Проблемы социально-психологических факторов профессионального самоопределения взрослых

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время изменения в экономической, политической и общественной жизни происходят столь стремительно, что вопрос выбора профессии встает не только перед традиционной социальной группой старшеклассников, но и перед другими социальными группами, к которым относятся как безработные, так и студенты учебно-профессиональных заведений, работающие специалисты, пенсионеры, женщины по завершении декретного отпуска и др. В связи с этим выбор профессии стал серьезной социальной проблемой, поскольку незавершенность профессионального самоопределения, растянутость этого процесса во времени во многих случаях становятся причиной недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией, а следовательно, и текучести кадров, которая в условиях дефицита рабочих рук наносит немалый ущерб экономике. Ежегодно, по официальным данным Госкомстата России, «в службы занятости обращаются 4 млн. человек, однако трудоустройство безработных граждан даже после их переобучения остается нерешенной проблемой».
Целью разработанной профконсультациии является выбор профессии, а также формирование готовности к возможной перемене сферы труда.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы к анализу проблемы социально- психологических факторов профессионального самоопределения взрос¬лых
1.1 Социально-психологический аспект профессионального самоопределения личности
1.2. Проблема выбора профессии в различных социальных группах
1.4. Виды психологической помощи взрослым при планировании про-фессиональной карьеры
ВЫВОДЫ
Глава 2. Групповая профессиональная консультация «Профессиональное самоопределение взрослых».
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

проблемы социально- психологических факторов профессионального самоопределения взрос¬лых.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

1) самостоятельность  выбора: самостоятельно, несамостоятельно (под влиянием друзей, родителей, коллег и т.д.);

  1. осознанность выбора: с учетом основных факторов, с частичным учетом основных факторов, под влиянием случайных факторов. К основным факторам можно отнести: а) осознание главной цели и более отдаленных конкретных целей (планирование профессионального будущего); б) внешние (возможные препятствия) и внутренние (свои возможности и интересы) условия достижения целей; в) запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов; д) общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и в мире профессионального труда;
  2. адекватность выбора: адекватен (оценка своих профессиональных знаний, умений и навыков, а также профессиональных интересов), неадекватен.

Для эффективной профессиональной деятельности важное значение имеет сформированный личный профессиональный план, т.е. осознание своих профессиональных интересов, а также умение на основе рефлексии развивать необходимые личностные и профессиональные качества.

Итак, сформированность личного профессионального плана и направленность интересов на профессиональную деятельность являются также значимым профессиональным психологическим фактором профессионального самоопределения взрослых, влияющим на ситуацию повторного выбора профессии.

На основе вышесказанного мы выделяем внутренние (психологические) факторы профессионального самоопределения, которые влияют на успешность или неуспешность повторного выбора профессии. Психологические факторы можно сгруппировать таким образом: волевые (волевые качества личности, влияющие на принятие решения: настойчивость в достижении цели, ассертивность, решительность, самостоятельность), мотивационно-ценностные (направленность личности, мотивация достижения, ценности- цели), профессиональные (профессиональные интересы и личный профессиональный план).

Таким образом, вышеперечисленные социально-психологические факторы профессионального самоопределения взрослых можно отразить в следующей схеме:

Рис. 1. Социально-психологические факторы профессионального самоопределения взрослых



 

Согласно А. Гильманову жизненный путь определенного типа людей имеет сходные признаки, независимо от характера и вида их профессиональной деятельности [33] т.е психологические факторы профессионального самоопределения взрослых связаны с социально-психологическим типом личности и сочетание этих факторов различно у людей, принадлежащим к разным социально-психологическим типам личности.

Классификацию социально-психологических типов личности В.М. Миниярова. Под социально-психологическим типом личности он понимает типический образ, отражающий систему общественных отношений, закрепленных в особенностях индивидуального поведения человека. Предлагаемая В.М. Минияровым классификация характерологических типов личности связана со стилями семейного воспитания. В основе предлагаемых им стилей воспитания лежат причины сложившихся отношений в семье. Он выделяет следующие социально-психологические типы личности: конформный, доминирующий, сензитивный, инфантильный, тревожный, интровертированный и гармоничный. Каждый из социально-психологических типов личности содержит в себе как продуктивные, так и непродуктивные черты характера, которые могут предопределять результативность повторного выбора профессии .

Логически можно предположить, что осознанным, самостоятельным и адекватным будет выбор профессии при гармоничном и сензитивном социально-психологическом типе личности, так как этим типам личности присущи следующие характерологические свойства: уверенность в себе, настойчивость в достижении цели, самостоятельность в принятии решения, активность, оригинальность, увлеченность любимым делом.

Социально-психологический тип личности может частично измениться в процессе социализации, но, как показывают лонгитюдные исследования В.М. Миниярова и O.A. Чаденковой тип личности не изменяется, т.е. основные его характеристики остаются стабильными.

Развитие рынка трудовых ресурсов предъявляет определённые требования к личности, характеризуя успешную личность как конкурентно- способную, саморазвивающуюся и способную сменить специальность в нестабильной быстроменяющейся обстановке. В то же время следует отметить, что в изменившихся социально-экономических условиях традиционные методы профессиональной консультации не всегда эффективны для взрослой категории населения. Н.В. Щеколдина  считает, что включение взрослых в целенаправленную работу по формированию готовности к возможной смене специальности или места работы обеспечивается составляющими характеристиками волевого и профессионального факторов.

 

 

 

 

1.4. Виды психологической помощи взрослым при планировании профессиональной карьеры

Условия жизни в современном динамичном мире предъявляют совершенно новые требования к поведению личности в профессиональной сфере. От нее ожидается готовность к возможной перемене сферы труда, своеобразная психологическая «открытость» к различным профессиональным альтернативам, ориентация на широкий круг профессий, умение принимать решение при выборе профессии и умение планировать профессиональную карьеру.

Карьера (фр. сагпеге) - успешное продвижение сотрудника в какой- либо сфере деятельности. Областями деятельности могут быть не только сугубо профессиональная, но также общественная, служебная, деловая, научная. Психологические исследования последних лет, по утверждению Ф.С. Исмагиловой, подтверждают выявленную закономерность: если работник не видит перспективы роста, то после 5-7 лет работы у него начинается спад активности. Если профессиональное прошлое специалиста было динамичным, если он менял места работы (пусть даже в рамках одной организации), то все это существенно влияет на его профессионализм. Он имеет возможность сравнивать ситуации и находить наилучшие решения, быстрее адаптируется к новым условиям деятельности, сохраняет свою потенциальную мобильность .

Психологическая помощь при формировании и развитии профессиональной карьеры, считает Ю.М. Забродин, должна быть ориентирована на различные возрастные контингенты и социальные группы: на молодежь, вступающую на рынок труда, на взрослое население, занятое в различных видах профессиональной деятельности, на безработных специалистов и неспециалистов. Психологическое сопровождение профессиональной карьеры человека должно включать в себя вопросы ориентации, консультации и помощи при планировании профессиональной карьеры, при выборе жизненного пути, при вхождении в рынок труда на трудовой стадии социализации. Эта психологическая помощь может быть оказана в виде профессиональных консультаций, тренинга, коррекции жизненных ситуаций и т.д.. Рассмотрим выделенные виды психологической помощи взрослым при планировании профессиональной карьеры.

В психологическом словаре профессиональная консультация рассматривается как метод психологической помощи людям в выборе и профессии, а также при планировании профессиональной карьеры в соответствии с возможностями, которые предоставляет личности общество, и ее индивидуальными качествами .

Под психологическим консультированием Ф.С. Исмагилова понимает вид психологической помощи, направленной на совместную работу с клиентом, в результате которой клиент оказывается способным решить возникшие у него проблемы психологического плана. Профессиональное консультирование можно рассматривать как особый вид психологического консультирования. Отличительной особенностью профессионального консультирования является то, что проблемы клиента так или иначе связаны с его профессиональным самоопределением, развитием карьеры, профессиональной деятельностью и поведением на рабочем месте, поиском или потерей работы.

Таким образом, профессиональное консультирование - это вид психологической помощи, направленной на согласование индивидуальных профессиональных возможностей и потребностей клиента с интересами организации или рынка труда, в результате которой происходит профессиональное самоопределение клиента, формируется или совершенствуется его профессиональный план, вносятся продуктивные изменения в его профессиональную деятельность и поведение .

Если рассмотреть основные теоретические подходы к профессиональному консультированию в широком историческом контексте, то можно выделить следующие ее направления.

В зарубежной практике профконсультации широкое распространение получил подход, предложенный американским исследователем Д. Голландом. В своей концепции он объединил теорию личности с теорией выбора профессии.

Выбирая между доминантами интеллектуальных и личностных качеств, Д. Голланд отдает предпочтение качествам личности, считая, что профессиональный выбор и успешность профессиональной деятельности человека обусловливаются, прежде всего такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения и т. п. Далее на основе выявленных ведущих компонентов личностной направленности (интересы и ценностные ориентации) Д. Голланд создал типологию личности, которая и используется в целях профконсультации .

В статье «Джон Голланд о выборе профессии» E.H. Прощицкая пишет, что «теоретическая модель каждого из выделенных Д. Голландом типов личности описывается по схеме: цели, ценности, «Я-образ», образовательные цели, предпочтительные профессиональные роли, способности и специальные дарования, оригинальность достижения, личностное развитие, жизненный путь. По этой схеме Д. Голланд описал шесть типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический».

Основная идея профконсультирования Д. Голланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, а, следовательно, и удовлетворенность своим профессиональным трудом определяются прежде всего тем, в какой степени профессиональный тип личности соответствует типу профессиональной среды. Профессиональная (а точнее, организационная) среда сегодня все чаще рассматривается как один из наиболее мощных факторов профессионального (или организационного) поведения человека.

Профессиональная среда, по утверждению Д. Голланда, - это определенное социальное окружение, которое создается личностями с общими или схожими взглядами и наклонностями, реакциями и предпочтениями. Тип профессиональной среды зависит от того, индивиды с какой направленностью профессиональных интересов в ней преобладают. Соответственно Д. Голланд описывает реалистичную, интеллектуальную, социальную, конвенциональную, предпринимательскую и артистическую профессиональные среды.

Высокая динамичность экономической ситуации и ее нестабильность заставляет специалиста быть постоянно готовым к смене рабочего места, организации, профессии, специальности, а при необходимости целеустремленно искать работу, психологически и экономически выживать в ситуации вынужденной безработицы. Современное профессиональное консультирование, по мнению Ф.С. Исмагиловой, должно быть связано с ориентацией человека на повышение его конкурентоспособности на рынке труда и в организации, а также на формирование готовности к постоянному профессиональному развитию и изменению.

Главная цель профконсультационной работы, по мнению Е.А. Климова, заключается в постепенном формировании у личности внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

В профессиональном консультировании Н.С. Пряжников выделяет следующие группы задач: 1) информационно-справочная, просветительская; 2) диагностико-корректирующая; 3) морально-эмоциональная поддержка, формирование оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему; 4) конкретный выбор, принятие решения (или готовность совершать серию выборов, из которых складывается профессиональная и жизненная перспектива).

Среди перечисленных задач работы в области профессионального консультирования одной из важнейших мы считаем оказание психологической помощи в принятии решений и планировании своей профессиональной жизни.

Современные условия жизни общества требуют постоянной готовности и умения принимать решение при выборе профессии и места работы, смены стратегии профессиональной адаптации на стратегию профессионального развития. Это остается актуальным и в случаях выбора относительно стабильных профессий, поскольку в нашей стране все более широко применяются коллективные формы труда, когда становится необходимым владение несколькими специальностями, чтобы быть готовым заменить коллегу, либо оказать ему квалифицированную помощь и т.д.

В службах занятости реализуются программы, рассчитанные на молодежь и взрослую категорию населения, с целью формирования необходимых навыков и умений при поиске работы - «Клуб ищущих работу», «Новый старт», «Самопрезентация» и др.

Исходя из вышесказанного, в качестве основного средства по оказанию психологической помощи взрослым при формировании готовности к возможной смене специальности и места работы мы разработали профконсультацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

Профессиональное самоопределение в социальной психологии рассматривается как социальный процесс «определения человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых конкретным человеком) критериев профессионализма» (Г.В. Акопов). Успешность профессионального самоопределения определяет устойчивое положительное отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности.

«Соединение человека с профессией происходит посредством выбора, сознательного или бессознательного» (A.B. Тихомиров). Выбор профессии - это решение, определяющее жизненный путь человека, от его правильности во многом зависит удовлетворенность человека всей своей жизнью. В течение жизни человек может совершать несколько выборов профессии.

Информация о работе Проблемы социально-психологических факторов профессионального самоопределения взрослых