической, политической и общественной жизни происходят столь стремительно, что вопрос выбора профессии встает не только перед традиционной социальной группой старшеклассников, но и перед другими социальными группами, к которым относятся как безработные, так и студенты учебно-профессиональных заведений, работающие специалисты, пенсионеры, женщины по завершении декретного отпуска и др. В связи с этим выбор профессии стал серьезной социальной проблемой, поскольку незавершенность профессионального самоопределения, растянутость этого процесса во времени во многих случаях становятся причиной недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией, а следовательно, и текучести кадров, которая в условиях дефицита рабочих рук наносит немалый ущерб экономике. Ежегодно, по официальным данным Госкомстата России, «в службы занятости обращаются 4 млн. человек, однако трудоустройство безработных граждан даже после их переобучения остается нерешенной проблемой».
Целью разработанной профконсультациии является выбор профессии, а также формирование готовности к возможной перемене сферы труда.
Глава 1. Теоретические подходы к анализу проблемы социально- психологических факторов профессионального самоопределения взрослых
1.1 Социально-психологический
аспект профессионального
Профессиональное самоопределение личности - проблема междисциплинарная, поскольку охватывает темы, входящие в проблемное поле различных наук. Этот термин используется в работах по психологии, по социологии, по педагогике, по акмеологии. Внутри каждой отдельной дисциплины встречается множество определений понятия «профессиональное самоопределение». Рассмотрим основные понятия и определения, касающиеся как самоопределения личности в целом, так и профессионального самоопределения в частности.
Термин «самоопределение» используется в литературе в самых разных значениях [1].
Прежде всего, необходимо разграничить психологический и социологический подходы к самоопределению. С точки зрения социологического подхода к самоопределению оно: а) относится к поколению в целом; б) характеризует его вхождение в социальные структуры и сферы жизни; в) виды самоопределения соответствуют видам этих структур и сфер жизни. С этой точки зрения критерием самоопределения является включение в те или иные сферы социальной жизни, а этапами самоопределения являются жизненные события, фиксирующие это включение (завершение учебы, вступление в брак и т.д.). Таким образом, с точки зрения социологического подхода в понятии самоопределения фиксируется результат жизненно-практического вхождения молодежи в определенные социальные структуры и сферы жизни и стабилизации ее в качестве элемента этих структур [3].
С точки зрения психологического подхода наиболее важен процесс самоопределения, т.е. психологические механизмы, которые обуславливают какое бы то ни было вхождение в социальные структуры и формирование определенного состояния личностного самоопределения [3].
Проблема самоопределения изучается учеными в аспектах личностного самоопределения и профессионального самоопределения. Профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить два принципиальных отличия между профессиональным и личностным самоопределением. При разделении данных типов самоопределения Н.С. Пряжников отмечает, что профессиональное самоопределение «более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т. п.); личностное же самоопределение - более сложное понятие (диплом «на личность», по крайней мере, психически здоровым людям, пока еще не выдают). Кроме того, профессиональное самоопределение больше зависит от внешних условий, а личностное определение - от самого человека.
Рассмотрим некоторые положения исследователей.
Существенно обогатил теорию и практику профессионального самоопределения личности Н.С.Пряжников. Постоянно подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, он пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации».
Многочисленные экспериментальные исследования, проведенные Л.M.Митиной, показали, что стратегия профессионального пути во многом определяется стадией выбора профессии и подготовки к ней. Стратегия профессионального развития, как правило, задается осознанным и самостоятельным выбором профессии. Случайный, неосознанный и несамостоятельный выбор профессии в большинстве случаев определяет стратегию адаптации личности к профессиональным требованиям.
Так как в данной работе рассматривается проблема выбора профессии, то проанализируем содержание этого понятия.
Соединение человека с профессией происходит посредством выбора (сознательного или бессознательного). Выбор профессии является одним из моментов, определяющих путь человека, суть которого - нахождение личностных смыслов в выбираемой профессии, а также нахождение смыслов в самом процессе самоопределения.
Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (согласно мнению Е. И. Головаха), - «это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу человека», который может быть осуществлен «как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения», и «в последнем случае выбор профессии как достаточно жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями» [4, С. 33]. Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как «чередующиеся выборы»).
Выбор профессии Е.П. Ильин рассматривает как довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс: ведь от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека всей своей жизнью [5].
Выбор профессии, по мнению Т.В. Кудрявцева и В.Ю. Шегуровой - это показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы, как утверждает Е.А. Климов, появляется необходимость коррекции профессиональной жизни человека .
Таким образом, выбор профессии - это решение, определяющее жизненный путь человека, от его правильности во многом зависит удовлетворенность человека всей своей жизнью.
Для различных социальных групп населения (учащихся первых- восьмых классов; выпускников школ, абитуриентов; учащихся профессиональных заведений; взрослых работающих специалистов; взрослых работающих специалистов в реорганизующихся организациях; безработных и незанятых людей, находящихся в ситуации поиска новой работы и профессии) Е.Ю. Пряжниковой и Н.С. Пряжниковым выделены следующие специфические задачи:
5 - освоение смежных
видов профессионального труда,
необходимых для более
Если соотнести задачи профессионального самоопределения, выделенные авторами, с возрастными группами, то получается, что постепенное формирование общей готовности к профессиональному самоопределению и подготовка к будущей трудовой жизни важна не только для студентов, но и для взрослых. А задача освоения смежных видов профессионального труда, необходимых для более качественного выполнения определенной работы - только для безработных. С этим можно не согласиться, так как современный рынок труда требует от всех специалистов мобильности, гибкости, коммуникабельности, владение смежными специальностями, а также постоянной готовности к возможной смене профессии или места работы.
Проблема смены профессии в отечественной науке представлена исследованиями профессиональной мобильности, при этом внимание акцентируется лишь на изучении внешних (социальных) и внутренних (психологических) факторов, обуславливающих переход из одной сферы в другую [2].
Все вышеизложенное определяет необходимость изучения социально-психологических факторов способствующих либо препятствующих успешному профессиональному самоопределению взрослых, включенных в повторный выбор профессии.
1.2. Проблема выбора профессии в различных социальных группах
Выбор профессии является одним из важнейших, но в то же время сложнейших поворотов на пути человеческого становления. Этому событию, фокусирующему в себе проблемы не только педагогические и социально-психологические, но и философские, медицинские, экономические и многие другие, - посвящено большое количество исследований.
В большинстве современных социально-психологических и педагогических работ заметна некоторая «линейность» представлений о профессиональном самоопределении: в них подспудно предполагается, что, чем в более раннем возрасте оно произойдет, тем лучше, и, само собой разумеется, что это самоопределение желательно делать однажды и на всю жизнь. Подобный подход, как пишет А. Гильманов, настолько упрощает рассмотрение этого сложного феномена, что находится на грани соответствия реальному ходу вещей, описывая только один вариант профессионального самоопределения, причем в современном обществе не самый распространенный. Он считает, что профессиональное самоопределение как осознание и утверждение собственной позиции в отношении профессии (действительной и будущей) — скорее не единичный акт, а процесс, цепь решений, в результате которых человек останавливается на выборе той или иной профессии, или отказывается от нее. Первый выбор профессии не является конечным мерилом успешности жизненного пути: опыт самоопределения в профессии набирается по мере более или менее целенаправленных проб и ошибок при сменах деятельности, или происходит «раз и навсегда» под влиянием внезапно возникшего сильного увлечения, обстоятельства. Смена профессий всегда обоснованна и логична.
В психологии и социологии проблема выбора профессии рассмотрена широко и подробно для социальной группы старшеклассников, которые включены в ситуацию вынужденного или необходимого выбора профессии [8].
На современном этапе развития нашего общества, характеризующимся резким изменением социальных условий, которые связанны с политическими и экономическими преобразованиями, выбор профессии стал актуален и для взрослой группы населения.
В данном параграфе мы рассмотрим специфику выбора профессии в связи с социальной ситуацией и содержанием основных мотивов выбора в социальных группах старшеклассников, студентов и взрослых.
Выбор профессии как определённый акт поведения может иметь различное психологическое содержание и осуществляется на основе различных психических процессов. Для одних старшеклассников, отмечал Л.С. Выготский, выбор профессии - это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор известной жизненной дороги, поиск определённого места в общественном производственном процессе, окончательное включение себя в жизнь социального целого на основе определения своего призвания и выбора своего основного жизненного дела. Такой выбор профессии обязательно предполагает достаточно высокую ступень развития самосознания и мировоззрения старшеклассника и известный уровень его жизненной зрелости, в частности, наличие у него известного трудового и жизненного опыта.
Но выбор профессии может осуществляться и на основе совершенно иных психологических механизмов. Выбор профессии может оказаться актом подражания товарищам или родителям, либо решением, принятым под непосредственным влиянием внешних обстоятельств или случайно возникшего интереса .
По данным последних социально-психологических исследований Л.А. Йовайша, А.Н. Леонтьева, П.С. Лернера, Е.В. Шеловановой были выявлены недостатки в профессиональном самоопределении старшеклассников:
- уже в 7-м - 9-м
классах ученик должен выбрать
интересующую его профессию с
тем, чтобы в последствии
Проблема выбора профессионального и жизненного пути, по мнению Е.И. Головаха, встает перед человеком в том возрасте, когда у него еще нет жизненного опыта. Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. Старшекласснику разобраться в таком разнообразии нелегко [4].
Необходимо отметить и то, что выбор профессии является одним из аспектов нахождения человеком смысла своей жизни [6]. Задача выбора профессии решается старшим школьником не в одиночку. Существенное влияние оказывают близкие, «значимые другие». Характерология личности старшеклассника так же влияет на специфику профессионального самоопределения.