Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 14:36, реферат
В данном реферате отражен целостный подход к сложному и многоаспектному явлению детской одаренности. Предлагаемое определение позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества.
В реальной практике с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одаренности.
Возможно, это является своеобразным отражением узко прагматического подхода к феноменам детской одаренности. Возможно не только наличие потенциальной и скрытой форм существования одаренности, но и есть острая необходимость особых, научно обоснованных методов работы с детьми с такими видами одаренности.
В предложенной классификации видов одаренности творческая одаренность, занимающая центральное место в широко распространенных теоретических подходах, не выделяется в качестве отдельного вида одаренности. Творчество определяется как развитие деятельности по инициативе самого ребенка, как «выход за пределы заданных требований», что обеспечивает создание подлинно творческого продукта. Таким образом, «творческая одаренность» не рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности. Вместе с тем она характерна для любого вида деятельности.
Введение 3
1. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» 5
2. Виды одаренности 6
3. Признаки одаренных детей 11
4. Системы отношений одаренного ребенка с социумом 13
5. Принципы и методы выявления одаренных детей 16
Заключение 19
Список литературы 21
Проблемы, изучающие взаимосвязь интеллектуального и творческого потенциала ребенка всегда являются предметом научных дискуссий. Они имеют собственный научный и нравственный смысл. Не возникает сомнения в необходимости ранней диагностики и специальной помощи умственно отсталым детям. По отношению же к противоположной группе детей (относящихся к способным и одаренным) сложилась неоднозначная позиция, которая зачастую искажает проблему и формирует неадекватное отношение к одаренным детям. В настоящее время выделяют следующие проблемные системы отношений одаренного ребенка с окружающим его социумом (К. Тэкэнс):
«Одаренный ребенок – семья» - с раннего детства одаренные дети беспокоят своих родителей своей индивидуальностью, непохожестью на сверстников. Это проявляется в раннем физическом, умственном развитии; в активном познании окружающей действительности; в особенностях социальной адаптации; таким детям характерна – цепкая память, довольно большой словарный запас, речь появляется намного раньше, чем у сверстников и т.д. В связи с этим родители способного ребенка испытывают ряд распространенных проблем:
Идеальной родительской реакцией на факт одаренности своего ребенка является: адекватное соотношение игнорирования и эксплуатации способностей ребенка. Для достижения этой цели перед родителями ставятся основные задачи (с учетом раннего развития ребенка):
В итоге отметим, что отношения ребенка и родителей – это важнейший момент в воспитании его добрых чувств к самому себе и к окружающему миру.
«Одаренный ребенок – общество» - неадекватное отношение к факту одаренности со стороны общества вызвано его деградацией, анти интеллектуализацией. Одаренный или способный ребенок, проявляя себя, как неординарная личность, часто становится изгоем в своем микросоциуме, в нашем обществе долгое время существовал культ средней (универсальной) личности. Следовательно, если ребенок отличается от своих сверстников, у него появляются проблемы в адаптации.
А. Маслоу выделяет четыре уровня адаптации одаренного ребенка. Уровень выживания – в данной ситуации одаренный ребенок лишь физически присутствует в окружающем его мире и постоянно борется за собственное самосохранение. Громадная доля психологической энергии уходит на сохранение своего «Я» во внешней враждебной среде;
В системе «одаренный ребенок – учитель» исследователи выделяют две основных группы проблем: с одной стороны, убежденность учителей в том, что одаренный ребенок не нуждается в специальном внимании и помощи, т.к. многое он может сделать и решить самостоятельно; с другой стороны, это низкий профессиональный уровень подготовки учителей для работы с одаренными детьми, низкая психологическая культура таких педагогов. Как следствие этой ситуации, учителя отмечают у одаренных детей демонстративное поведение, проявления упрямства, воспринимают их как «отъявленных индивидуалистов». Одаренные дети очень быстро проходят этап начального интеллектуального развития и в дальнейшем начинают оказывать сопротивление любым видам нетворческой деятельности. Сложности одаренного ребенка в том, что он без специальной помощи психолога не понимает, почему встречает такое сопротивление со стороны ближайшего окружения. Такие качества интеллекта как креативность, оригинальность, творческость могут оцениваться педагогами как отклонения от нормы в развитии ребенка. Как следствие данной ситуации, ребенку две трети учебного времени приходится находиться в ситуации «интеллектуального саботажа», причины которого – недостаточное внимание системы образования к данной категории детей; низкий уровень подготовки специалистов для одаренных детей, неграмотное составление программ (в частности индивидуальных, дифференцированных) для работы с одаренными и способными детьми; отсутствие уникальных альтернативных программ образования в массовой школе; ориентация учителей на «среднего» ученика и т д.
Большое значение для понимания особенностей личности ребенка и характера ее становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками – система «одаренный ребенок – сверстники». Дети относятся к одаренному ребенку по-разному, т.е. в зависимости от вида одаренности. Те, кто отличается большей обучаемостью, социальными и бытовыми навыками пользуются популярностью среди сверстников (особенно дети с повышенными творческими возможностями и дети-лидеры). Сложнее дело обстоит со специальными видами одаренности, которые могут вызывать у окружающих недоумение, насмешку и т.п. Как следствие неадекватной адаптации таких детей, они попадают в «группу риска». Основные причины проблем в указанной системе:
Все возникающие и существующие трудности, проблемы в различных сферах жизнедеятельности одаренного ребенка ведут к дезадаптации. Способные дети проявляют высокую степень чувствительности к новым ситуациям, что так же усложняет построение их взаимоотношений с другими людьми. По данным Гилфорда: большинство одаренных детей к окончанию школы испытывают хроническое чувство депрессии из-за вынужденной маскировки под сверстников. Исследования С. Майлза, С. Ладжоула, Б. Шора показали, что суицидальные исходы среди одаренных встречаются в 2,5 раза больше, чем среди их обычных сверстников. В связи с этим Л. Холлингуорт выделила основные проблемы адаптации интеллектуально одаренных людей:
Специалистам, работающим с одаренными и способными детьми, их родителям необходимо учитывать все особенности развития данной категории детей при разработке, апробации и окончательной корректировке специализированных программ обучения.
5. Принципы и методы выявления одаренных детей
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:
С учетом вышесказанного можно сделать следующие выводы. Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке (например, на количественных показателях, характеризующих индивидуальный уровень интеллектуального развития). К сожалению, в школьной практике достаточно часто ограничиваются оценкой коэффициента интеллекта (IQ), который определяется с помощью психометрических тестов интеллекта. Именно эти тесты чаще всего используются при отборе детей в классы и школы для одаренных.
По существу, любая форма отбора (селектирования) детей на основе показателей тестов интеллекта оказывается несостоятельной с научной точки зрения, поскольку тесты интеллекта по определению не являются инструментом диагностики одаренности вообще и интеллектуальной одаренности, в частности. Следует принять во внимание и то обстоятельство, что так называемые «проходные баллы», используемые в тестах на интеллект не имеют под собой четких теоретических или эмпирических обоснований.
Поэтому можно сделать следующие выводы относительно сферы конкретного применения тестов интеллекта в работе с одаренными детьми:
При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:
Информация о работе Проблема одаренности: психологический анализ