Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 14:36, реферат
В данном реферате отражен целостный подход к сложному и многоаспектному явлению детской одаренности. Предлагаемое определение позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества.
В реальной практике с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одаренности.
Возможно, это является своеобразным отражением узко прагматического подхода к феноменам детской одаренности. Возможно не только наличие потенциальной и скрытой форм существования одаренности, но и есть острая необходимость особых, научно обоснованных методов работы с детьми с такими видами одаренности.
В предложенной классификации видов одаренности творческая одаренность, занимающая центральное место в широко распространенных теоретических подходах, не выделяется в качестве отдельного вида одаренности. Творчество определяется как развитие деятельности по инициативе самого ребенка, как «выход за пределы заданных требований», что обеспечивает создание подлинно творческого продукта. Таким образом, «творческая одаренность» не рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности. Вместе с тем она характерна для любого вида деятельности.
Введение 3
1. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» 5
2. Виды одаренности 6
3. Признаки одаренных детей 11
4. Системы отношений одаренного ребенка с социумом 13
5. Принципы и методы выявления одаренных детей 16
Заключение 19
Список литературы 21
Навешивание ярлыков типа «одаренный» или «ординарный» недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка.
Специальную область составляют экспериментально-
Заключение
В данном реферате отражен целостный подход к сложному и многоаспектному явлению детской одаренности. Предлагаемое определение позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества.
В реальной практике с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется уже в тои или иной степени проявившимся видам одаренности.
Возможно, это является своеобразным отражением узко прагматического подхода к феноменам детской одаренности. Возможно не только наличие потенциальной и скрытой форм существования одаренности, но и есть острая необходимость особых, научно обоснованных методов работы с детьми с такими видами одаренности.
В предложенной классификации видов одаренности творческая одаренность, занимающая центральное место в широко распространенных теоретических подходах, не выделяется в качестве отдельного вида одаренности. Творчество определяется как развитие деятельности по инициативе самого ребенка, как «выход за пределы заданных требований», что обеспечивает создание подлинно творческого продукта. Таким образом, «творческая одаренность» не рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности. Вместе с тем она характерна для любого вида деятельности.
В данной работе также обращается внимание на неадекватность упрощенного подхода к анализу феномена одаренности, ограниченного лишь сферой способностей ребенка. Адекватное рассмотрение уникального по своей природе явления детской одаренности требует подхода, учитывающего как способности, так и особенности личности одаренного ребенка, его нравственного, духовного облика.
Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации их одаренности. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики.
Анализ всего сложного переплетения семейных, школьных, личностных проблем одаренных детей дан таким образом, что может служить научно-практической основой для психологического консультирования учителей и родителей.
Выявление, развитие и обучение одаренных детей образует единую систему. Ни одна из этих форм работы не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. Так, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
Нет ни какого сомнения, что при соответствующей
системе обучения и воспитания, при четко
продуманной системе развития мотивации
эта проблема одаренных детей может быть вполне
успешно преодолена (что подтверждается
и данными психогенетики о весьма значительной,
гораздо более выраженной роли средовых
факторов в развитии творческих способностей
сравнительно с интеллектом). При этом
система развития одаренности ребенка
должна быть тщательно выстроена, строго
индивидуализирована и ее реализация
должна приходиться на достаточно благоприятный
возрастной период.
Список литературы
Информация о работе Проблема одаренности: психологический анализ