Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:39, контрольная работа
Основной целью данной контрольной работы было:
1. Рассмотрение природы психики, различных вариантов определения её сущности.
2. Рассмотрение структуры психики.
3. Выявление бессознательного по З.Фрейду.
Введение 3
Вопрос 1. Природа психики, различные варианты определения её сущности 4-16
Вопрос 2. Структура психики 17-21
Вопрос 3. 22
Заключение 23
Использованная литература 24
При этом необходимой
и крайне важной составной частью
психической структуры является
система бессознательного.
Что же представляет собой бессознательное?
Прежде чем дать его определение, Фрейд делает замечание, что "психическое " и "сознательное" — понятия неидентичные. Их нельзя отождествлять, так как в психике человека наличествуют очень интенсивные скрытые представления, присутствие Которых человек не замечает и не осознает, но они проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д.
Характеризуя бессознательное, как "закономерную неизбежную фазу процессов, которые проявляет наше психическая деятельность", Фрейд выделяет такие его важнейшие особенности, как:
По своему содержанию бессознательное представляет внутреннюю стихию психических процессов, "кипящий котел" инстинктов, аффектов, базальных (врожденных) эмоций, влечений, на основе которых формируются разрозненные группы эмоциональных переживаний и даже целостные их группы - комплексы.
При этом структура психологии личности состоит из трех систем: «Оно» (Id), «Я» (Ego) и «сверх Я» (Super-Ego), каждая из которых представляет соответственно компоненты бессознательного, пред- сознательного и сознательного.Фрейд подходит к обоснованию второй области психической структуры личности - "Идеал-Я" или “Сверх-Я" которое становится продуктивным источником психической силы и энергии для взаимодействия с реальностью и прежде всего с явлениями моральной и культурной жизни.
Важнейшим является и то, что система "Сверх-Я" формируется под влиянием социальной среды и запретов. Принимая на себя функции нравственного сознания, она оценивает все поступки и душевные акты личности с точки зрения "добра" и "зла". К проявлениям "Сверх-Я" можно отнести внезапное пробуждение совести" у человека, возникновение "безотчетного чувства вины", строгости и презрения к себе. Выступая как цензор, веления которого выполняются вытеснением, "Сверх-Я обнаруживает себя как моральная и даже "гиперморальная" (по терминологии Фрейда) психическая сила, которую сознание не может преодолеть Природа человека, по утверждению Фрейда, - как в отношении добра, так и в отношении зла далеко превосходит то, что он сам предполагает о себе.
В заключение остановимся ещё на одной из таких концепций, в основу которой положена логика новейшей комплексной научной дисциплины –кибернетики- науке об управлении и переработке информации.
В результате открытий Норберта Винера (1894-1964), американского ученого, математика, и появилась наука кибернетика, позволяющая творить и управлять искусственным интеллектом. Первым его фундаментальным трудом стала книга «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине», где было теоретически обосновано положение об общности законов, которые действуют в области автоматического регулирования, организации производства и в нервной системе человека. Эта книга сразу же была переведена на несколько языков, вызвала много споров в научном мире. Под влиянием высказанных в книге идей возникло немало научных направлений и появилась масса теоретических научных работ.Написав и издав в возрасте 54 лет свой первый фундаментальный труд по кибернетике, Норберт продолжил свои теоретические изыскания. В частности, в работе «Кибернетика и общество» он доказал, что многие концептуальные схемы, определяющие поведение живых организмов при решении конкретных задач, аналогичны схемам, характеризующим процессы управления в сложных технических системах.
Первый блок системы психики составляют потребности, а также обеспечивающие их удовлетворение совокупность мотивов, побуждений к активной деятельности и соответствующих чувств. Именно эта совокупность потребностей и обеспечивающая их эмоционально- мотивационная сфера являются центральным, управляющим блоком всей психики. На физиологическом уровне за осуществление этой управляющей и побуждающей функции отвечают определенные отделы мозга человека и животных.
Причем характер потребностей личности служит важнейшим показателем уровня ее развития.
Второй блок психики образует подсистема «отражения», сохранения и переработки информации. Она является периферийной подсистемой по отношению к центральной подсистеме, совокупности потребностей. Образующие ее процессы ощущений, восприятий и мышления, т.е. сознания, выступают как регулятор взаимодействия субъективного мира психосферы, основанной на потребностях, с объективной природной и социальной средой.
В структуре психики обнаруживается
достаточно четкое разделение се функций
на два основных блока: цели и средства,
управляющую и исполнительную психику.
В заключение следует отметить, что, имея
сложную внутреннюю структуру, выполняя
разнообразные функции, психика тем не
менее никогда не существует в «чистом
виде», в условиях изоляции от окружающей
среды. В этой внешней среде, без которой
не может существовать никакая психическая
деятельность, можно выделить следующие
три основных компонента:
Кроме того, характер психики во многом зависит и от того, насколько оптимально сам человек выстраивает свои взаимоотношения с окружающими людьми, природой и собственным организмом.
Таким образом, психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень подвижны. Основным свойством психики является ее системность и динамизм.
Во всех формах психических явлений выступают в неразрывном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Даже в таком относительно простом психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка предмета, переживание. вызванное раздражением, и регуляция практических действий. С еще большей очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах се проявления. Поэтому психика функционирует как единое целое.
Вопрос 3. Бессознательное (по З.Фрейду) это:
а) инстинкты;
б) вытесненные переживания;
в) архетипы;
г) неактуализированный прошлый опыт.
Ответ:
Бессознательное или неосознаваемое - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я), также отсутствует в сознании.
Следуя из этого определения:
Верно: а) т.к. инстинкт - совокупность врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения. В узком смысле, совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях.
б) т.к. вытесненные переживания - это один из механизмов психологической защиты. Заключается в активном, мотивированном устранении психологических, душевных травм из сознания. Получается, что при каком-то серьезном потрясении человек вновь, сам того не желая, может вспомнить пережитое им, и как итог, мы наблюдаем бессознательное.
в) т.к. архетипы - универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и обнаруживаемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.
Неверно: б) т.к. неактулизированный прошлый опыт – это неактулизированные знания, приобретённые предками. Не является бессознательным, человек не пережил эти язления сам.
Заключение.
Таким образом, как мы видим, на протяжении веков идет спор о психике как самом таинственном явлении, существующем в мире. Два противоположных подхода, издавна существующих в истолковании се сущности (материалистический и идеалистический), сегодня интегрируются современной психологической наукой, трактующей психику как воплощение нерасторжимого единства объективного и субъективного бытия, сосуществования внешнего и внутреннего, телесного и духовного.
Сегодня особо подчеркивается отличие подхода новейшей отечественной психологии в представлениях о структуре психики от тех установок, которые были традиционными для советской психологической школы.В традиционном для советской психологии определении психики упор делался на решении ею задачи «отражения» объективной реальности. Так, «отражение», т.е. ощущения, восприятия, представления — лишь первичный элемент психической активности, который дает лишь исходную информацию для дальнейшего анализа ситуации, ее внутренних и внешних сторон. На основе результатов этого анализа субъект обеспечивает решение главной задачи — организует поведение по удовлетворению той или иной потребности, желания. Поэтому многие отечественные и западные психологи видят ядро человеческой психики (К. Левин, У. Мак-Дугалл, А. Маслоу, Л.С. Выготский) именно в потребностях. По их мнению, именно потребности порождают и направляют всю психическую активность. Но, конечно, без осуществления познавательных задач, без предварительной работы сознания, так же как и без соответствующих двигательных, психомоторных, деятельностиых процессов, осуществление потребностей как у животных, так и у человека невозможно.
Стоит отметить,что человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от людей (феномен Маугли). Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.
Использованная литература.
Информация о работе Природа психики, различные варианты определения ее сущности