Проблемы одаренности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 10:08, доклад

Краткое описание

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Реальная педагогическая практика научилась различать три категории одаренных детей:

Файлы: 1 файл

проблемы одаренности.docx

— 23.13 Кб (Скачать)

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Реальная педагогическая практика научилась различать три категории одаренных детей:

  • Первая категория одаренных, которую принято выделять, - дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.
  • Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Их выявление  обычно не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.
  • К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе ("академическая одаренность").

Проблемы  одаренности.

       Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных заведениях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе. Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Пристрастие одаренных детей к умственной работе часто производит впечатление чрезмерности. Девочка десяти лет ежедневно приносит из библиотеки 2-3 книги, самые разные, без особого разбора, тут же прочитывает их, на следующий день меняет. И каждый вечер с боем приходится укладывать ее спать. У мальчика девяти лет плохое зрение, приходится ограничивать его занятия с книгой, но он ночью, пока мама спит, встает и читает…Нередко родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту, сомневаются, нормально ли это.

       В других семьях одаренность ребенка принимается как готовый дар. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие; а на основе самомнения и тщеславия не так-то просто найти общий язык со сверстниками. Дети с ранним умственным развитием нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. Если старшие не ценят проявления необычных способностей, смотрят на их как на странность, такое отношение не минует детского сознания.

       В вопросе воспитания одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: учителях, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.

Одаренный ребенок  встречает трудности, непонимание не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково,

и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже  не интересно.

Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в

классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им

приходится пребывать  в безделье, пока другие осваивают  азбуку и начальные

арифметические  действия. Конечно, очень многое зависит  от того, как

ведется преподавание. Некоторые педагоги учат не просто навыкам,

например, чтения или письма, но одновременно уделяют  внимание анализу

соотношения звуков и букв, а также истории слов, то есть в какой-то мере

вводят учеников в теорию языка. Такое развивающее  обучение несет в себе

нечто новое  и для самых сильных учеников (для них оно может быть

особенно привлекательно), но беда наших школ в том, что даже самый

лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен  возможности

ориентироваться на тех, кто идет впереди...

       Большинству учителей просто некогда заниматься одаренными

детьми; а некоторым  из них как бы мешают ученики с поражающими

познаниями, с  не всегда понятной умственной активностью. Бывает и так:

педагог поначалу собирается давать явно выдающемуся  ученику более

трудные задания, уделять ему специальное внимание. Но потом такие

намерения (а  иногда и обещания родителям) забываются - нет для этого у

учителя ни времени, ни сил... К тому же в ученике незаурядном, с необычно

высоким умственным уровнем педагог нередко видит прежде всего лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такой ребенок нуждается в особом

подходе.

       Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережающий

сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание. Стремительное

выполнение заданий, готовность правильно ответить не вопрос учителя - для

него желанная умственная игра, состязание. И он торопливее других тянет

руку - радостный, предвкушая одобрение. И при этом все время жаждет

новой умственной пищи... Но это через какое-то время  надоедает учителю, и

другим ученикам, и ему самому. Такой ученик постепенно становится всем в

классе в тягость.

Часто в начальных  классах наиболее развитого ученика  почти

перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и  так знает. Если он все

же настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может

нарваться и  на упрек, что он "выскочка". А  когда он видит, что его

активность учителю  не нужна, и переключается на что-нибудь постороннее. Так, поначалу энтузиаст учебных занятий, ребенок становится

лишним в школе, а она ему - ненужной. Он предпочитает болеть, лишь бы не

посещать уроки. В результате уже в первые же школьные годы и тем более в

подростковые  многие выдающиеся дети оказываются  в конфликте с

учителями. А  те иногда и сами не знают, чем такой  ребенок их раздражает: с

одной стороны  все-таки вундеркинд, а с другой - "какой-то ненормальный"...

Причина такого конфликта в том, что наиболее способные ученики

нуждаются в  нагрузке, которая была бы под стать  их умственным силам; а средняя школа, кроме средней программы, ничего им предложить не может.

     Так как одаренные дети имеют более высокий уровень умственного

интеллектуального развития, у них возникают определенные трудности, которые связаны с их особыми потребностями: они могут быстрее и глубже усваивать материал, чем большинство их сверстников; они также нуждаются в несколько иных методах преподавания.  

Одними из способов решения этих проблем могут быть обогащение и ускорение. 

     В условиях обычной школы ускорение принимает форму более

раннего поступления  ребенка в первый класс и последующего

«перепрыгивания»  через классы. Ускорение имеет как положительные, так и отрицательные черты. С одной стороны, одаренный ребенок получает адекватную своим способностям нагрузку и избавляется от утомительной скуки медленного продвижения по материалу, необходимого его менее развитым сверстникам. С другой стороны, однако, большие нагрузки и не соответствующая возрасту социальная ситуация иногда оказываются слишком трудными для рано развившегося ребенка.

     Другой метод поддержки обучения одаренных детей – обогащение

чаще всего  в нашей стране принимает форму  дополнительных занятий в

разнообразных кружках (по математике, физике, моделированию и т.д.),

секциях, школах специальных дисциплин (музыки, рисования и т.д.). В этих

кружках обычно есть возможность индивидуального подхода к ребенку и

работы на достаточно сложном уровне, не позволяющем скучать. Таким

образом, создается  достаточная мотивация и хорошие  условия для прогресса

одаренного ребенка. Проблема здесь заключается в  том, что ребенок,

посещающий кружок (или кружки), продолжает заниматься по общеобразовательным предметам по той схеме, которая не соответствует

особенностям  его интеллекта.

     Более систематический и теоретически обоснованный метод

обогащения разработан известным специалистом в области психологии

одаренности Дж. Рензулли. Этот метод предполагает три уровня. Первый

уровень включает занятия по общему ознакомлению с  широкими, порой

мировоззренческими  темами, выходящими за рамки обычной  школьной

программы. Задача работы в рамках первого уровня, охватывающей всех, а

не только особо  одаренных детей, заключается в  том, чтобы помочь

ученикам найти  интересующую их область занятий. Второй уровень

направлен на развитие когнитивных и эмоциональных процессов.

Особенностью  метода Резнули является попытка совместить когнитивное

обучение с  интересами ребенка, проявившимися  на основе занятий первого

уровня. Два первых уровня рассчитаны на всех детей, но в ходе этих занятий

из общего числа  выделяются те, кто может считаться  особенно одаренным в

каких-то областях. Эти дети допускаются к третьему, наиболее высокому в

системе Резнули уровню обогащения. Работа в рамках этого третьего уровня

предполагает  самостоятельные индивидуальные исследования ученика в той

области, которая  представляет для него наибольший интерес, тем самым

ребенок получает опыт собственно творческой работы: не просто усвоения

накопленного  людьми знания, но производства своего продукта. Система

Резнули включает, таким образом, не просто методы интеллектуального

обогащения учеников, но и методы выявления наиболее одаренных  из них на

основании самого учебного процесса, а не психологических тестов. Тем

самым обеспечивается определенная «демократичность» работы,

подчеркиваемая и тем обстоятельством, что два из трех ее уровней

предоставляются всем ученикам, а не только избранным. Кроме того, три

уровня позволяют  включить перед самостоятельной  работой очень важный

момент формирования интересов.

     Еще  один способ – специальные школы для одаренных детей: лицеи,

гимназии. В наши дни эти виды учебных заведений  пользуются большой

популярностью. Что же – неплохое решение проблемы, тем более деятельность таких учреждений основана на ряде научных принципов.

Необходимо найти точку роста. Для успешной работы с одаренным ребенком школа обязана найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Тогда и только тогда у ученика появится интерес, разовьется мотивация, что является необходимым условием успеха.

Выявление индивидуальных особенностей. Одаренность ее лежит на

поверхности, она  может быть незаметна для «невооруженного  глаза».

Занятия по индивидуальному  расписанию. Цель поддержания ребенка

в его точках роста предполагает возможность  индивидуальной скорости

продвижения по различным дисциплинам. Ребенок  должен иметь

возможность заниматься математикой, родным или иностранным  языком и

т.д. не со своими сверстниками, а с теми детьми, с  кем он находится на

одном уровне знаний и умений. Малые размеры учебных групп. Желательно, чтобы учебные группы не превышали 10 человек. Только в это случае можно достичь подлинно индивидуального подхода и обеспечить индивидуальное расписание ученикам.


Информация о работе Проблемы одаренности