Проблема одаренности: психологический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 14:36, реферат

Краткое описание

В данном реферате отражен целостный подход к сложному и многоаспектному явлению детской одаренности. Предлагаемое определение позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества.
В реальной практике с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одаренности.
Возможно, это является своеобразным отражением узко прагматического подхода к феноменам детской одаренности. Возможно не только наличие потенциальной и скрытой форм существования одаренности, но и есть острая необходимость особых, научно обоснованных методов работы с детьми с такими видами одаренности.
В предложенной классификации видов одаренности творческая одаренность, занимающая центральное место в широко распространенных теоретических подходах, не выделяется в качестве отдельного вида одаренности. Творчество определяется как развитие деятельности по инициативе самого ребенка, как «выход за пределы заданных требований», что обеспечивает создание подлинно творческого продукта. Таким образом, «творческая одаренность» не рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности. Вместе с тем она характерна для любого вида деятельности.

Оглавление

Введение 3
1. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» 5
2. Виды одаренности 6
3. Признаки одаренных детей 11
4. Системы отношений одаренного ребенка с социумом 13
5. Принципы и методы выявления одаренных детей 16
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Проблема одаренности2.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Проблемы, изучающие взаимосвязь интеллектуального и творческого потенциала ребенка всегда являются предметом научных дискуссий. Они имеют собственный научный и нравственный смысл. Не возникает сомнения в необходимости ранней диагностики и специальной помощи умственно отсталым детям. По отношению же к противоположной группе детей (относящихся к способным и одаренным) сложилась неоднозначная позиция, которая зачастую искажает проблему и формирует неадекватное отношение к одаренным детям. В настоящее время выделяют следующие проблемные системы отношений одаренного ребенка с окружающим его социумом (К. Тэкэнс):

«Одаренный ребенок – семья» - с раннего детства одаренные дети беспокоят своих родителей своей индивидуальностью, непохожестью на сверстников. Это проявляется в раннем физическом, умственном развитии; в активном познании окружающей действительности; в особенностях социальной адаптации; таким детям характерна – цепкая память, довольно большой словарный запас, речь появляется намного раньше, чем у сверстников и т.д. В связи с этим родители способного ребенка испытывают ряд распространенных проблем:

  1. педагогическая несостоятельность: родители не способны оказать на ребенка разумное влияние, помочь ему в организации его творческой, интеллектуальной и другой деятельности;
  2. педагогическая безответственность: у родителей отсутствует желание активно и эффективно воспитывать, развивать своего ребенка,
  3. педагогическая беспомощность: родители не могут построить адекватные отношения с ребенком; в трудных ситуациях не способны оказать ему нужную помощь или оказать на него влияние;
  4. педагогическая преступность: хронический алкоголизм родителей; грубое отношение к ребенку, жестокость, физическое и моральное наказание и т.д.

Идеальной родительской реакцией на факт одаренности своего ребенка является: адекватное соотношение игнорирования и эксплуатации способностей ребенка. Для достижения этой цели перед родителями ставятся основные задачи (с учетом раннего развития ребенка):

  1. своевременно найти верный момент для помощи своему ребенку; нужные, правильные слова и советы для поддержки; вовремя уловить изменения в поведении и оказать помочь ребенку в решении его актуальных проблем;
  2. укрепить в ребенке понимание его системы ценностей; правильно дать понятие того, чего от них ждут окружающие люди; развивать здоровую основу самовосприятия;
  3. соблюсти баланс между выражением родительской заботы и предупреждением чрезмерного внимания ребенка к какой-либо одной области, в которой он особенно преуспевает;
  4. определить свою систему ценностей и сформулировать свои надежды в связи с ближайшим и далеким будущим ребенка;
  5. воспринимать ребенка как личность, индивидуальность, а не видеть в нем только его способности и результаты деятельности;
  6. постараться не  проецировать на ребенка собственные не реализованные интересы и увлечения.

В итоге отметим, что отношения ребенка и родителей – это важнейший момент в воспитании его добрых чувств к самому себе и к окружающему миру.

«Одаренный ребенок – общество» - неадекватное отношение к факту одаренности со стороны общества вызвано его деградацией, анти интеллектуализацией. Одаренный или способный ребенок, проявляя себя, как неординарная личность, часто становится изгоем в своем микросоциуме, в нашем обществе долгое время существовал культ средней (универсальной) личности. Следовательно, если ребенок отличается от своих сверстников, у него появляются проблемы в адаптации.

А. Маслоу выделяет четыре уровня адаптации одаренного ребенка. Уровень выживания – в данной ситуации одаренный ребенок лишь физически присутствует в окружающем его мире и постоянно борется за собственное самосохранение. Громадная доля психологической энергии уходит на сохранение своего «Я» во внешней враждебной среде;

  1. уровень обороны – в данной ситуации ребенок сохраняет самовосприятие, найдя собственную нишу безопасности, благополучия; массу энергии он тратит на удержание своих позиций и отражение того, что воспринимается как внешняя угроза;
  2. уровень уверенности – ребенок находит компромисс в преодолении общего отчуждения и неприятия; незначительная часть энергии уходит на приспособление к среде, а остальная часть идет на учебу, самоутверждение, творчество и т.д.;
  3. уровень процветания – является конечной целью для одаренного ребенка; в данной ситуации он всю энергию направляет на ценную и важную для него деятельность.

В системе «одаренный ребенок – учитель» исследователи выделяют две основных группы проблем: с одной стороны, убежденность учителей в том, что одаренный ребенок не нуждается в специальном внимании и помощи, т.к. многое он может сделать и решить самостоятельно; с другой стороны, это низкий профессиональный уровень подготовки учителей для работы с одаренными детьми, низкая психологическая культура таких педагогов. Как следствие этой ситуации, учителя отмечают у одаренных детей демонстративное поведение, проявления упрямства, воспринимают их как «отъявленных индивидуалистов». Одаренные дети очень быстро проходят этап начального интеллектуального развития и в дальнейшем начинают оказывать сопротивление любым видам нетворческой деятельности. Сложности одаренного ребенка в том, что он без специальной помощи психолога не понимает, почему встречает такое сопротивление со стороны ближайшего окружения. Такие качества интеллекта как креативность, оригинальность, творческость могут оцениваться педагогами как отклонения от нормы в развитии ребенка. Как следствие данной ситуации, ребенку две трети учебного времени приходится находиться в ситуации «интеллектуального саботажа», причины которого – недостаточное внимание системы образования к данной категории детей; низкий уровень подготовки специалистов для одаренных детей, неграмотное составление программ (в частности индивидуальных, дифференцированных) для работы с одаренными и способными детьми; отсутствие уникальных альтернативных программ образования в массовой школе; ориентация учителей на «среднего» ученика и т д.

Большое значение для понимания особенностей личности ребенка и характера ее становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками – система «одаренный ребенок – сверстники». Дети относятся к одаренному ребенку по-разному, т.е. в зависимости от вида одаренности. Те, кто отличается большей обучаемостью, социальными и бытовыми навыками пользуются популярностью среди сверстников (особенно дети с повышенными творческими возможностями и дети-лидеры). Сложнее дело обстоит со специальными видами одаренности, которые могут вызывать у окружающих недоумение, насмешку и т.п. Как следствие неадекватной адаптации таких детей, они попадают в «группу риска». Основные причины проблем в указанной системе:

  1. опережающий интеллектуальный потенциал одаренного ребенка;
  2. некоторые личностные особенности: чувство юмора, перерастающее в сарказм по отношению к сверстникам; обостренное чувство справедливости; нетерпимость и нежелание следовать общепринятым правилам и нормам и т.д.

Все возникающие и существующие трудности, проблемы в различных сферах жизнедеятельности одаренного ребенка ведут к дезадаптации. Способные дети проявляют высокую степень чувствительности к новым ситуациям, что так же усложняет построение их взаимоотношений с другими людьми. По данным Гилфорда: большинство одаренных детей к окончанию школы испытывают хроническое чувство депрессии из-за вынужденной маскировки под сверстников. Исследования С. Майлза, С. Ладжоула, Б. Шора показали, что суицидальные исходы среди одаренных встречаются в 2,5 раза больше, чем среди их обычных сверстников. В связи с этим Л. Холлингуорт выделила основные проблемы адаптации интеллектуально одаренных людей:

  1. неприязнь к школе из-за неинтересной и скучной учебной программы,  несоответствия учебного плана способностям и потребностям одаренного ребенка;
  2. одаренным детям интересны более сложные игровые ситуации, чем их сверстникам, вследствие этого, они могут находиться в изоляции;
  3. одаренные дети не склонны к конформизму, отвергают стандарты и шаблоны;
  4. для данной категории детей характерно размышление над философскими проблемами (жизни и смерти, бытия, жизни после смерти и т.д.);
  5. у одаренных детей часто отмечается несоответствие между творческим, интеллектуальным и социальным развитием,
  6. обостренное стремление к совершенству, т.е. перфекционизм;
  7. ощущение неудовлетворенности из-за высокой критики собственных достижений;
  8. гиперчувствительность не только по отношению к себе, но и по отношению к окружающим людям из-за восприимчивости к сенсорным стимулам;
  9. нетерпимость к детям с низким уровнем интеллектуального развития и т.д.

Специалистам, работающим с одаренными и способными детьми, их родителям необходимо учитывать все особенности развития данной категории детей при разработке, апробации и окончательной корректировке специализированных программ обучения.

 

5. Принципы и методы выявления одаренных детей

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

    1. комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно больший спектр его способностей;
    2. длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
    3. анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);
    4. использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияние, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п.;
    5. подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и др.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
    6. оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);
    7. преимущественная опора на методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.

С учетом вышесказанного можно сделать следующие выводы. Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке (например, на количественных показателях, характеризующих индивидуальный уровень интеллектуального развития). К сожалению, в школьной практике достаточно часто ограничиваются оценкой коэффициента интеллекта (IQ), который определяется с помощью психометрических тестов интеллекта. Именно эти тесты чаще всего используются при отборе детей в классы и школы для одаренных.

По существу, любая форма отбора (селектирования) детей на основе показателей тестов интеллекта оказывается несостоятельной с научной точки зрения, поскольку тесты интеллекта по определению не являются инструментом диагностики одаренности вообще и интеллектуальной одаренности, в частности. Следует принять во внимание и то обстоятельство, что так называемые «проходные баллы», используемые в тестах на интеллект не имеют под собой четких теоретических или эмпирических обоснований.

Поэтому можно сделать следующие выводы относительно сферы конкретного применения тестов интеллекта в работе с одаренными детьми:

    • психометрические тесты нужно применять, скорее, не для и не до принятия решения о мере одаренности, а после процедуры идентификации ребенка как одаренного в целях уяснения сильных и слабых его психологических качеств и для организации необходимой ему индивидуализированной психолого-педагогической помощи;
    • психометрические тесты могут оказаться полезными для отслеживания динамики проявления одаренности конкретных детей (например, в условиях психолого-педагогического мониторинга).

При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

    • различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т. п.);
    • специальные психодиагностические тренинги;
    • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
    • проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
    • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
    • организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.
    • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Информация о работе Проблема одаренности: психологический анализ