Природа психики, различные варианты определения ее сущности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:39, контрольная работа

Краткое описание

Основной целью данной контрольной работы было:
1. Рассмотрение природы психики, различных вариантов определения её сущности.
2. Рассмотрение структуры психики.
3. Выявление бессознательного по З.Фрейду.

Оглавление

Введение 3
Вопрос 1. Природа психики, различные варианты определения её сущности 4-16
Вопрос 2. Структура психики 17-21
Вопрос 3. 22
Заключение 23
Использованная литература 24

Файлы: 1 файл

психология контрольная.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Нейрохирург К. Прибрам (р. 1919) выдвинул гипотезу, что голографический  подход может быть чрезвычайно действенным  в нейропсихологии и психологии. Он показал, что любой самый сложный образ может быть разложен в ряд регулярных волн с определенной частотно-амплитудной структурой. Применение обратного преобразования переводит волновые структуры снова в изображение.

Мозг, действуя на основе голографического принципа, содержит в каждой своей точке всю информацию подобно тому, как голограмма содержит в каждой своей части все изображения.

К. Прибрам, как и выдающийся физик Д. Бом, полагает, что не только мозг, но и вся Вселенная голографична. Бом описывает природу реальности вообще и сознания в частности  как неразрывное целое, вовлеченное в бесконечный процесс изменения -холодвижение. И жизнь, и неодушевленная материя имеют общее основание в холодвижении, которое является их первичным и универсальным первоисточником. Поэтому психика человека связана со всей Вселенной и каждый человеческий мозг является элементом большой голограммы, имеющей доступ ко всей информации.

Трансперсональная психология, основываясь на холотропных принципах, исследовала измененные состояния  сознания и пришла к выводу, что  человеку и его психике присуща  странная двойственность: психика может попеременно функционировать то в режиме хилотропного сознания (от греческого слова «хиле»-материя, т.е. сознания, непосредственно связанного с обработкой мозгом информации, поступающей из внешнего мира), то в режиме холотропного сознания, достигаемого в результате медитации, специального дыхания или употребления психоделиков.

Материалистическая психология ограничивается изучением только хилотропного состояния психики. В этом состоянии  человек осознает себя как отдельный  организм с четкими границами и ограниченным чувственным диапазоном восприятия, живущим в трехмерном пространстве и линейном времени в мире материальных объектов. В холотропном состоянии человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и причинности. Исследование измененных состояний сознания привело психологов к выводу, что каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный доступ ко всем ее частям.

В соответствии с духовно ориентированным подходом психика не является естественным продуктом развития материи, а представляет собой воплощение в ней духовного начала, которое оживотворяет материю и направляет ее развитие. Развитие психики рассматривается с позиций номогенеза — целенаправленного развития от простейших организмов к человеку, в соответствии с замыслом Высшего разума — Творца Вселенной.

Концепция номогенеза на научном уровне впервые была сформулирована основоположником эмбриологии К.Э. фон Бэром в 1834 г. Бэр сформулировал эмпирическое обобщение, которое до сих пор никто не опроверг: в истории живой природы четко прослеживается эволюция от массивных, неповоротливых, богатых косным веществом, вообще более «материальных» форм живых организмов к более организованным и подвижным: «Всегда более подвижные животные исторически следовали за менее подвижными, а имеющие более высокие духовные задатки — за теми, у кого была более развита вегетативная жизнь».

Рассмотрев  возможность происхождения человека от обезьяны «естественным путем», т.е. путем случайных изменений  и действия естественного отбора, он отвергает это предположение  в силу его научной несостоятельности.

Сущность материи  определяет движение. В живых организмах движение, лежащее в основе их психических  явлений, производится и определяется духом жизни, энергией духа, которая  истекает от Высшего разума. Эта  энергия есть источник жизни и  в природе; поскольку в ней присутствует движение, то в природе нет ничего мертвого, что подтверждает генетическая связь между органической и неорганической природой, раскрываемая современной наукой.

В современной  психологии все более активно  обсуждаются проблемы духовной основы мира. Признание духовной основы мира и системности мироздания расширяют возможности познания психики человека и самого феномена бытия человека.

Я. А. Пономарев выделяет две функции психики:

  • приспособление индивида к существующей реальности (обычная адаптация);
  • формирование новой реальности в силу каких-то потребностей(творчество).

Б. Ф. Ломов выделяет три взаимосвязанные функции:

  • познавательную, или когнитивную, предназначенную для построения внутренней модели окружающего мира с помощью процессов ощущения, восприятия, мышления и др.;
  • регулятивную, определяющую поведение индивида через потребности, цели, мотивы, чувства, эмоции;
  • коммуникативную, обеспечивающую отношения между людьми в сфере деятельности и межличностных отношений через вербальные и невербальные средства общения.

А. Г. Маклаков выделяет три функции психики по адаптационному критерию взаимодействия организма с окрул - отражение окружающей действительности:

  • обеспечение целостности организма;
  • регуляция поведения.

И все-таки главной  функцией психики является осуществление  оптимального  поведения организма  по удовлетворению  потребностей индивида с учётом всех  его возможностей и особенностей окружающей среды. Так, по мнению многих отечественных и западных психологов, именно потребности составляют ядро психики. По-разному трактуя сущность и структуру психики, эти психологи тем не менее были едины в признании того, что именно потребности порождают и организуют поведение, определяют его общее направление. На этом фундаменте формируются познавательные и двигательные процессы, осуществляется работа сознания, без чего эффективное осуществление потребностей, конечно, невозможно.

Причем философы долгое время  придерживались разных позиций по поводу того, может ли существовать дух  вне матери, а душа жить в отрыве от тела. В результате и сложились  два различных понимания природы психики: материалистическое и идеалистическое. Проблема приоритета, первичности материи или сознания и поныне разделяет философов.

В наше время существуют популярные идеалистические течения, такие как неотомизм и экзистенциализм.

Неотомизм — философия современной католической церкви — основывается на учении Фомы Аквинского и имеет традиционную, объективно-идеалистическую ориентацию. Вслед за Фомой Аквинским, провозгласившим, что философия должна быть использована для защиты и обоснования католического вероучения, неотомизм принимает утверждение «Философия — служанка богословия». Более того, за образец философского исследования неотомизмом принимается средневековая философия, и большое число работ неотомистов посвящено изучению средневековой схоластики, а развитие западной философии, начиная с Декарта, ими оценивается как философские заблуждения. Из учения Фомы Аквинского неотомизм заимствовал и принцип гармонии веры и разума, утверждающий, что вера и разум не исключают, а дополняют друг друга: путь разума ведет через постижение сотворенных вещей к богу, путь веры — к познанию сотворенного мира путем божественного откровения. Вере в этом процессе принадлежит главенствующая роль. На принципе гармонии веры и разума основывается неотомистский принцип иерархии, когда система знаний представляет собой пирамиду, вершиной которой является теология, в середине находится философия, а подножие составляют все остальные науки.

Религиозной представляется и натурфилософия неотомизма. Признается факт божественного творения мира, когда все вещи в силу божественного  всемогущества возникают из ничего. Богом творится и материя, поэтому ее существование не является вечным. Божественное провидение управляет развитием и изменением мира. Задача человека состоит в том, чтобы правильно пользоваться данной ему свободой, развивать в себе божественное начало и видеть смысл своего бытия в Боге. 

Как уже было написано выше существует и другое, не менее популярное идеалистическое  течение- это экзистенциализм. Экзистенциализм (существование)-  философия существования, направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется , которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

Значительное  место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

Трансперсональная психология — течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. Главные идеи, на которых базируется трансперсональная психология — недвойственность, расширение сознания за пределы обычных границ Эго, саморазвитие личности и психическое здоровье.

К философии  экзистенциализма примыкает трансперсональная психология, рассматривающая человека как космическое, духовное существо, неразрывно связанное, как и все человечество, со Вселенной. Трансперсональная психология включает в себя ряд психотерапевтических теорий и практик, таких как психосинтез и трансперсональная терапия, ряд техник самоанализа и личностного роста, таких как медитация и визуализация, а также заимствует ряд идей из философии, теологии, феноменологии, антропологии, социологии, восточных религиозно-философских учений, западных духовных традиций, оккультизма и парапсихологии.Она также фокусируется на типологии духовного опыта и изучении его влияния на мысли и поведение людей. Данное направление было создано в 1960-х годах, преимущественно на основе гуманистической психологии, его основоположниками были А. Маслоу, С. Гроф, К. Уилбер и другие.

 

 

Вопрос 2.  Структура психики.

Рассмотрение  психики как системного явления, имеющего сложную структуру, помогает глубже понять ее сущность. Анализ структуры  еще раз обнаруживает, что психика человека является сложнейшим явлением, возможно, самым сложным из того, что существует в мире. Духовный мир человека целостен, но вместе с тем он представляет собой многомерное явление.

Для более адекватного  и полного представления структурных  элементов, составляющих психику личности, необходимы знания этой структуры. В отечественной психологии принята следующая структура психики личности.




 




 

 

При этом указанные в структуре психики  личности компоненты представляют собой:

  • психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности;
  • психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности;
  • психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени;
  • психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Рассмотрим  подробнее содержание некоторых  из перечисленных нами компонентов.В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Рассматриваемые нами психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.

Так совершенно иначе эта структура выглядит в  психологии З. Фрейда. Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области -системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем — сознательного и бессознательного — характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.

Информация о работе Природа психики, различные варианты определения ее сущности